Москва, 29 сентября — Наша Держава. Не прикасайтеся помазанным Моим! (Пс. 104,15) Ибо касающийся их касается зеницы ока Бога (Зах. 2,8). Слово святителя Филарета: «Если бы слово
Божие и не провозглашало неприкосновенности Помазанных Божиих, тем не
менее обществу надлежало бы законом постановить и оградить
неприкосновенность предержащей Власти. Правительство, не огражденное
Свято почитаемою от всего народа неприкосновенностью, не может
действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной
для устроения и охранения общественного блага и безопасности.
Божие и не провозглашало неприкосновенности Помазанных Божиих, тем не
менее обществу надлежало бы законом постановить и оградить
неприкосновенность предержащей Власти. Правительство, не огражденное
Свято почитаемою от всего народа неприкосновенностью, не может
действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной
для устроения и охранения общественного блага и безопасности.
Как сможет
оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, если
его сила будет находиться в ненадежной борьбе с другими силами,
пресекающими ее действие в столь многоразличных направлениях, сколь есть
мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в
обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по
необходимости должно будет делить свое внимание между попечением о
благосостоянии общество [и Церкви] и заботою о безопасности [о
пресечении посягательств на Царскую Власть в обществе и в Церкви]? Но
когда так нетвердо будет правительство, то так же нетвердо будет и
Государство [а значит нетвердо будет и положение Церкви в этом
Государстве и внутри самой Церкви. Это мы можем наблюдать, изучая
историю и России, и историю Русской Православной Церкви в XX веке.] …
ПодВластные, которые не признают священной неприкосновенности
владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия. А
Власть, неуверенная в своей неприкосновенности, самою заботой о
собственной безопасности побуждается домогаться преобладания. В таком
положении Государство колеблется между крайностями своеволия и
преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в
себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни
общественной [православных Христиан]. От соображения гражданских
возвысимся умом к учению божественному.
оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, если
его сила будет находиться в ненадежной борьбе с другими силами,
пресекающими ее действие в столь многоразличных направлениях, сколь есть
мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в
обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по
необходимости должно будет делить свое внимание между попечением о
благосостоянии общество [и Церкви] и заботою о безопасности [о
пресечении посягательств на Царскую Власть в обществе и в Церкви]? Но
когда так нетвердо будет правительство, то так же нетвердо будет и
Государство [а значит нетвердо будет и положение Церкви в этом
Государстве и внутри самой Церкви. Это мы можем наблюдать, изучая
историю и России, и историю Русской Православной Церкви в XX веке.] …
ПодВластные, которые не признают священной неприкосновенности
владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия. А
Власть, неуверенная в своей неприкосновенности, самою заботой о
собственной безопасности побуждается домогаться преобладания. В таком
положении Государство колеблется между крайностями своеволия и
преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в
себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни
общественной [православных Христиан]. От соображения гражданских
возвысимся умом к учению божественному.
Бог Заповедует: не прикасайтеся
помазанным Моим! В этой Заповеди выражается как требование повиновения
предержащим Властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и
убеждение к послушанию. Именно: не прикасайтеся Властям предержащим,
глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть
помазанные от Меня. Итак одно из глубоких оснований неприкосновенности
предержащих Властей есть то, что они суть Божии. Если же, таким образом,
всякая предержащая Власть [особенно над богоизбранным народом и
наследием Божьим] есть то, что они суть Божии. Несть бо Власть, аще не
от Бога: сущiя же Власти от Бога учинены суть. Если же, таким образом,
всякая предержащая Власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему
принадлежит [то есть и Богом установлена (Царская Власть), и Богом
попущенная (всякая другая)], то как дерзнуть прикоснуться к ней? [Эта
другая Власть и попущена для усвоения на опыте пагубности прикасания к
Помазанникам Бога и незаменимости Царской Власти. Ибо] …кто может
безнаказанно нарушать устроение и собственность Вседержителя?
помазанным Моим! В этой Заповеди выражается как требование повиновения
предержащим Властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и
убеждение к послушанию. Именно: не прикасайтеся Властям предержащим,
глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть
помазанные от Меня. Итак одно из глубоких оснований неприкосновенности
предержащих Властей есть то, что они суть Божии. Если же, таким образом,
всякая предержащая Власть [особенно над богоизбранным народом и
наследием Божьим] есть то, что они суть Божии. Несть бо Власть, аще не
от Бога: сущiя же Власти от Бога учинены суть. Если же, таким образом,
всякая предержащая Власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему
принадлежит [то есть и Богом установлена (Царская Власть), и Богом
попущенная (всякая другая)], то как дерзнуть прикоснуться к ней? [Эта
другая Власть и попущена для усвоения на опыте пагубности прикасания к
Помазанникам Бога и незаменимости Царской Власти. Ибо] …кто может
безнаказанно нарушать устроение и собственность Вседержителя?
Другое священное основание
неприкосновенности предержащих Властей есть то, что они суть помазанные
от Бога. Имя помазанных слово Божие усвояет Царям по отношению к
священному и торжественному помазанию, которое они, по божественному
установлению, приемлют при вступлении на Царство. Как бы мы ни
разсуждали о сем действии — значит ли оно посвящение помазуемого Богу,
или Его освящение от Бога; созерцаем ли в сем действии Таинство,
приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только
видим действие торжественное, полагающее на Царя несокрушимую печать
вышнего избрания [и указывающую на помазание Божественным Духом и
наличие у избранного силы духовной]. Во всяком случае имя Помазанника
Божия представляет лицо, запечатленное Богом. Лицо священное,
превознесенное, достойное благоговения, и потому неприкосновенное.
