Симферополь, 31 июля — Наша Держава (Алексей Васильев). История этого интервью, возможно, самая
необычная и трагическая из всех, о
которых вы слышали. И несмотря на то, что разговор в нем идет со светлым и
жизнерадостным человеком, выдающимся
русским художником Константином Мирошником, мы начнем публикацию на минорной
ноте.
необычная и трагическая из всех, о
которых вы слышали. И несмотря на то, что разговор в нем идет со светлым и
жизнерадостным человеком, выдающимся
русским художником Константином Мирошником, мы начнем публикацию на минорной
ноте.
Алексей Ермолин берёт интервью у Константина Мирошника. Коктебель, 2015г. Фото Алексея Васильева
Последнее интервью Алексея Ермолина
Этот
материал должен быть опубликовано а «Крымской правде» еще два года назад. В
июле 2015 года в Коктебеле, с известным московским художником беседовал обозреватель «Крымской Правды»
Алексей Ермолин. Интервью было окончено. Но тема об искусстве – вечная тема, её можно
ненадолго отложить. Алексей погрузился в работу событийную, оставив обработку текста
о живописце «на потом». К сожалению, «потом» не произошло: в августе 2015 года
Алексей Ермолин был убит на пороге своего дома. Убийца до сих пор не осужден: адвокат
добивается для негодяя минимального наказания.
материал должен быть опубликовано а «Крымской правде» еще два года назад. В
июле 2015 года в Коктебеле, с известным московским художником беседовал обозреватель «Крымской Правды»
Алексей Ермолин. Интервью было окончено. Но тема об искусстве – вечная тема, её можно
ненадолго отложить. Алексей погрузился в работу событийную, оставив обработку текста
о живописце «на потом». К сожалению, «потом» не произошло: в августе 2015 года
Алексей Ермолин был убит на пороге своего дома. Убийца до сих пор не осужден: адвокат
добивается для негодяя минимального наказания.
Спустя
два года мне удалось встретиться с Константином Мирошником. В память о
безвременно ушедшем товарище и коллеге Алексее Ермолине, я завершу это
интервью.
два года мне удалось встретиться с Константином Мирошником. В память о
безвременно ушедшем товарище и коллеге Алексее Ермолине, я завершу это
интервью.
Первый вопрос об Алексее, о вашей коктебельской
встрече. Запомнил ли столичный гость
разговор с крымским журналистом?
встрече. Запомнил ли столичный гость
разговор с крымским журналистом?
— Я очень хорошо запомнил Алексея. Его вопросы
были настоящими, не напускными. Мне и раньше приходилось давать интервью, но не
все журналисты к нему готовы, не все,
как говорится « в теме». Вопросы же Ермолина поражали искренностью, они не казались какими-то деланными, формальными,
скучными. Удивительно, что он, журналист с экономическим образованием, так разбирался в искусстве. Мы сразу с ним
поняли друг друга. Он смотрел мне прямо в глаза. Я запомнил немигающий взгляд, добрый тихий голос, чудесную
улыбку Лёши. Его гибель нас потрясла. Мы с друзьями в Москве, следим по
письмам, соцсетям, публикациям за ходом судебного разбирательства. Даже
слышали, что вину убийцы хотят приуменьшить. Но мы надеемся, что справедливость
восторжествует.
были настоящими, не напускными. Мне и раньше приходилось давать интервью, но не
все журналисты к нему готовы, не все,
как говорится « в теме». Вопросы же Ермолина поражали искренностью, они не казались какими-то деланными, формальными,
скучными. Удивительно, что он, журналист с экономическим образованием, так разбирался в искусстве. Мы сразу с ним
поняли друг друга. Он смотрел мне прямо в глаза. Я запомнил немигающий взгляд, добрый тихий голос, чудесную
улыбку Лёши. Его гибель нас потрясла. Мы с друзьями в Москве, следим по
письмам, соцсетям, публикациям за ходом судебного разбирательства. Даже
слышали, что вину убийцы хотят приуменьшить. Но мы надеемся, что справедливость
восторжествует.
