исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода
человеческого от рабства диавола.
языческих религиях дошли до таких пределов нравственного упадка, при
которых их возрождение казалось уже невозможным. Однако ветхозаветными
пророками было предсказано пришествие в мір Мессии, Сына Божия, для
спасения человечества. Эту веру хранил малый праведный остаток верующих
Ветхозаветной Церкви. И когда пришло время и Сын Божий восхотел для
спасения людей принять человеческое естество, он избрал Себе Матерью
Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить
Источник чистоты и святости.
Пресвятая Дева Мария родилась в
этот день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, в небольшом Галилейском
городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и
царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были
бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет,
Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу
все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости,
как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые
Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя,
которое им пошлет Господь.
Безчадие считалось в еврейском народе
наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна
терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из
праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар
Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду
его безчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со
слезами молился Господу о даровании чада. Святая Анна, узнав, что
произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на
Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
Господь
исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного
возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию –
быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса
Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы
их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через
Которую будет даровано спасение всему міру. Пресвятая Дева Мария Своей
чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов,
явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных
песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение
душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
Богородица
– Чистейшая и Пренепорочнейшая из всего человечества: своей личной
праведностью Она удостоилась воплотить в Себе Самого Сына Божия. Этот
праздник – великое утешение для бездетных супругов. Это первый большой
праздник, открывающий новый церковный год и всю дальнейшую историю
Нового завета.
В этот праздник следует также отвергнуть
католическое утверждение, появившееся еще в IХ веке и в 1854 г.
возведенное в догмат, что не только Иисус Христос, но и Божия Матерь
была зачата Ее родителями вне первородного греха (что противоречит уже
словам Архангела при Благовещении: «Ты обрела благодать у Бога» – Лк.
1:30). Католики выдавали это за возвеличение Божией Матери – на деле же
умаляли Ее личный подвиг в стяжании непорочности всей Ее праведной
жизнью. Даже Бернард Клервосский (причисленный католиками к лику своих
святых) уже в ХII веке называл эту идею «прославлением греха», ибо
фактически католики отвергли этим само понятие первородного греха как
поврежденности человеческой природы. Таким изъятием Божией Матери из
состава человечества, изымается ключевое звено в Боговоплощении как
неслиянно-нераздельном соединении Божественного и человеческого для
искупления всех грешных людей.
День 8 сентября 862 г., Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днём начала Русского государства.