Такой настрой логичен и понятен — фактически это битва за Россию. Убедить всех, что Октябрь принес свободу, равенство, братство, благополучие, процветание и расцвет, а до этого была печалька, — для «советских» это вопрос жизни и смерти. Это значит обосновать своё право на истину, свою претензию на власть в России. Дескать, один раз уже спасли Рассеюшку. Спасём и сейчас. Лучшего учения всё равно нет на свете. Всякая же попытка заявить, что Россия вовсе не была «страной рабов, страной господ» натыкается на сарказм про «хруст французской булки». Типа, ага: давай, заливай нам тут про «балы, красавицы, лакеи, юнкера». Крестьяне представляются так вообще забитой рабской массой. Причём под забитой и рабской подразумевается, как минимум, 80% России. Ибо никто же не вспоминает, что к 1861 году крепостные составляли меньшую часть всего крестьянского сословия. Ну и, понятное дело, не обходится без леденящих кровь рассказов о массовых изнасилованиях, пытках и казнях, которым регулярно подвергались крепостные. Чего с ними только не делали салтычихи под дружный гогот дворян, гвардейцев и императриц на пиру в Петергофе. Такая вот милая картинка собственной страны, её многовековой истории. Очень она греет душу определённой части наших сограждан. А вот что пишут американские историки. Далеко не отличающиеся любовью к России и ей явно не симпатизирующие:
«Особенно важно избавиться от заблуждений, связанных с так называемой жестокостью помещиков по отношению к крепостным. Иностранные путешественники, побывавшие в России, почти никогда не упоминают о телесных наказаниях — в отличие от посетителей рабовладельческих плантаций Америки. Пропитывающее XX век насилие и одновременное «высвобождение» сексуальных фантазий способствуют тому, что современный человек, балуя свои садистические позывы, проецирует их на прошлое; но его жажда истязать других не имеет никакого отношения к тому, что на самом деле происходило, когда такие вещи были возможны. Крепостничество было хозяйственным институтом, а не неким замкнутым мирком, созданным для удовлетворения своих аппетитов. Отдельные проявления жестокости никак не опровергают нашего утверждения. Тут никак не обойтись одним одиозным примером Салтычихи, увековеченной историками помещицы-садистки, которая в свободное время пытала крепостных и замучила десятки дворовых насмерть. Она говорит нам о царской России примерно столько же, сколько Джек Потрошитель о викторианском Лондоне. Там, где имеются кое-какие статистические данные, они свидетельствуют об умеренности в применении дисциплинарных мер. Так, например, у помещика было право передавать непослушных крестьян властям для отправки в сибирскую ссылку. Между 1822 и 1833 гг. такому наказанию подверглись 1 283 крестьянина. В среднем 107 человек в год на 20 с лишним миллионов помещичьих крестьян — это не такая уж ошеломительная цифра». Ричард Пайпс, «Россия при старом режиме».
А это Пушкин, «Путешествие из Москвы в Петербург» (в ответ на знаменитый радищевский текст): «Фонвизин, лет за пятнадцать пред тем путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю. Вспомним описание [французского крестьянства] Лабрюера: «По полям рассеяны какие-то дикие животные, самцы и самки, черные, с лицами землистого цвета, сожженные солнцем, склонившиеся к земле, которою они роют и ковыряют с непреодолимым упорством; у них как будто членораздельная речь, а когда они выпрямляются на ногах, то мы видим человеческое лицо; и действительно, это — люди. На ночь они удаляются в свои логовища, где питаются чёрным хлебом, водой и кореньями, они избавляют других людей от труда сеять, обрабатывать и собирать для пропитания и заслуживают того, чтобы не терпеть недостатка в хлебе, который сами сеют» // «Характеры». Слова госпожи Севинье ещё сильнее тем, что она говорит без негодования и горечи, а просто рассказывает, что видит и к чему привыкла. Судьба французского крестьянина не улучшилась в царствование Людовика XV и его преемника… Прочтите жалобы английских фабричных работников: волоса встанут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идёт о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет о сукнах г-на Смита или об иголках г-на Джаксона. И заметьте, что всё это есть не злоупотребления, не преступления, но происходит в строгих пределах закона. Кажется, что нет в мире несчастнее английского работника, но посмотрите, что делается там при изобретении новой машины, избавляющей вдруг от каторжной работы тысяч пять или шесть народу и лишающей их последнего средства к пропитанию… У нас нет ничего подобного.
Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев). Помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своего крестьянина доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет чем вздумает и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу… Злоупотреблений везде много; уголовные дела везде ужасны. Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (ротозей), никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому.
В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день… Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения… Благосостояние крестьян тесно связано с благосостоянием помещиков; это очевидно для всякого. Конечно: должны ещё произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…».
Это к любимому аргументу советских патриотов — «вся русская литература писала об ужасах народной жизни, о тяготах эксплуатации». Нет, граждане советские. Это ваша советская пропаганда пыталась Великую Русскую Литературу представить в виде летописи революционного плача о несчастной страдающей России и её народе-горемыке. А на самом-то деле Достоевский и Гоголь писали совсем о другом. Научитесь любить свою страну. Поставьте любовь к своей стране впереди своих политических и идеологических пристрастий. Тогда всё сразу встанет на свои места.
Автор: Дмитрий Кубарев