Павел Рыженко. Победа Пересвета
Кто лучший
— Константин, недавно в столичном издательстве «Белый город» вышли
огромные книги, «толстые» художественные альбомы великих русских художников.
Там, наряду с фолиантами Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Василия Сурикова,
Валентина Серова были изданы и два
альбома современных художников – Ильи Глазунова и ваш, с супругой:
Константина Мирошника и Наталии
Кургузовой-Мирошник. Это признание ваших талантов, как лучших художников России
на высочайшем уровне?
огромные книги, «толстые» художественные альбомы великих русских художников.
Там, наряду с фолиантами Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Василия Сурикова,
Валентина Серова были изданы и два
альбома современных художников – Ильи Глазунова и ваш, с супругой:
Константина Мирошника и Наталии
Кургузовой-Мирошник. Это признание ваших талантов, как лучших художников России
на высочайшем уровне?
— Честно говоря, нас с Наталией
слегка смутил выход альбома наших работ… К его изданию мы не имели отношения.
Мы ни за что не платили, не заплатили и нам – дали лишь несколько авторских экземпляров.
Да, зачем лукавить — это большая честь
для нас, но мы воспринимаем это издания
как аванс. С нашей стороны не скромно развивать данную тему: уж звездной болезнью мы, к счастью, не
страдаем. Не до этого – мы всё время в работе. К тому, же, при определенных
наших достижениях, мы не считаем себя лучшими художниками России.
слегка смутил выход альбома наших работ… К его изданию мы не имели отношения.
Мы ни за что не платили, не заплатили и нам – дали лишь несколько авторских экземпляров.
Да, зачем лукавить — это большая честь
для нас, но мы воспринимаем это издания
как аванс. С нашей стороны не скромно развивать данную тему: уж звездной болезнью мы, к счастью, не
страдаем. Не до этого – мы всё время в работе. К тому, же, при определенных
наших достижениях, мы не считаем себя лучшими художниками России.
— А кого бы Вы назвали лучшим?
— Павла Рыженко. Он был самым лучший, самым главным.
Был… Три года назад, 16 июля, на 44 году жизни его не стало. Но остались его
великолепные работы выполненные в лучших русских классических традициях, как по
манере исполнения, так и по их духовному, патриотическому содержанию. Мы всегда
знали, что Паша не просто талант, он – гений. Сам же художник был удивительно
прост в общении и скромен в быту. Еще когда мы учились в академии, он сам варил
суп, угощал всех нас. А потом мы долго пили чай из каких-то металлических
солдатских кружек.
Был… Три года назад, 16 июля, на 44 году жизни его не стало. Но остались его
великолепные работы выполненные в лучших русских классических традициях, как по
манере исполнения, так и по их духовному, патриотическому содержанию. Мы всегда
знали, что Паша не просто талант, он – гений. Сам же художник был удивительно
прост в общении и скромен в быту. Еще когда мы учились в академии, он сам варил
суп, угощал всех нас. А потом мы долго пили чай из каких-то металлических
солдатских кружек.
Сегодня работы Павла Рыженко можно увидеть на выставках. Но для устройства
выставки требуются немалые деньги. Мы
дружим с вдовой Павла, Настей. Так вот за организацию выставки в
Санкт-Петербурге (только за перевоз картин из Москвы и обратно, за развешивание
работ и демонтаж по окончанию выставки) Настя заплатила около миллиона рублей.
Из своего кармана.
выставки требуются немалые деньги. Мы
дружим с вдовой Павла, Настей. Так вот за организацию выставки в
Санкт-Петербурге (только за перевоз картин из Москвы и обратно, за развешивание
работ и демонтаж по окончанию выставки) Настя заплатила около миллиона рублей.
Из своего кармана.
Вдова Павла Рыженко надеется, что когда-нибудь музей картин её
мужа откроется и в Москве. В Калуге, на родине художника, местные власти хоть
сегодня готовы найти дом в центре города
для галереи Рыженко, но Настя хочет, чтобы картины увидело как можно больше народа. Для этого
подходит только столица. Пока московские власти размышляют над этим вопросом,
бесценные полотна великого художника хранятся в гараже.
