Москва, 28 августа — Наша Держава (Николай фон Гизенгаузен). Исполнилось 15 лет со дня канонизации
Царской Семьи. Церковное прославление последнего российского Самодержца
Императора Николая II и членов его семьи состоялось 20 августа 2000 года
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Собор установил
днями памяти Государя и его семьи 4/17 июля (день расстрела), а также в
числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день
совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее
воскресенье после 25 января (7 февраля).
Царской Семьи. Церковное прославление последнего российского Самодержца
Императора Николая II и членов его семьи состоялось 20 августа 2000 года
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Собор установил
днями памяти Государя и его семьи 4/17 июля (день расстрела), а также в
числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день
совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее
воскресенье после 25 января (7 февраля).
Первые попытки канонизации убиенных
большевиками в 1918 году Императора Николая II, Императрицы Александры
Федоровны, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
предпринимались русскими эмигрантами еще в 1930-е годы, однако лишь в
1981 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила их к лику
святых мучеников. По понятным причинам Русская Православная Церковь в
СССР не могла в то время даже обсуждать этот вопрос, хотя тайное
почитание Царственных мучеников существовало в России буквально с первых
дней, после их расстрела. Уже 8/21июля 1918 года во время богослужения в
Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал проповедь, в которой
обозначил суть духовного подвига Царя и выразил отношение Церкви к
состоявшейся казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший
Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия,
осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не
только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от
престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог
бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную
жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.
Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно
покорился судьбе». С этого времени началось тайное почитание
православными верующими Царской семьи, но по понятным причинам, вопрос о
ее канонизации был открыто поднят лишь после падения коммунистического
строя.
большевиками в 1918 году Императора Николая II, Императрицы Александры
Федоровны, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
предпринимались русскими эмигрантами еще в 1930-е годы, однако лишь в
1981 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила их к лику
святых мучеников. По понятным причинам Русская Православная Церковь в
СССР не могла в то время даже обсуждать этот вопрос, хотя тайное
почитание Царственных мучеников существовало в России буквально с первых
дней, после их расстрела. Уже 8/21июля 1918 года во время богослужения в
Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал проповедь, в которой
обозначил суть духовного подвига Царя и выразил отношение Церкви к
состоявшейся казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший
Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия,
осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не
только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от
престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог
бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную
жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.
Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно
покорился судьбе». С этого времени началось тайное почитание
православными верующими Царской семьи, но по понятным причинам, вопрос о
ее канонизации был открыто поднят лишь после падения коммунистического
строя.
Однако
идея канонизации Царской Семьи встретила противодействие в церковных
кругах. Противники прославления старались доказать, что расстрел
Императора, его жены и детей был вызван сугубо политическими причинами, а
потому не может считаться мученической смертью за Христа; критики также
указывали на неудачи в политике последнего Самодержца и выражали
сомнение в характере религиозности Государя.
идея канонизации Царской Семьи встретила противодействие в церковных
кругах. Противники прославления старались доказать, что расстрел
Императора, его жены и детей был вызван сугубо политическими причинами, а
потому не может считаться мученической смертью за Христа; критики также
указывали на неудачи в политике последнего Самодержца и выражали
сомнение в характере религиозности Государя.
Но несмотря на все трудности, почитание
Царственных Страстотерпцев верующим народом с каждым годом росло, в ряде
епархий Русской Церкви состоялось их прославление как местночтимых
святых и в итоге в 1992 году Архиерейский Собор поручил Комиссии по
канонизации святых приступить к изучению возможности официального
прославления семьи последнего Государя. Комиссия, работавшая под
руководством митрополита Ювеналия, к 1996 году пришла к выводам, что в
жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и
духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в
заключении — из которых первый (пребывание у власти) не дает достаточных
оснований для канонизации, а второй (период духовных и физических
страданий) — позволяет констатировать, что «за многими страданиями,
перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая
закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в
ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся
воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых
Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их
мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры,
подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных
христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении
этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения
Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и
исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II,
Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну,
Марию и Анастасию».
