Москва, 4 июня — Наша Держава (Игорь Гревцев). В Центре документального кино недавно прошла презентация фильма Леонида
Парфёнова и режиссера Сергея Нурмамеда «Русские евреи». Что можно
сказать об этой киноленте, спокойно проанализировав её содержание?
Прежде всего нужно определиться, на какую аудиторию она рассчитана и с
какой целью снималась? Если фильм просмотреть глазами просто еврея, то
там всё, как надо; если же глазами русского человека и даже русского
еврея, то возникает масса недоуменных вопросов, которые могут поднять
волну очередного антисемитизма в обществе.
Парфёнова и режиссера Сергея Нурмамеда «Русские евреи». Что можно
сказать об этой киноленте, спокойно проанализировав её содержание?
Прежде всего нужно определиться, на какую аудиторию она рассчитана и с
какой целью снималась? Если фильм просмотреть глазами просто еврея, то
там всё, как надо; если же глазами русского человека и даже русского
еврея, то возникает масса недоуменных вопросов, которые могут поднять
волну очередного антисемитизма в обществе.
Да, официально антисемитизм в России отсутствует. Никому сегодня
не придёт в голову призывать к погромам и даже открыто оскорблять евреев
за их национальную принадлежность. Но что лукавить, бытовой
антисемитизм у нас как был, так и остался, как, впрочем, и во многих
странах Европы. В России он даже выражен в меньшей степени, так как мы
самый толерантный народ. И это подтверждается тем, что больше всего
евреев проживает в нашей стране.
не придёт в голову призывать к погромам и даже открыто оскорблять евреев
за их национальную принадлежность. Но что лукавить, бытовой
антисемитизм у нас как был, так и остался, как, впрочем, и во многих
странах Европы. В России он даже выражен в меньшей степени, так как мы
самый толерантный народ. И это подтверждается тем, что больше всего
евреев проживает в нашей стране.
Бытовой антисемитизм рождается не на пустом месте. Ни для кого не
секрет, что большинство очень состоятельных людей в России имеют
еврейские корни. Хотя, конечно, не все евреи – олигархи, как не все
русские – нищие. Но на фоне тотальной бедности русского народа и
беспрерывного его унижения всевозможными либеральными СМИ на протяжении
почти четверти века малейшее превознесение еврейского народа над русским
чревато непредсказуемыми последствиями. И эти последствия невыгодны
прежде всего самим евреям, проживающим в России.
секрет, что большинство очень состоятельных людей в России имеют
еврейские корни. Хотя, конечно, не все евреи – олигархи, как не все
русские – нищие. Но на фоне тотальной бедности русского народа и
беспрерывного его унижения всевозможными либеральными СМИ на протяжении
почти четверти века малейшее превознесение еврейского народа над русским
чревато непредсказуемыми последствиями. И эти последствия невыгодны
прежде всего самим евреям, проживающим в России.
Фильм Парфёнова попахивает явной провокацией. Можно только
догадываться, кто стоит за спиной создателя этой обоюдоопасной картины.
Но с уверенностью можно сказать, что эти силы не заинтересованы в мирном
сосуществовании двух национальностей.
догадываться, кто стоит за спиной создателя этой обоюдоопасной картины.
Но с уверенностью можно сказать, что эти силы не заинтересованы в мирном
сосуществовании двух национальностей.
Есть, конечно, русские евреи, т.е. такие, для которых Россия
стала исторической родиной, которые не мыслят своего существования вне
её и кровь которых давно смешалась с русской кровью. Они, может быть,
где-то в глубине генной памяти и ассоциируют себя с еврейской нацией,
но, по сути, к ней уже не принадлежат. Думаю, фильм Парфёнова их
возмутит своей бестактностью так же, как и этнических русских.
стала исторической родиной, которые не мыслят своего существования вне
её и кровь которых давно смешалась с русской кровью. Они, может быть,
где-то в глубине генной памяти и ассоциируют себя с еврейской нацией,
но, по сути, к ней уже не принадлежат. Думаю, фильм Парфёнова их
возмутит своей бестактностью так же, как и этнических русских.