мужа откроется и в Москве. В Калуге, на родине художника, местные власти хоть
сегодня готовы найти дом в центре города
для галереи Рыженко, но Настя хочет, чтобы картины увидело как можно больше народа. Для этого
подходит только столица. Пока московские власти размышляют над этим вопросом,
бесценные полотна великого художника хранятся в гараже.
Картина с историей
— Константин, поговорим о Вашем творчестве. В конце девяностых Вы,
вместе с супругой, написали огромное полотно «Крымские каникулы», на котором
были изображены наиболее яркие деятели
отечественной истории и культуры России, в разные времена посетившие
полуостров, или жившие на нём. Не появилось ли у Вас, в последние годы, желания, кого-то добавить на это полотно?
вместе с супругой, написали огромное полотно «Крымские каникулы», на котором
были изображены наиболее яркие деятели
отечественной истории и культуры России, в разные времена посетившие
полуостров, или жившие на нём. Не появилось ли у Вас, в последние годы, желания, кого-то добавить на это полотно?
— Картина действительно
получилась большой – 12х3 метра. Кстати, название ей дал наш известный крымский
поэт Валерий Митрохин. Картина готова. Она ждет своего часа, чтобы предстать
перед зрителями, а пока хранится в рулоне. А на Ваш вопрос я отвечаю
утвердительно. Действительно, прошли годы и на политической сцене Крыма
появились новые персонажи. Они обязательно появятся на нашей картине. Прежде
всего, это герои Крымской весны: Наталья Поклонская, Сергей Аксёнов, Владимир Константинов,
Алексей Чалый. Да, я знаю, что сегодня их критикуют, и вероятно есть за что, но
они уже вписали свои имена в историю. Например, к Чалому, хотя я с ним не
знаком, испытываю глубочайшее уважение. Его можно уважать хотя бы за то, что по
его инициативе и при финансовой поддержке
на территории 35-й береговой батареи был создан уникальный музейный историко-мемориальный комплекс.
получилась большой – 12х3 метра. Кстати, название ей дал наш известный крымский
поэт Валерий Митрохин. Картина готова. Она ждет своего часа, чтобы предстать
перед зрителями, а пока хранится в рулоне. А на Ваш вопрос я отвечаю
утвердительно. Действительно, прошли годы и на политической сцене Крыма
появились новые персонажи. Они обязательно появятся на нашей картине. Прежде
всего, это герои Крымской весны: Наталья Поклонская, Сергей Аксёнов, Владимир Константинов,
Алексей Чалый. Да, я знаю, что сегодня их критикуют, и вероятно есть за что, но
они уже вписали свои имена в историю. Например, к Чалому, хотя я с ним не
знаком, испытываю глубочайшее уважение. Его можно уважать хотя бы за то, что по
его инициативе и при финансовой поддержке
на территории 35-й береговой батареи был создан уникальный музейный историко-мемориальный комплекс.
Что же касается Поклонской, то
для меня это символ Крымской весны. Я восхищаюсь её храбростью, мужеством, смелостью выступать против врагов, и отвагой в битве за русские
традиционные ценности.
для меня это символ Крымской весны. Я восхищаюсь её храбростью, мужеством, смелостью выступать против врагов, и отвагой в битве за русские
традиционные ценности.
Фото Алексея Васильева
В любимом Крыму
— Когда-то Вы говорили, что вести собственные картины в украинский Крым
из Москвы было проблематично, ведь чтобы вывезти их назад, пришлось бы платить
за собственные полотна огромный налог. Поэтому раньше Вашей выставки
в Крыму не было, и первая состоялась уже после возвращения Крыма в
Россию, ровно год назад, в феодосийской галерее Ивана Айвазовского. Ждать ли
крымчанам новой выставки?
из Москвы было проблематично, ведь чтобы вывезти их назад, пришлось бы платить
за собственные полотна огромный налог. Поэтому раньше Вашей выставки
в Крыму не было, и первая состоялась уже после возвращения Крыма в
Россию, ровно год назад, в феодосийской галерее Ивана Айвазовского. Ждать ли
крымчанам новой выставки?
