Москва, 2 января — Наша Держава. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец родился 19 октября
1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на
далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и
жены его Феодоры.
1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на
далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и
жены его Феодоры.
Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что
родители поспешили тотчас же окрестить его и нарекли Иоанном – в честь
преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Святой Церковью празднуемого.
Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться.
Благочестивые родители, приписав это благодатному действию Таинства
Крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к
Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с
раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем
особенную любовь к Богослужению.
родители поспешили тотчас же окрестить его и нарекли Иоанном – в честь
преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Святой Церковью празднуемого.
Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться.
Благочестивые родители, приписав это благодатному действию Таинства
Крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к
Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с
раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем
особенную любовь к Богослужению.
Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано
познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий.
Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с
тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к
беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося
постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая
возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой
твари.
познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий.
Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с
тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к
беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося
постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая
возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой
твари.
На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте.
Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же
подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его,
собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское
приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество
и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он
часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из
таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно
завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и
радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его
урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он
вскочил с постели, схватил книги и – о, счастие! – он стал читать
гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.
Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же
подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его,
собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское
приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество
и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он
часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из
таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно
завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и
радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его
урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он
вскочил с постели, схватил книги и – о, счастие! – он стал читать
гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.
С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил
училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на
казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на
казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Еще учась в семинарии, он лишился отца. Как любящий и заботливый сын,
Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или
псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию
старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего
духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.
Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или
псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию
старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего
духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.
Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без
попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую
работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал
матери.
попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую
работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал
матери.
Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя
миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но
Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской
деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви
Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он,
вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в
Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он
никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с
буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс
академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в
брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К.
Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же
соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.
миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но
Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской
деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви
Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он,
вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в
Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он
никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с
буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс
академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в
брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К.
Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же
соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Вся
остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в
Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли
его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в
Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли
его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея,
проходящего свое служение в миру, был только фиктивным, нужным ему для
прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он
жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас
много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал
он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих
оставаясь чистым девственником.
проходящего свое служение в миру, был только фиктивным, нужным ему для
прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он
жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас
много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», – так сказал
он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих
оставаясь чистым девственником.
Хотя однажды о. Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни,
но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В
действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о.
Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала
непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во
Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с
греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем
истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как
душевного, так и телесного, требовало от него и ежедневное совершение
Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.
но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В
действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о.
Иоанн быль величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала
непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во
Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с
греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем
истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как
душевного, так и телесного, требовало от него и ежедневное совершение
Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.
При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь
ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной
пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие,
иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном
индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной
высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было
чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по
большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и
пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально
опустившихся людей, получивших название «посадских».
ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной
пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Безверие,
иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном
индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной
высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было
чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по
большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и
пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально
опустившихся людей, получивших название «посадских».
Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых
всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой
любви великий пастырь. Среди них-то он и начал дивный подвиг своего
самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их
убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им
материально, раздавая все, что имел, и нередко возвращаясь домой
раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки
общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви
опять делал людьми, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это очень
быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой
любви великий пастырь. Среди них-то он и начал дивный подвиг своего
самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их
убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им
материально, раздавая все, что имел, и нередко возвращаясь домой
раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки
общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви
опять делал людьми, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это очень
быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев
духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было
тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый
раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал.
Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке.
Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на
руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно
слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке
“Благословение детей”. Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да
глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало…
Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не
смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке
рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не
нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все
оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу…
Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с
тех пор я человеком стал…»
духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было
тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый
раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал.
Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке.
Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на
руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно
слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке
“Благословение детей”. Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да
глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало…
Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не
смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке
рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не
нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все
оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу…
Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с
тех пор я человеком стал…»
Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать
нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не
признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на
него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное
начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он,
получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим. Но все
эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не
изменяя принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и
вся, и за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись,
поносили, клеветали и преследовали, впоследствии его стали прославлять,
поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь,
полагающий душу свою за овцы своя.
нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не
признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на
него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное
начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он,
получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим. Но все
эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не
изменяя принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и
вся, и за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись,
поносили, клеветали и преследовали, впоследствии его стали прославлять,
поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь,
полагающий душу свою за овцы своя.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, –
говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со
злом, которое в нем»… С таким сознанием он и шел к людям, всех
побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской сострадательной
любви.
говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со
злом, которое в нем»… С таким сознанием он и шел к людям, всех
побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской сострадательной
любви.
Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который
прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой
возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Наша
неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти
бесчисленные явления силы Божией. Но все же очень много его чудес
записано и сохранено в памяти. Сохранилась точная запись рассказа самого
о. Иоанна о первом его чуде своим сопастырям-священникам. Глубоким
смирением дышит этот рассказ. «Кто-то в Кронштадте заболел, – так
рассказывал об этом о. Иоанн. – Просили моей молитвенной помощи. У меня и
тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал
молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над
болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка,
которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина,
проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое
земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня,
чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню,
тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение?
Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на
своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою
греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для
болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я
же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве
исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел
волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет
этого просить».
прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой
возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Наша
неверующая интеллигенция и ее печать намеренно замалчивали эти
бесчисленные явления силы Божией. Но все же очень много его чудес
записано и сохранено в памяти. Сохранилась точная запись рассказа самого
о. Иоанна о первом его чуде своим сопастырям-священникам. Глубоким
смирением дышит этот рассказ. «Кто-то в Кронштадте заболел, – так
рассказывал об этом о. Иоанн. – Просили моей молитвенной помощи. У меня и
тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал
молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над
болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка,
которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина,
проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое
земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня,
чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню,
тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение?
Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на
своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою
греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для
болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я
же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве
исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел
волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет
этого просить».
По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его
блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес.
Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни,
когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как
наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно.
Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму,
чтобы чудо исцеления совершилось.
блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес.
Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни,
когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как
наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно.
Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму,
чтобы чудо исцеления совершилось.
Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе
Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там
суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина,
много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в
бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно
исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.
По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано
чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой
лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О.
Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей,
но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы
иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о.
Иоанну за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и
самоотверженные дела любви к Богу и ближним.
Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там
суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина,
много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в
бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно
исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.
По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано
чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой
лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О.
Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей,
но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы
иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о.
Иоанну за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и
самоотверженные дела любви к Богу и ближним.
И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному
чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов.
Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь
уже народ отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи
людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить
от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал
он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое
отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные
суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только
приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По
самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее
одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги
о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте
замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью,
мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и
воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский
монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов.
Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь
уже народ отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи
людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить
от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал
он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое
отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные
суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только
приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По
самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее
одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги
о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте
замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью,
мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и
воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский
монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
К общей скорби жителей Кронштадта, во второй период своей жизни,
период своей всероссийской славы, о. Иоанн должен был оставить
преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в
Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25-ти лет. А
был он замечательным педагогом-законоучителем. Он никогда не прибегал к
тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших
учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному
принижению неспособных. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его
как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было
«неспособных». Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для
учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа,
увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти
живые беседы пастыря-отца с своими детьми на всю жизнь глубоко
запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих
речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял
необходимостью дать Отечеству прежде всего человека и христианина,
отодвигая вопрос о науках на второй план.
период своей всероссийской славы, о. Иоанн должен был оставить
преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в
Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25-ти лет. А
был он замечательным педагогом-законоучителем. Он никогда не прибегал к
тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших
учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному
принижению неспособных. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его
как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было
«неспособных». Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для
учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа,
увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти
живые беседы пастыря-отца с своими детьми на всю жизнь глубоко
запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих
речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял
необходимостью дать Отечеству прежде всего человека и христианина,
отодвигая вопрос о науках на второй план.
Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь
ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его
исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего,
казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.
Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых и всегда
приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения
на дому. Характер такого преподавания Закона Божия о. Иоанном ярко
запечатлен в адресе, поднесенном ему по случаю 25-летия его
законоучительства в Кронштадтской гимназии: «Не сухую схоластику ты
детям преподавал, не мертвую формулу – тексты и изречения – ты им
излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; на
светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего
Глагола Божия».
ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его
исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего,
казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.
Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых и всегда
приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения
на дому. Характер такого преподавания Закона Божия о. Иоанном ярко
запечатлен в адресе, поднесенном ему по случаю 25-летия его
законоучительства в Кронштадтской гимназии: «Не сухую схоластику ты
детям преподавал, не мертвую формулу – тексты и изречения – ты им
излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; на
светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего
Глагола Божия».
Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн
должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига
своего всероссийского душепопечения.
должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига
своего всероссийского душепопечения.
Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы
понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного
подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению
Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени.
Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него
хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн
раздавал милостыню. За утреней о. Иоанн непременно сам всегда читал
канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии
была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших
исповедоваться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая.
Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев
потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая свои
грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 тысяч человек, всегда бывал
полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 часов
дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну,
совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию.
Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный
порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и
людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь
земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди
членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе –
это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его
святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал
в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и
молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами
лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Видно
было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю
нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа,
чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех
присутствующих. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так
много, что на Святом Престоле стояло иногда несколько больших чаш, из
которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое
причащение продолжалось нередко более двух часов.
понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного
подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению
Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени.
Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него
хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн
раздавал милостыню. За утреней о. Иоанн непременно сам всегда читал
канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии
была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших
исповедоваться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая.
Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев
потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая свои
грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 тысяч человек, всегда бывал
полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 часов
дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну,
совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию.
Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный
порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и
людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь
земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди
членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе –
это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его
святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал
в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и
молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами
лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Видно
было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю
нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа,
чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех
присутствующих. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так
много, что на Святом Престоле стояло иногда несколько больших чаш, из
которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое
причащение продолжалось нередко более двух часов.