Царственных Страстотерпцев верующим народом с каждым годом росло, в ряде
епархий Русской Церкви состоялось их прославление как местночтимых
святых и в итоге в 1992 году Архиерейский Собор поручил Комиссии по
канонизации святых приступить к изучению возможности официального
прославления семьи последнего Государя. Комиссия, работавшая под
руководством митрополита Ювеналия, к 1996 году пришла к выводам, что в
жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и
духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в
заключении — из которых первый (пребывание у власти) не дает достаточных
оснований для канонизации, а второй (период духовных и физических
страданий) — позволяет констатировать, что «за многими страданиями,
перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая
закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в
ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся
воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых
Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их
мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры,
подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных
христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении
этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения
Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и
исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II,
Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну,
Марию и Анастасию».
В 2000 году на Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви Царская Семья была причислена к лику святых в
составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и
неявленных (общим числом включающим 860 человек). Чин канонизации был
совершён 20 августа 2000 года.
Русской Православной Церкви Царская Семья была причислена к лику святых в
составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и
неявленных (общим числом включающим 860 человек). Чин канонизации был
совершён 20 августа 2000 года.
Отличием от канонизации Царской Семьи
РПЦЗ стало то, что Московский Патриархат прославил последнего Государя,
его жену и детей не как мучеников, а как страстотерпцев, поскольку «в
богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово
«страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым,
которые, подражая Христу, с терпением переносили физические,
нравственные страдания и смерть от рук политических противников», являя
«высокий образец христианской нравственности и терпения». В докладе
митрополита Ювеналия также отмечалось, что Государь «уделял большое
внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых
храмов, в том числе и за пределами России», а за годы его царствования
«число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч,
открыто более 250 новых монастырей».
РПЦЗ стало то, что Московский Патриархат прославил последнего Государя,
его жену и детей не как мучеников, а как страстотерпцев, поскольку «в
богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово
«страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым,
которые, подражая Христу, с терпением переносили физические,
нравственные страдания и смерть от рук политических противников», являя
«высокий образец христианской нравственности и терпения». В докладе
митрополита Ювеналия также отмечалось, что Государь «уделял большое
внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых
храмов, в том числе и за пределами России», а за годы его царствования
«число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч,
открыто более 250 новых монастырей».
«Глубокая религиозность выделяли
Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, ‒
подчеркивалось в документе. ‒ Религиозным духом было проникнуто
воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии
с традициями православного благочестия. Обязательные посещения
богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов
было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его
супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает
храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется
чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было
в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и
Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском
Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица
Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными
книгами, внимательно следя за богослужением».
Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, ‒
подчеркивалось в документе. ‒ Религиозным духом было проникнуто
воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии
с традициями православного благочестия. Обязательные посещения
богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов
было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его
супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает
храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется
чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было
в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и
Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском
Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица
Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными
книгами, внимательно следя за богослужением».
Комиссией также было отмечено и личное
благочестие Государя, проявленное в том, за годы его царствования было
канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда
было прославлено лишь 5 святых угодников. В документе также отмечалось,
что «как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из
своих религиозно-нравственных принципов» и относился к несению
обязанностей монарха как к своему священному долгу.
благочестие Государя, проявленное в том, за годы его царствования было
канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда
было прославлено лишь 5 святых угодников. В документе также отмечалось,
что «как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из
своих религиозно-нравственных принципов» и относился к несению
обязанностей монарха как к своему священному долгу.
«За многими страданиями, перенесенными
Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась
расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17
июля 1918 года, ‒ говорилось в заключении, ‒ мы видим людей, искренне
стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях,
перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и
смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет
Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов
православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в
осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с
одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе
новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора
Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен
Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась
расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17
июля 1918 года, ‒ говорилось в заключении, ‒ мы видим людей, искренне
стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях,
перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и
смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет
Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов
православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в
осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с
одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе
новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора
Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен
Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
За истекшие со времени канонизации
пятнадцать лет почитание Святой Царской Семьи стало поистине
всенародным. В епархиях Русской Православной Церкви освящены десятки
храмов и приделов в честь Царственных Страстотерпцев, написаны сотни
икон, и теперь уже нет, наверное, ни одного храма, в котором не было бы
их иконописных ликов. Продолжается собирание сведений о чудесах по
молитвам к Августейшим Страдальцам.