— Обязательно! В наших планах очередная выставка, с абсолютно новыми
работами. Причем, меньшую часть работ мы привозим из Москвы, а остальные пишем
здесь, в Феодосии, куда мы теперь приезжаем ежегодно на настоящие «крымские каникулы».
работами. Причем, меньшую часть работ мы привозим из Москвы, а остальные пишем
здесь, в Феодосии, куда мы теперь приезжаем ежегодно на настоящие «крымские каникулы».
— Наверное нет смысла задавать вопрос, почему Вы выбрали именно
Феодосию, для того, чтобы купить в Крыму квартиру-мастерскую?
Феодосию, для того, чтобы купить в Крыму квартиру-мастерскую?
— Конечно, это очевидно. Жить в городе, где творил великий маринист
— большое счастье. Для нас один из старейших музеев России, картинная
галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского – стал вторым домом. Мы очень
часто ходим туда, чтобы учиться у непревзойдённого мастера. А вообще в Феодосии
очень хорошо пишется, там работа идёт за отдых! Со своими детьми Полиной и
Сашей я обошел все старые улочки Феодосии. Их ни с чем нельзя сравнить, они
настоящий источник творческого вдохновения!
— большое счастье. Для нас один из старейших музеев России, картинная
галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского – стал вторым домом. Мы очень
часто ходим туда, чтобы учиться у непревзойдённого мастера. А вообще в Феодосии
очень хорошо пишется, там работа идёт за отдых! Со своими детьми Полиной и
Сашей я обошел все старые улочки Феодосии. Их ни с чем нельзя сравнить, они
настоящий источник творческого вдохновения!
— Во время ваших прогулок, жена, наверное, дома на кухне?
— Дома. Но не на кухне, а у
мольберта. А когда жена гуляет с детьми, я берусь за кисти. У нас непрерывный
процесс работы над одной картиной!
мольберта. А когда жена гуляет с детьми, я берусь за кисти. У нас непрерывный
процесс работы над одной картиной!
— И не бывает творческих
разногласий, ведь у каждого свое видение?
разногласий, ведь у каждого свое видение?
—
У нас не бывает. В искусстве мы единомышленники: мы любим одну и ту же школу, у нас один
учитель – Илья Глазунов.
У нас не бывает. В искусстве мы единомышленники: мы любим одну и ту же школу, у нас один
учитель – Илья Глазунов.
Творческие планы
— Нет ли у Вас желания подарить
некоторые свои работы крымским музеям?
некоторые свои работы крымским музеям?
—
С радостью готовы это сделать. Прежде всего, мы бы передали
картину, или даже несколько, в Симферопольский художественный музей.
Конечно же – в феодосийскую галерею
Ивана Айвазовского, возможно и в Керченскую картинную галерею. Но у нас
есть одно условие: подаренные нами работы
должны находиться в постоянной
экспозиции, а не в запасниках.
С радостью готовы это сделать. Прежде всего, мы бы передали
картину, или даже несколько, в Симферопольский художественный музей.
Конечно же – в феодосийскую галерею
Ивана Айвазовского, возможно и в Керченскую картинную галерею. Но у нас
есть одно условие: подаренные нами работы
должны находиться в постоянной
экспозиции, а не в запасниках.
— Пару слов о патриотизме. Если полотна упомянутого Вами Павла Рыженко
практически все на патриотическую тематику, то большинство Ваших произведений —
это портреты и пейзажи. Вы избегаете
«патриотических тем»?
практически все на патриотическую тематику, то большинство Ваших произведений —
это портреты и пейзажи. Вы избегаете
«патриотических тем»?
— А разве портреты выдающихся русских
людей, и просто современников, а также пейзажи родной русской земли не
патриотичны сами по себе? Нас как-то
упрекнули, что мы не создаём картин на религиозные темы. Но ведь мы пишем то,
что окружает нас. А вокруг мир Божий –
облако, гора, путник на дороге… Мы
пишем то, что нас особенно волнует в определенные моменты жизни.