Мы знаем, что немало евреев сражались в рядах Красной Армии в годы
Великой Отечественной войны. Есть среди них и Герои Советского Союза. Мы
знаем учёных и деятелей культуры еврейского происхождения, которые даже
в наше сложное время верой и правдой служат России. Они-то не
выпячивают ни своё еврейство, ни свою русскость. Они просто живут в
России и трудятся на благо её. Но есть евреи, которым для чего-то нужно
встать на цыпочки и с упоением кричать: «Смотрите все, я русский,
русский!» – как будто русскость можно доказать криком. Не думаю, что к
таким можно применить эпитет «русские». Именно они и настраивают
коренных русских против своих же собратьев. Хотя, какие они им «братья»?
Фильм Парфёнова исподволь, но верно раздувает угли антисемитизма,
который в результате, волей-неволей, но будет направлен на честных
евреев, ибо до бесчестных не добраться – они защищены положением,
властью и деньгами. Кому выгодна подобная провокация? Только тому, кто в
омуте искусственно нагнетаемого антисемитизма и ответной русофобии
пытается сохранить нестабильное положение в стране, не дать России
обрести цельность и независимость, к которым стремиться привести её наш
Президент. Ибо только в такой стране, замутнённой всеобщей ненавистью,
можно свободно делать свой «гешефт».
который в результате, волей-неволей, но будет направлен на честных
евреев, ибо до бесчестных не добраться – они защищены положением,
властью и деньгами. Кому выгодна подобная провокация? Только тому, кто в
омуте искусственно нагнетаемого антисемитизма и ответной русофобии
пытается сохранить нестабильное положение в стране, не дать России
обрести цельность и независимость, к которым стремиться привести её наш
Президент. Ибо только в такой стране, замутнённой всеобщей ненавистью,
можно свободно делать свой «гешефт».
Лучшее оружие против чистоты – грязь. Лучшее оружие против правды
– ложь. Парфёнов создаёт какую-то свою, виртуальную историю еврейства в
России, которая не имеет никакого отношения к действительности. Чтобы
не быть голословными, давайте проанализируем некоторые моменты фильма
«Русские евреи» и высказывания его ведущего. Как, например, следует
трактовать следующую фразу, обозначенную в анонсе киноленты:
«Дореволюционное стремление к ассимиляции вызвало мощный еврейский взлёт
в СССР, массовое обрусение до состояния второй титульной нации и почти
слияние с первой»? Обратите внимание: «вторая титульная нация», т.е.
первая после государствообразующей. Белорусы и малороссы только в спину
дышат евреям. Вот так из пешки сразу в ферзи. А на одном поле двум
ферзям вроде как бы и делать нечего, так что основную (русский народ)
впоследствии можно бы и «за штат» отправить. От зама до начальника –
один шаг.
– ложь. Парфёнов создаёт какую-то свою, виртуальную историю еврейства в
России, которая не имеет никакого отношения к действительности. Чтобы
не быть голословными, давайте проанализируем некоторые моменты фильма
«Русские евреи» и высказывания его ведущего. Как, например, следует
трактовать следующую фразу, обозначенную в анонсе киноленты:
«Дореволюционное стремление к ассимиляции вызвало мощный еврейский взлёт
в СССР, массовое обрусение до состояния второй титульной нации и почти
слияние с первой»? Обратите внимание: «вторая титульная нация», т.е.
первая после государствообразующей. Белорусы и малороссы только в спину
дышат евреям. Вот так из пешки сразу в ферзи. А на одном поле двум
ферзям вроде как бы и делать нечего, так что основную (русский народ)
впоследствии можно бы и «за штат» отправить. От зама до начальника –
один шаг.
И смотрите, как кровь своё берёт. С одной стороны – «массовое
обрусение», а с другой – «вторая (читай – отдельная, не русская)
титульная нация. Такой вот хитрый ход даже не конём, а каким-то
конеслоном: мы – это вы, но вы – это не мы!
обрусение», а с другой – «вторая (читай – отдельная, не русская)
титульная нация. Такой вот хитрый ход даже не конём, а каким-то
конеслоном: мы – это вы, но вы – это не мы!