пятнадцать лет почитание Святой Царской Семьи стало поистине
всенародным. В епархиях Русской Православной Церкви освящены десятки
храмов и приделов в честь Царственных Страстотерпцев, написаны сотни
икон, и теперь уже нет, наверное, ни одного храма, в котором не было бы
их иконописных ликов. Продолжается собирание сведений о чудесах по
молитвам к Августейшим Страдальцам.
Особенно почитаются Царственные Мученики
в местах, связанных с их жизнью и страданиями ‒ в Екатеринбурге,
Санкт-Петербурге, Москве, Тобольске, Могилеве, Владивостоке и Крыму. В
северной столице в памятные царские дни (17 июля и 19 мая) ежегодно
проходят монархические стояния у Спаса-на-крови. Эта давняя традиция в
последние годы дополнилась крестным ходом в день рождения Цесаревича
Алексия. Но самым торжественным и многолюдным является крестный ход в
Екатеринбурге от Храма-на-крови в монастырь Святых Царственных
Страстотерпцев на Ганиной яме в ночь убиения. В последние годы этот
многочасовой ночной крестный ход собирает десятки тысяч верующих.
Традиционно царский крестный ход возглавляют несколько архиереев,
специально прибывающих в этот день к месту царской Голгофы.
в местах, связанных с их жизнью и страданиями ‒ в Екатеринбурге,
Санкт-Петербурге, Москве, Тобольске, Могилеве, Владивостоке и Крыму. В
северной столице в памятные царские дни (17 июля и 19 мая) ежегодно
проходят монархические стояния у Спаса-на-крови. Эта давняя традиция в
последние годы дополнилась крестным ходом в день рождения Цесаревича
Алексия. Но самым торжественным и многолюдным является крестный ход в
Екатеринбурге от Храма-на-крови в монастырь Святых Царственных
Страстотерпцев на Ганиной яме в ночь убиения. В последние годы этот
многочасовой ночной крестный ход собирает десятки тысяч верующих.
Традиционно царский крестный ход возглавляют несколько архиереев,
специально прибывающих в этот день к месту царской Голгофы.
За пятнадцать лет, истекших со дня
прославления Царской Семьи, значительно изменилось и отношение общества к
личности последнего Государя. Попытки опорочить Царя, глумиться над
годами его правления, бывшие в 90-е годы минувшего века нередкими,
сегодня стали уже уделом маргиналов. Активно происходит мемориализация
жизни и деятельности Государя, издаются книги и альбомы, снимаются
фильмы, организуются выставки, посвященные Императору Николаю
Александровичу и Царской Семье. В нынешнем году был открыт памятник
Императору в Ливадии.
прославления Царской Семьи, значительно изменилось и отношение общества к
личности последнего Государя. Попытки опорочить Царя, глумиться над
годами его правления, бывшие в 90-е годы минувшего века нередкими,
сегодня стали уже уделом маргиналов. Активно происходит мемориализация
жизни и деятельности Государя, издаются книги и альбомы, снимаются
фильмы, организуются выставки, посвященные Императору Николаю
Александровичу и Царской Семье. В нынешнем году был открыт памятник
Императору в Ливадии.
Пятнадцать лет прошло, и мы можем с
уверенностью сказать: православная Россия почитает Царя, а Государь
молится за Россию! По крайней мере, именно после церковного прославления
последнего русского Государя началось изменение политического климата в
стране, которое сегодня привело к тому, что Россия демонстирует в своей
политике самостояние, по слову поэта, бросая вызов мировым силам зла.
уверенностью сказать: православная Россия почитает Царя, а Государь
молится за Россию! По крайней мере, именно после церковного прославления
последнего русского Государя началось изменение политического климата в
стране, которое сегодня привело к тому, что Россия демонстирует в своей
политике самостояние, по слову поэта, бросая вызов мировым силам зла.