людей, и просто современников, а также пейзажи родной русской земли не
патриотичны сами по себе? Нас как-то
упрекнули, что мы не создаём картин на религиозные темы. Но ведь мы пишем то,
что окружает нас. А вокруг мир Божий –
облако, гора, путник на дороге… Мы
пишем то, что нас особенно волнует в определенные моменты жизни.
Недавно мы завершили работу над портретом
Александра Грина. Многие привыкли
представлять писателя, по фотографиям: унылым и хмурым. Мы же показали его cовсем другим. Похожая история произошла и во время
работы над портретом Константина
Циолковского. Мы давно подбирались к этому образу, но на всех фото он
неприятный старый дед. И тут мы нашили редчайшие кино материалы. Всего четыре секунды хроники,
заснятые под конец жизни основоположника космонавтики: на них он
прекрасный, обаятельный дедушка. Таким
мы и запечатлели его.
Александра Грина. Многие привыкли
представлять писателя, по фотографиям: унылым и хмурым. Мы же показали его cовсем другим. Похожая история произошла и во время
работы над портретом Константина
Циолковского. Мы давно подбирались к этому образу, но на всех фото он
неприятный старый дед. И тут мы нашили редчайшие кино материалы. Всего четыре секунды хроники,
заснятые под конец жизни основоположника космонавтики: на них он
прекрасный, обаятельный дедушка. Таким
мы и запечатлели его.
Сейчас мы работаем над портретом
Александра Суворова и пишем картину на тему Донбасса. Она будет называться — «Мальчик, ищущий свою маму». Наш учитель, Илья Глазунов советовал
художникам не сильно «рыться в истории»,
выискивая ярких исторических персонажей
для своих полотен. По мнению Ильи Сергеевича, история это то, что вокруг нас. И
наши бабушки-дедушки – исторические личности. Всё дело во времени. А время
никуда не исчезает, оно превращается в историю.
Александра Суворова и пишем картину на тему Донбасса. Она будет называться — «Мальчик, ищущий свою маму». Наш учитель, Илья Глазунов советовал
художникам не сильно «рыться в истории»,
выискивая ярких исторических персонажей
для своих полотен. По мнению Ильи Сергеевича, история это то, что вокруг нас. И
наши бабушки-дедушки – исторические личности. Всё дело во времени. А время
никуда не исчезает, оно превращается в историю.
Вспоминая Илью Глазунова…
мы узнали трагической новости о
смерти Ильи Глазунова.
— Мы знаем, что Илья Глазунов был для вас с Наталией больше, чем
учителем. Каким Вы запомнили великого
художника и педагога?
учителем. Каким Вы запомнили великого
художника и педагога?
— До последних дней Илья Сергеевич не утратил ясности ума. И чувства юмора. А он у Глазунова был
своеобразным. Представьте белого
офицера, которого ведут на расстрел. Ему бы о пощаде просить, а он всё шутит.
Таков был Глазунов.
своеобразным. Представьте белого
офицера, которого ведут на расстрел. Ему бы о пощаде просить, а он всё шутит.
Таков был Глазунов.
Илья
Сергеевич приветствовал возвращение Крыма в Россию. Он говорил, что Россия –
была и остаётся империей. А у империи свои задачи и законы развития, и она их всегда успешно решала. Возвращение Крыма, в
этой связи, закономерный процесс. Империя
сама себя собирает. На эмоциональном уровне возвращение Крыма было чудом, многие из нас никогда не испытают такого
восторга!
Сергеевич приветствовал возвращение Крыма в Россию. Он говорил, что Россия –
была и остаётся империей. А у империи свои задачи и законы развития, и она их всегда успешно решала. Возвращение Крыма, в
этой связи, закономерный процесс. Империя
сама себя собирает. На эмоциональном уровне возвращение Крыма было чудом, многие из нас никогда не испытают такого
восторга!
Глазунов любит повторять, что русский тот, кто любит Россию. Я бы добавил,
русский тот, кто любит Крым: крымские армяне,
татары, евреи — все Русские.