А с каким пиететом вдруг оживший портрет Екатерины II зачитывает
строки из указа самой Императрицы о даровании евреям права проживать на
территории России. С восторгом и гордостью звучат слова Парфёнова: «Не
евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям». Но так ли это на самом
деле?
строки из указа самой Императрицы о даровании евреям права проживать на
территории России. С восторгом и гордостью звучат слова Парфёнова: «Не
евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям». Но так ли это на самом
деле?
В фильме идёт речь о еврейском квартале, который располагался в
Киеве в средине X века. Летописи зафиксировали такой факт. Евреи имели
право проживать в столице Древней Руси, находясь под покровительством
тогдашнего Великого князя Изяслава II. Но после его смерти в 1113 году
киевские евреи были разгромлены восставшими горожанами.
Киеве в средине X века. Летописи зафиксировали такой факт. Евреи имели
право проживать в столице Древней Руси, находясь под покровительством
тогдашнего Великого князя Изяслава II. Но после его смерти в 1113 году
киевские евреи были разгромлены восставшими горожанами.
До Екатерины II мест компактного проживания евреев на Руси не
было вообще, если не считать отдельных представителей этой нации. Так,
при дворе князя Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич. По
летописным данным он принял самое активное участие в антикняжеском
заговоре в 1174 г., фактически став одним из убийц своего господина.
Весьма показательный пример обрусения евреев! И подобных примеров
множество.
было вообще, если не считать отдельных представителей этой нации. Так,
при дворе князя Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич. По
летописным данным он принял самое активное участие в антикняжеском
заговоре в 1174 г., фактически став одним из убийц своего господина.
Весьма показательный пример обрусения евреев! И подобных примеров
множество.
Императорские указы первой половины XVIII века категорически
запрещали евреям проживание в России и требовали от органов власти на
местах немедленно высылать тех немногих, кто оказывался в стране. Если
Пётр II и Анна Иоанновна в своих указах всё же разрешали евреям
кратковременный въезд на ярмарки для торговли, то Екатерина I и
Елизавета Петровна даже для ярмарок не делали исключения.
запрещали евреям проживание в России и требовали от органов власти на
местах немедленно высылать тех немногих, кто оказывался в стране. Если
Пётр II и Анна Иоанновна в своих указах всё же разрешали евреям
кратковременный въезд на ярмарки для торговли, то Екатерина I и
Елизавета Петровна даже для ярмарок не делали исключения.
Да, время правления Екатерины II можно с натяжкой считать началом
истории евреев в России. Но это не было благорасположением Императрицы к
народу-изгою, а явилось следствием сложившейся политической ситуации.
После Второго и Третьего разделов Польши её восточные территории вместе с
местным еврейским населением отошли к Российской империи. Екатерина II
просто предоставила польским евреям право остаться там, где они
находились до этого. Правда, она ещё позволила им селиться в только что
образованной Новороссии, где русское население тогда было очень
малочисленным. Но это был не акт «доброй воли», а чисто политическое
решение, продиктованное историческими обстоятельствами. Итак, мы видим,
что евреи стали подданными Императрицы, но отнюдь не гражданами России,
как это выведено в фильме Парфёнова.
истории евреев в России. Но это не было благорасположением Императрицы к
народу-изгою, а явилось следствием сложившейся политической ситуации.
После Второго и Третьего разделов Польши её восточные территории вместе с
местным еврейским населением отошли к Российской империи. Екатерина II
просто предоставила польским евреям право остаться там, где они
находились до этого. Правда, она ещё позволила им селиться в только что
образованной Новороссии, где русское население тогда было очень
малочисленным. Но это был не акт «доброй воли», а чисто политическое
решение, продиктованное историческими обстоятельствами. Итак, мы видим,
что евреи стали подданными Императрицы, но отнюдь не гражданами России,
как это выведено в фильме Парфёнова.
Истинное же своё отношениё к евреям Екатерина II высказала в
ответе Д. Дидро на его письменный вопрос об экономическом положении
Российской империи: «Евреи были изгнаны из России императрицей
Елизаветой в начале её царствования, около 1742 года… В 1764 году евреи
были допущены жить и торговать в заднепровской Новороссии. Белоруссия
кишит ими. В Петербурге живут трое или четверо… их терпят, обходя (!)