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из
собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И
редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие
ночи он совсем не имел времени спать.
собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И
редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие
ночи он совсем не имел времени спать.
Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!
Но и самая слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким
трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около
него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к
чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой,
хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.
трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около
него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к
чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой,
хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.
О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях
жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в
его присутствии. Больной Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел
пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я
очень недомогаю»… Это было 12 октября 1894 года. После совместной
коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало
значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное
выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова
ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы –
святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ».
«Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии
Святых Таин и Таинства Елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить
свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на
моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень
страдаю – не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки
на главе умирающего Царя, пока тот не предал душу свою Богу.
жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в
его присутствии. Больной Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел
пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я
очень недомогаю»… Это было 12 октября 1894 года. После совместной
коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало
значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное
выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова
ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы –
святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ».
«Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии
Святых Таин и Таинства Елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить
свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на
моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень
страдаю – не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки
на главе умирающего Царя, пока тот не предал душу свою Богу.
Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, о.
Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его
почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия
своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней
копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа
пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку
бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там
тысяча рублей!» – «Его счастие», – спокойно ответил о. Иоанн.
Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его
почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия
своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней
копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа
пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку
бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там
тысяча рублей!» – «Его счастие», – спокойно ответил о. Иоанн.
Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц
пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы
30.000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо
эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.
пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы
30.000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо
эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.
Был о. Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма
просто и чаще всего без особой подготовки – экспромтом. Он не искал
красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались
необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной
богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже
простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная
сила, как отражение силы его собственного духа.
просто и чаще всего без особой подготовки – экспромтом. Он не искал
красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались
необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной
богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже
простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная
сила, как отражение силы его собственного духа.
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, о. Иоанн находил,
однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои
мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли
составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя
жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное
сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями
древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В
полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 года «Моя жизнь во
Христе» занимает три тома в 1000 с лишком страниц. Это – совершенно
своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное
для каждого читателя отражение духовной жизни автора.
однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои
мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли
составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя
жизнь во Христе». Книга эта представляет собою подлинное духовное
сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями
древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В
полном собрании сочинений о. Иоанна издания 1893 года «Моя жизнь во
Христе» занимает три тома в 1000 с лишком страниц. Это – совершенно
своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное
для каждого читателя отражение духовной жизни автора.
«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет настолько
привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько
иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже
любимейшей настольной книгой.
привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько
иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже
любимейшей настольной книгой.
В отношении к нашей Родине – России – о. Иоанн явил собою образ
грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь,
призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за
богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к
каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о.
Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным,
материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые
подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний
государственный строй России. «Если в России так пойдут дела и
безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре
закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет,
как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли
за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты
будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем
сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь,
призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за
богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к
каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о.
Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным,
материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые
подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний
государственный строй России. «Если в России так пойдут дела и
безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре
закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет,
как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли
за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты
будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем
сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Последующие события кровавой «русской» революции и торжества безбожного
человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в
своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий
праведник земли Русской.
человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в
своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий
праведник земли Русской.
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна
присоединился мучительный личный недуг – болезнь, которую он кротко и
терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он
предписания знаменитых врачей, пользовавших его, – поддерживать свои
силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за
ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет –
Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.
присоединился мучительный личный недуг – болезнь, которую он кротко и
терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он
предписания знаменитых врачей, пользовавших его, – поддерживать свои
силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за
ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет –
Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день.
10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний
раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском
соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш
праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей
кончины.
раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском
соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш
праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей
кончины.
На погребении о. Иоанна присутствовали десятки тысяч людей, а у
гробницы его и тогда, и в последующее время совершалось немало чудес.
Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до
Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского
монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого
количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был
случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие
сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли «Коль славен»,
по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания
совершал Санкт-Петербургский Митрополит Антоний во главе сонма епископов
и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного
свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей.
Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших
себя осиротевшими. Но в отпевании не было ничего скорбного: оно
напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла
служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и
увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная
сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для
всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо
носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать
ему последний долг.
гробницы его и тогда, и в последующее время совершалось немало чудес.
Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до
Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского
монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого
количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был
случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие
сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли «Коль славен»,
по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания
совершал Санкт-Петербургский Митрополит Антоний во главе сонма епископов
и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного
свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей.
Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших
себя осиротевшими. Но в отпевании не было ничего скорбного: оно
напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла
служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и
увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная
сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для
всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо
носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать
ему последний долг.
Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для
него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся
церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и
гробница – тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма)
лежат Святое Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый
розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад
постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей,
возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.
него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся
церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и
гробница – тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма)
лежат Святое Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый
розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад
постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей,
возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года
св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено было
совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины
святого праведника.
св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено было
совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины
святого праведника.