Симферополь, 26 января — Наша Держава (Марина Гусарова, фото автора). Сегодня не стало художественного руководителя
Крымского академического русского драматического театра им. Горького Анатолия Новикова.
Крымского академического русского драматического театра им. Горького Анатолия Новикова.
Он ушел во сне, не дожив всего несколько
месяцев до своего девяностолетия. Перевоплотился, переместился из реальности в
вечность. Как в театре, который был главным смыслом его жизни. А вместе с ним
ушла эпоха – эпоха становления и расцвета Крымского академического русского
драматического театра имени Горького, эпоха
дерзких творческих исканий, создания
уникального комплекса из
нескольких сцен, громких премьер и борьбы за полнокровную жизнь русского
театрального искусства в украинском Крыму.
месяцев до своего девяностолетия. Перевоплотился, переместился из реальности в
вечность. Как в театре, который был главным смыслом его жизни. А вместе с ним
ушла эпоха – эпоха становления и расцвета Крымского академического русского
драматического театра имени Горького, эпоха
дерзких творческих исканий, создания
уникального комплекса из
нескольких сцен, громких премьер и борьбы за полнокровную жизнь русского
театрального искусства в украинском Крыму.
Приехав в
Симферополь в далёком 1972 году, Анатолий Новиков год за годом превращал театр в современный
творческий организм, сделав современную драматургию органичной частью
репертуара, при этом, не забывая о золотом фонде — классике.
Симферополь в далёком 1972 году, Анатолий Новиков год за годом превращал театр в современный
творческий организм, сделав современную драматургию органичной частью
репертуара, при этом, не забывая о золотом фонде — классике.
Он не боялся идти
против течения. Премьера «Гнезда глухаря» Виктора Розова
наделала много шума даже в Киеве – почти все
билеты на постановку крымчан
скупили партийные руководители. Одним из первых (после Малого
театра) в Крымском академическом поставил пьесу
Сергея Кузнецова «И аз воздам» о последних днях царской семьи, «Фаворита»
Валентина Пикуля, ставшего одной из визитных карточек театра. В украинском
Крыму Анатолий Григорьевич истово защищал право
русского слова звучать со сцены и право будущих актёров – студентов
созданной им театральной школы-студии – постигать тонкости профессии на родном,
русском языке. А один из американских
журналов как-то назвал Новикова чуть ли не агентом Кремля…
против течения. Премьера «Гнезда глухаря» Виктора Розова
наделала много шума даже в Киеве – почти все
билеты на постановку крымчан
скупили партийные руководители. Одним из первых (после Малого
театра) в Крымском академическом поставил пьесу
Сергея Кузнецова «И аз воздам» о последних днях царской семьи, «Фаворита»
Валентина Пикуля, ставшего одной из визитных карточек театра. В украинском
Крыму Анатолий Григорьевич истово защищал право
русского слова звучать со сцены и право будущих актёров – студентов
созданной им театральной школы-студии – постигать тонкости профессии на родном,
русском языке. А один из американских
журналов как-то назвал Новикова чуть ли не агентом Кремля…
Как все неординарные
люди, он имел много друзей и немало
врагов. Но даже недруги отдавали ему
должное, понимая: Новиков – это не просто имя, на которое идут, это уже эпоха в
жизни русского театра и даже его символ.
люди, он имел много друзей и немало
врагов. Но даже недруги отдавали ему
должное, понимая: Новиков – это не просто имя, на которое идут, это уже эпоха в
жизни русского театра и даже его символ.
В прошлом году
Новиков сделал то, о чём мечтал – поставил «Гамлета». «Сегодня — это моё всё, — признался Анатолий Григорьевич
в нашем последнем интервью. — «Гамлет» — вершина проявления мастерства для
режиссеров и актеров. И, конечно, сыграла роль невероятная актуальность этой
пьесы для сегодняшнего дня. Как будто вчера написано! Думаю, увидев наш
спектакль, многие скажут: «Какой кошмар – наша жизнь!». И с горечью очередной
раз осознают, что мир не меняется».
Новиков сделал то, о чём мечтал – поставил «Гамлета». «Сегодня — это моё всё, — признался Анатолий Григорьевич
в нашем последнем интервью. — «Гамлет» — вершина проявления мастерства для
режиссеров и актеров. И, конечно, сыграла роль невероятная актуальность этой
пьесы для сегодняшнего дня. Как будто вчера написано! Думаю, увидев наш
спектакль, многие скажут: «Какой кошмар – наша жизнь!». И с горечью очередной
раз осознают, что мир не меняется».
Изменится ли мир с уходом из него Анатолия
Новикова? А театр? Вспоминаются слова из
книги Ростислава Коломийца «Прогулки с
Командором»: Новиков уникален, его нельзя тиражировать. Командор ушёл в ночь, оставив нам эти вопросы
без ответов и пока ещё смутно осознаваемое чувство потери. Покойтесь
с миром, Анатолий Григорьевич!
Новикова? А театр? Вспоминаются слова из
книги Ростислава Коломийца «Прогулки с
Командором»: Новиков уникален, его нельзя тиражировать. Командор ушёл в ночь, оставив нам эти вопросы
без ответов и пока ещё смутно осознаваемое чувство потери. Покойтесь
с миром, Анатолий Григорьевич!