закон, делают вид, что не знают, кто они такие. В конце концов допущение
их в Россию сильно повредило бы нашим мелким торговцам; эти люди всё
себе заграбастают и вызовут больше неудовольствия, чем дадут выгоды при
возвращении своём в Россию». Скрепя сердце подписывала свой Указ
Екатерина II. Но тогда и была установлена «черта оседлости».
ответе Д. Дидро на его письменный вопрос об экономическом положении
Российской империи: «Евреи были изгнаны из России императрицей
Елизаветой в начале её царствования, около 1742 года… В 1764 году евреи
были допущены жить и торговать в заднепровской Новороссии. Белоруссия
кишит ими. В Петербурге живут трое или четверо… их терпят, обходя (!)
закон, делают вид, что не знают, кто они такие. В конце концов допущение
их в Россию сильно повредило бы нашим мелким торговцам; эти люди всё
себе заграбастают и вызовут больше неудовольствия, чем дадут выгоды при
возвращении своём в Россию». Скрепя сердце подписывала свой Указ
Екатерина II. Но тогда и была установлена «черта оседлости».
В конце 1906 года Советом министров рассматривался вопрос «О
пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев». В результате
Совет министров Российской империи пришёл к следующему заключению:
«…жизнь не замедлила указать, что уравнение евреев с остальными
подданными является невозможным… отрицательные особенности еврейского
племени побудили правительство отступить от только что установленного
равноправия евреев». Как видим, на протяжении всей нашей истории до
революции мы «их – в дверь, они – в окно», а теперь доказывают, что мы
их сами зазывали к себе.
пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев». В результате
Совет министров Российской империи пришёл к следующему заключению:
«…жизнь не замедлила указать, что уравнение евреев с остальными
подданными является невозможным… отрицательные особенности еврейского
племени побудили правительство отступить от только что установленного
равноправия евреев». Как видим, на протяжении всей нашей истории до
революции мы «их – в дверь, они – в окно», а теперь доказывают, что мы
их сами зазывали к себе.
Парфёнов показывает нищую жизнь простых евреев за чертой
оседлости. Но земли «за чертой» были самыми плодородными в России.
Почему же евреи там жили хуже самых бедных русских крестьян? Да потому,
что русские крестьяне землю пахали, кормили себя и государство. Они были
производителями материальных благ. Евреи же пахать не умели ни в
прямом, ни в переносном смысле. А ведь и на тучной ниве сдохнешь с
голоду, если не бросишь в неё зерно и не взрастишь колос.
оседлости. Но земли «за чертой» были самыми плодородными в России.
Почему же евреи там жили хуже самых бедных русских крестьян? Да потому,
что русские крестьяне землю пахали, кормили себя и государство. Они были
производителями материальных благ. Евреи же пахать не умели ни в
прямом, ни в переносном смысле. А ведь и на тучной ниве сдохнешь с
голоду, если не бросишь в неё зерно и не взрастишь колос.
Евреи всё-таки нашли способ проникать за «черту оседлости»,
используя российское же законодательство. Это был простой, но
эффективный способ. Дьявольский проект имел следующий смысл: «Евреи
должны стать русскими! Они должны на время забыть, что они евреи».
Приобрести право на жительство в Центральной России можно было,
во-первых, через принятие Православия, во-вторых, через получение
высшего образования. По первому пути пошли самые деловые, способные
делать деньги из воздуха, по второму – самые умные и, значит, самые
радикально настроенные. От неспособности заниматься созидательным трудом
одни становились банкирами, откупщиками, поставщиками и проч., а другие
– революционерами. Первые делали свои состояния сию минуту, вторые
рассчитывали получить их в будущем вместе с властью.
используя российское же законодательство. Это был простой, но
эффективный способ. Дьявольский проект имел следующий смысл: «Евреи
должны стать русскими! Они должны на время забыть, что они евреи».
