Санкт-Петербург, 17 ноября — Наша Держава. В этот день, в 1920 году, последние части Белой Армии оставили Крым… Почему Белое Движение не смогло победить? Лучшие представители народа, обладавшие незамутнённым национальным сознанием, после февраля 1917 г., остро чувствовали своё сиротство: «Без Царя — земля вдова». Однако тогда это понимали далеко не все, и что самое прискорбное, — вожди, возглавившие борьбу с большевизмом военным путём, и были именно теми «февралистами», кто первыми предали Помазанника Божия, отрекшись от слов присяги на верность Царю:
«Я … обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ , Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и всё к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежавшие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять…«
Так могло ли победить движение, о вождях которого архиепископ Иоанн (Максимович) сказал: «Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение её есть клятвопреступление… Если бы высшие военно-начальники и общественные деятели вместо коленопреклонённых умолений Государя об отречении выполнили то, что следовало по присяге — искусственно устроенный Петроградский бунт был бы подавлен и Россия спасена… Насколько кто загладил свой грех, ведомо Богу. Но открытого покаяния почти никем проявлено не было… со стороны главных виновников, считавших себя героями и спасителями России». […]
Протоиерей Владимир Востоков писал в 1926 году:
«Даже вождям Белого Движения было внушено не употреблять слово Царь и не допускать в войсках монархизма… и они внимали внушениям. Наши вожди боялись Царём отпугнуть от себя народ… О, роковое заблуждение!..
Ещё в 1918 году сколько-нибудь крепкие трудолюбивые крестьяне открыто говорили: «Нет, из республики у нас ничего хорошего не выйдет, необходим для порядка Хозяин, чтобы в Петербурге стукнул, а во всей России слышно было»…
Кто был в Крыму осенью 1920 года, тот наверное помнит, какое там нарастало сильное религиозно-патриотическое движение во имя Веры, Царя и Отечества, но «наполеончики» давили это движение, а иерархи стали теплохладно в сторонке от него…
Генералы офицерам не велят быть монархистами, а архиереи священников не благословляют в церквях вслух молиться за Царя…
Все белые «вожди» революционных времён садятся на два стула и проваливаются. Иные из них про себя-то не прочь были помечтать и о Царе, но вслух именем таким не смели оскорбить завоеваний «безкровной», страха ради иудейска. Были из них и ярые противники «царизма». Деникин, например, сражаясь за «единую-неделимую», говаривал друзьям: «Вы думаете, что я иду на Москву восстанавливать трон Романовых? — Никогда!». Но без трона-то Романовых его «единая-неделимая» в клочки разлетелась, и сам он вместо Москвы попал в Чёрное море…
Храбрый адмирал Колчак имел в своей власти много золота, войска, территории, но впустил в своё правительство яд социализма, и был эсерами предан — большевиками расстрелян. […]
«Вожди» постыдились заветов Святой Руси, а Господь их самих постыдился! Много пролито крови, положено трудов, совершено подвигов в Белом Движении, и всё-таки оно погибло! Не пренебрегай историческими основами народной жизни! Не пресмыкайся пред революцией!».
Даже Троцкий как-то проговорился, что если бы Белые выдвинули лозунг за восстановление монархии, «мы не продержались бы и три дня».
Лишь в эмиграции, на печальном опыте осознания своих ошибок, главную причину поражения Белого Движения в Гражданской войне чётко выразил его участник барон А.В. Меллер-Закомельский: «Страшную внутреннюю болезнь мы пытались вылечить наружными средствами. Мы боролись с большевизмом как с явлением политическим… Мы поняли слишком поздно, что антихристианский социализм-коммунизм есть явление религиозное, и только религиозным подъёмом христианской веры возможна над ним победа. Многие из нас поняли, наконец, что мы сами были заражены тою же болезнью, от которой хотели излечить Россию, с той лишь разницей, что ы нас она протекала в ползучей, скрытой форме, а в большевизме она прорвалась бурно и страстно…
Смиренно сокрушаясь о немощи своей, в сострадании и покаянии, в любви к заблудшим своим братьям будем искать истинный путь к исцелению. Не кованный ненавистью и местью меч, а меч-крест, светлое знамение Христово — «сим победиши» — даст нам силу победы».
(источник: Россия день за днём. Жития, события, судьбы… Исторический календарь-альманах. М.: Издательское содружество во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009 — С. 644-647)