русский тот, кто любит Крым: крымские армяне,
татары, евреи — все Русские.
За рубежом это чувствуется особо.
Константин Мирошник и его новые друзья. Северная Каролина (США), 2017.
Фото со страницы Константина Мирошника в фейсбуке
За рубежом
Наш разговор происходит накануне поездки Константина Мирошника в США. Эта
статья опубликована, когда Константин Вячеславович еще будет находиться в
Америке.
статья опубликована, когда Константин Вячеславович еще будет находиться в
Америке.
—
Почему Вы прервали свои крымские каникулы и срочно вылетели за океан?
Почему Вы прервали свои крымские каникулы и срочно вылетели за океан?
— В
первый раз в США я оказался по приглашению руководства американского
университета в Брандейсе, пять лет назад. Я преподавал американским
студентам живопись и рисунок, а также
давал мастер-классы. На этот раз, для
той же цели, меня пригласило руководство Уилмингтонского университета в Северной Каролине.
первый раз в США я оказался по приглашению руководства американского
университета в Брандейсе, пять лет назад. Я преподавал американским
студентам живопись и рисунок, а также
давал мастер-классы. На этот раз, для
той же цели, меня пригласило руководство Уилмингтонского университета в Северной Каролине.
На своей страничке в
соцсети, Константин Мирошник написал, что американцы, очень старательные и
способные ученики. А также поблагодарил своих учителей: «Сегодня особенно говорю спасибо моим
учителям по академии. Спасибо Илье
Сергеевичу Глазунову за то, что он есть. Спасибо Лейле Самеуловне Хасьяновой за
то, что взяла меня на портрет. Спасибо
Шанькову Михаилу Юрьевичу за то, что гнал меня из Академии. Спасибо Лапину
Игорю Витальевичу за спокойный подход в истерично беге времени. Спасибо
Устиновичу Александру Николаевичу за красоту. Сегодня как никогда мне понадобились ваши знания, которыми вы так
щедро делились с нами, студентами».
соцсети, Константин Мирошник написал, что американцы, очень старательные и
способные ученики. А также поблагодарил своих учителей: «Сегодня особенно говорю спасибо моим
учителям по академии. Спасибо Илье
Сергеевичу Глазунову за то, что он есть. Спасибо Лейле Самеуловне Хасьяновой за
то, что взяла меня на портрет. Спасибо
Шанькову Михаилу Юрьевичу за то, что гнал меня из Академии. Спасибо Лапину
Игорю Витальевичу за спокойный подход в истерично беге времени. Спасибо
Устиновичу Александру Николаевичу за красоту. Сегодня как никогда мне понадобились ваши знания, которыми вы так
щедро делились с нами, студентами».
— Константин, а какие подарки Вы повезете в
Америку, для своих новых друзей, уже
есть идеи?
Америку, для своих новых друзей, уже
есть идеи?
—
Это будут футболки с портретом нашего президента и крымской, российской
символикой. А если у студентов возникнут вопросы по поводу того, что изображено
на этих подарках, я сумею рассказать про
Крымскую весну. И объяснить, чей Крым.
Это будут футболки с портретом нашего президента и крымской, российской
символикой. А если у студентов возникнут вопросы по поводу того, что изображено
на этих подарках, я сумею рассказать про
Крымскую весну. И объяснить, чей Крым.
Работы Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник принимали участие в многочисленных выставках, в том числе в Манеже (Москва) персональная (2007г), в Дубае (2001г), Харбине (2006г.), Лондоне (2006, 2010гг), Нью-Йорке (2012г), Вене (2015г).
Константин Мирошник — гитарист, вокалист и автор большинства песен группы «Утро Моне».
Член Союза ревнителей Памяти Императора Николая II.
Снимок на выносе: Константин Мирошник за работой в феодосийской квартире-мастерской, 2017г.
Фото Алексея Васильева
Сокращенный вариант этой статьи опубликован в газете «Крымская правда» №134 (26637) от 29 июля 2017г.