Приобрести право на жительство в Центральной России можно было,
во-первых, через принятие Православия, во-вторых, через получение
высшего образования. По первому пути пошли самые деловые, способные
делать деньги из воздуха, по второму – самые умные и, значит, самые
радикально настроенные. От неспособности заниматься созидательным трудом
одни становились банкирами, откупщиками, поставщиками и проч., а другие
– революционерами. Первые делали свои состояния сию минуту, вторые
рассчитывали получить их в будущем вместе с властью.
С упоением Парфёнов превозносит творческую еврейскую
интеллигенцию. Вот где, мол, проявилась подлинная русскость евреев! Даже
русским творцам не удалось столь вдохновенно воспеть и прославить
Россию и её природу. Из контекста фильма можно сделать вывод, что не
будь евреев, не было бы нашей культуры XIX столетия. Опять ложь.
Философы мира определили, что культура любого народа произрастает из его
словесного творчества, т.е. из литературы. («В начале было Слово»). Но
русскую литературу создали именно русские поэты и писатели. Среди евреев
не было ни одного гения-словесника. Таланты были, но гения в области
литературы – ни одного! Похоже, талантливые евреи в России,
действительно, способны на творчество, но при условии, если на них
возложена мощная десница православной нравственности и непререкаемой
государственной воли.
интеллигенцию. Вот где, мол, проявилась подлинная русскость евреев! Даже
русским творцам не удалось столь вдохновенно воспеть и прославить
Россию и её природу. Из контекста фильма можно сделать вывод, что не
будь евреев, не было бы нашей культуры XIX столетия. Опять ложь.
Философы мира определили, что культура любого народа произрастает из его
словесного творчества, т.е. из литературы. («В начале было Слово»). Но
русскую литературу создали именно русские поэты и писатели. Среди евреев
не было ни одного гения-словесника. Таланты были, но гения в области
литературы – ни одного! Похоже, талантливые евреи в России,
действительно, способны на творчество, но при условии, если на них
возложена мощная десница православной нравственности и непререкаемой
государственной воли.
Русский народ даже в кровавые годы гражданской войны рождал
великих поэтов и прозаиков (Есенин, Маяковский, Леонов, Алексей Толстой,
Шолохов и др.). А что породили евреи в области литературы и искусства?
Авангардизм, «гей-культуры», абстрактное «искусство», которыми
восторгаются только они сами, да и то далеко не все. Если бы не Сталин,
своей державной волей заставивший талантливых евреев служить
нравственным идеалам, так и пропали бы они под обломками ими же
созданной псевдокультуры.
великих поэтов и прозаиков (Есенин, Маяковский, Леонов, Алексей Толстой,
Шолохов и др.). А что породили евреи в области литературы и искусства?
Авангардизм, «гей-культуры», абстрактное «искусство», которыми
восторгаются только они сами, да и то далеко не все. Если бы не Сталин,
своей державной волей заставивший талантливых евреев служить
нравственным идеалам, так и пропали бы они под обломками ими же
созданной псевдокультуры.
Что ещё вызывает недоумение в фильме Парфёнова, так это его подспудный,
но хорошо слышимый для русского уха, не прекращающийся «плач Рахили»:
мол, если бы к евреям на Руси относились лучше, если бы не было черты
оседлости, если бы их не притесняли и позволяли свободно заниматься
творчеством, то и революция в России не случилась бы.
Ошибаетесь, господа! Революция произошла не от того, что мы плохо
относились к евреям, а, напротив, именно потому, что мы слишком хорошо к
ним относились!
относились к евреям, а, напротив, именно потому, что мы слишком хорошо к
ним относились!
Большинство русских принимали евреев с открытой душой. Кормили,
поили, защищали и, наконец, спасли евреев от фашистского решения
еврейского вопроса. Об этом Парфёнов в своем фильме даже не упомянул.
Такие, как он, провокационно пользуются русской добротой и терпимостью.
Господа парфёновы, не злоупотребляйте этой нашей легендарной
терпимостью. Не провоцируйте антисемитизм в России!
поили, защищали и, наконец, спасли евреев от фашистского решения
еврейского вопроса. Об этом Парфёнов в своем фильме даже не упомянул.
Такие, как он, провокационно пользуются русской добротой и терпимостью.
Господа парфёновы, не злоупотребляйте этой нашей легендарной
терпимостью. Не провоцируйте антисемитизм в России!