неприкосновенности предержащих Властей есть то, что они суть помазанные
от Бога. Имя помазанных слово Божие усвояет Царям по отношению к
священному и торжественному помазанию, которое они, по божественному
установлению, приемлют при вступлении на Царство. Как бы мы ни
разсуждали о сем действии — значит ли оно посвящение помазуемого Богу,
или Его освящение от Бога; созерцаем ли в сем действии Таинство,
приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только
видим действие торжественное, полагающее на Царя несокрушимую печать
вышнего избрания [и указывающую на помазание Божественным Духом и
наличие у избранного силы духовной]. Во всяком случае имя Помазанника
Божия представляет лицо, запечатленное Богом. Лицо священное,
превознесенное, достойное благоговения, и потому неприкосновенное.
Достойно особенного примечания, что
слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые иногда
не были освящены видимым помазанием. Так пророк Исаия, возвещая волю
Божию о персидском Царе. Говорит: так глаголет Господь помазаннику
Своему Киру (Ис. 45,1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не
познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно:
укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис. 45,5) . Каким же образом сей самый
Кир в то же время наречен помазанным Божиим? — Сам Бог изъясняет это,
когда предрекает о Кире через того же пророка: Аз возставих его; сей
созиждет град Мой, и плененiе людей Моих возвратит (Ис. 45,13) .
Приникни здесь, Христианин, глубокую тайну предержащей Власти. Кир есть
Царь языческий; Кир не знает истинного Бога: однако Кир есть помазанник
истинного Бога. Почему? — Потому что Бог, сотворивый грядущая (Ис.
45,11), назначил Кира для исполнения судьбы Своей о возставленiи
[возобновлении в правде] избранного народа израильского; сей
божественной мыслью, так сказать, помазал дух Кира еще прежде, нежели
произвел его на свет; и Кир, хотя не знал для чего помазан, движимый
сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божьего. Как
могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть
живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет
большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего
совершения.
слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые иногда
не были освящены видимым помазанием. Так пророк Исаия, возвещая волю
Божию о персидском Царе. Говорит: так глаголет Господь помазаннику
Своему Киру (Ис. 45,1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не
познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно:
укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис. 45,5) . Каким же образом сей самый
Кир в то же время наречен помазанным Божиим? — Сам Бог изъясняет это,
когда предрекает о Кире через того же пророка: Аз возставих его; сей
созиждет град Мой, и плененiе людей Моих возвратит (Ис. 45,13) .
Приникни здесь, Христианин, глубокую тайну предержащей Власти. Кир есть
Царь языческий; Кир не знает истинного Бога: однако Кир есть помазанник
истинного Бога. Почему? — Потому что Бог, сотворивый грядущая (Ис.
45,11), назначил Кира для исполнения судьбы Своей о возставленiи
[возобновлении в правде] избранного народа израильского; сей
божественной мыслью, так сказать, помазал дух Кира еще прежде, нежели
произвел его на свет; и Кир, хотя не знал для чего помазан, движимый
сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божьего. Как
могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть
живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет
большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего
совершения.
Если таким может быть даже неведущий
Бога, то не более ли священно величие тех помазанников, которые познали
Помазавшего Их, и дар помазания не только прияли другие, но и для себя
объяли верою благочестием, — которые помазаны для того, чтобы с собою
воЦарять благочестие? О таких сугубо священных Помазанниках, если бы
грозная Заповедь и не возвещала, то благоговейная любовь сама собою
чувствует, что касайся их, яко касайся в зеницу ока Господня.
Бога, то не более ли священно величие тех помазанников, которые познали
Помазавшего Их, и дар помазания не только прияли другие, но и для себя
объяли верою благочестием, — которые помазаны для того, чтобы с собою
воЦарять благочестие? О таких сугубо священных Помазанниках, если бы
грозная Заповедь и не возвещала, то благоговейная любовь сама собою
чувствует, что касайся их, яко касайся в зеницу ока Господня.
Благоверные Россияне! храните же
внимательно и благоговейно зеницу ока Господня! Не прикасайтеся
помазанным Божiим! Заповедь Господня не говорит: не возставайте против
предержащих Властей; потому что подВластные и сами могут понимать, что,
разрушая Власть, разрушают весь состав общества, и следовательно
разрушают самих себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся — даже так. Как
прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по
неосторожности; потому что случается нередко, что и в этом неприметном
погрешают. Душа Христианская! ты призвана повиноваться за совесть (Рим.
13,5); а потому, сколько возможно, не прикасайся Власти ни словом
ропота, ни мыслью осуждения; и веруй, что якоже возвеличится душа
помазанных во очiю твоею, тако возвеличишься ты пред Господом, и покрыет
тя, и измет тя от всякiя печали (1Цар. 26,24) «. (Св. Филарет. Учение о
Царской Власти. С. 24-27).
внимательно и благоговейно зеницу ока Господня! Не прикасайтеся
помазанным Божiим! Заповедь Господня не говорит: не возставайте против
предержащих Властей; потому что подВластные и сами могут понимать, что,
разрушая Власть, разрушают весь состав общества, и следовательно
разрушают самих себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся — даже так. Как
прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по
неосторожности; потому что случается нередко, что и в этом неприметном
погрешают. Душа Христианская! ты призвана повиноваться за совесть (Рим.
13,5); а потому, сколько возможно, не прикасайся Власти ни словом
ропота, ни мыслью осуждения; и веруй, что якоже возвеличится душа
помазанных во очiю твоею, тако возвеличишься ты пред Господом, и покрыет
тя, и измет тя от всякiя печали (1Цар. 26,24) «. (Св. Филарет. Учение о
Царской Власти. С. 24-27).