Санкт-Петербург, 13 января — Наша Держава. Российская Империя была не только одним из самых больших из когда-либо существовавших государств, она обладала также огромным культурным потенциалом. Этот потенциал сформировался из синтеза русской национальной культуры и европейской культуры, которая после реформ Петра Великого осваивалась очень интенсивно.
Семья и семейные традиции – одна из главных ценностей в жизни высших и низших сословий в Российской Империи. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок. Именно в семье формировалась национальная культура, этический «кодекс» социального поведения. Семья являлась исходной точкой национального мировоззрения. В семье – начало, продолжение и финал жизни.
Возникновение на Руси института полноценной семьи было связано в первую очередь с принятием православного христианства (988 г.). Именно христианство отводит столь важное место семье в системе вероучения. Православие – это семейно ориентированная религия. В христианской культуре важное значение имеют также отношения родители-дети, основанные на глубоком взаимном уважении и ответственности друг перед другом.
Для дореволюционной России вплоть до конца XIX в. были характерны ранние браки и всеобщность брака: в брак вступали практически все, за исключением тех людей, кто по состоянию здоровья был вынужден оставаться внебрачным или думал посвятить себя монашеству.
Добрачные связи обществом осуждались. «Домострой» излагал социальные нормы средневековой Руси так: «Беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу… Если дочери у тебя, будь с ними строг тем сохранишь от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней».
Но необходимость воздержания от добрачных связей касалась не только девушек: «Отрок имеет быть трезв и воздержан… От чужеложства (блуда), играния и пьянства должен каждый отрок себя вельми удержать и от того бегать, ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти душевные и телесные и душевные, от того ж рождается и погибель дому его, и разорение пожиткам».
Супружеская неверность считалась более серьезным прегрешением, чем даже добрачный блуд. Измена жене или мужу могла стать исключительным поводом для расторжения брака, что было весьма редким событием в христианский период отечественной истории.
Не иметь супруга в зрелом возрасте было делом противоестественным. Холостой мужчина до женитьбы в деревне не являлся полноценным членом общества: он не имел права голоса при решении принципиально важных вопросов в семье и на крестьянском сходе. Брак считался главным условием благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Только после создания семьи молодой человек становился полноправным членом «мира» – сельской общины. Как правило, только семейный крестьянин получал земельный надел. Для девушек поздний брак воспринимался как чрезвычайное обстоятельство, а безбрачие вызывало общественное осуждение.
Брак расторгался редко. Согласно законам Российской Империи, действовавшим до начала ХХ в., брак прекращался только после смерти одного из супругов, расторжение же брака допускалось в качестве исключения лишь в двух случаях: при доказанной супружеской измене (прелюбодеянии) и возникшей еще до брака «неспособности одного из супругов к брачному сожитию», которая не была известна до вступления в брак.
Семья обычно была многодетной. Это подтверждается многочисленными пословицами: «Изба детьми весела», «Все равны детки – и пареньки, и девки», «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын» и др. В семьи часто принимались сироты, приветствовалось усыновление. Все эти нравственные установки гарантировали в Российской Империи высокую рождаемость и бурный прирост населения.
Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. В дворянских усадьбах сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, а также их вещи. В каждой семье были «любимое кресло дедушки», «любимая чашка маменьки» и т.д.
Понятие «дом» не ограничивалось значением «жилплощадь». До наших дней выражение «отчий дом» или «родной дом» наполнено особым смыслом и теплотой. В доме всегда был «красный угол» с иконами, которые переходили от стариков к молодому поколению.
Всё, что составляло дом, пользовалось уважением, а в разных частях дома даже вести себя следовало по-разному. Например, в «красном углу» поведение было более сдержанным.
Сохранение памяти о старших – ещё одна семейная традиция. Высшие и низшие сословия в Российской Империи имели практически одинаковые нравственные ценности.
На изображении: Семья староверов. Красноярский округ, Енисейская губерния (до 1910 г.)