Бахчисарай, 19 сентября — Наша Держава (Валерий Борисов, специально для Нашей Державы). Издавна люди на языке символов и аллегорий отражали свое духовное
состояние, видение мира, понимание скрытых истин и тайн. Из глубины веков к нам
пришла традиция создания гербов и флагов, в том числе населенных мест, районов
и стран, которые на языке геральдики передавали и передают конкретные сообщения
об их индивидуальных особенностях, тем самым выполняя важную сигнальную
функцию.
Гербы и флаги данной категории
на уровне ассоциаций выполняют важную защитную роль, выраженную в
знаках, символах и аллегориях, а именно: покровительства, надежности и безопасности,
оказывают влияние на ход истории. Об этом свидетельствует яркое по своей
образности высказывание древнего мыслителя и философа Китая VI—V до н.э. Конфуция: «Знаки и
символы управляют нашим миром, а не слова или закон». О роли знака в судьбе
существует еще несколько известных
высказываний, которые находит свое подтверждение. Первое, выраженное в
аллегорической форме: «Как корабль назовешь, так он и поплывет» и второе –
конкретное: «всегда, имея дело с символом, есть риск изменить, осуществить
историю» (1).
на уровне ассоциаций выполняют важную защитную роль, выраженную в
знаках, символах и аллегориях, а именно: покровительства, надежности и безопасности,
оказывают влияние на ход истории. Об этом свидетельствует яркое по своей
образности высказывание древнего мыслителя и философа Китая VI—V до н.э. Конфуция: «Знаки и
символы управляют нашим миром, а не слова или закон». О роли знака в судьбе
существует еще несколько известных
высказываний, которые находит свое подтверждение. Первое, выраженное в
аллегорической форме: «Как корабль назовешь, так он и поплывет» и второе –
конкретное: «всегда, имея дело с символом, есть риск изменить, осуществить
историю» (1).
Территориальная и муниципальная геральдики являются не только своеобразными
«визитными карточками» или брендами
населенных мест и районов, они
также выполняет и важную
социально-воспитательную функцию — позволяют сформировать в сознании людей
чувства патриотизма к большой и малой родине, гордости к месту своего рождения и проживания,
мобилизовать на созидательную деятельность.
«визитными карточками» или брендами
населенных мест и районов, они
также выполняет и важную
социально-воспитательную функцию — позволяют сформировать в сознании людей
чувства патриотизма к большой и малой родине, гордости к месту своего рождения и проживания,
мобилизовать на созидательную деятельность.
Законность, компетентность, ответственность и профессионализмом – главные условия
разработки геральдики
разработки геральдики
Поэтому к созданию гербов и флагов
территориально-административных единиц, как со стороны
специалистов-разработчиков, так и со стороны должностных лиц, утверждающих эти
геральдические знаки, должен быть применен самый ответственный подход с
главными его составляющими законностью, компетентностью, ответственностью и профессионализмом.
территориально-административных единиц, как со стороны
специалистов-разработчиков, так и со стороны должностных лиц, утверждающих эти
геральдические знаки, должен быть применен самый ответственный подход с
главными его составляющими законностью, компетентностью, ответственностью и профессионализмом.
Принимая во внимание, что геральдические знаки
административно-территориальных единиц касаются каждого их жителя, поэтому на
всех этапах разработки и утверждения гербов и флагов должна быть соблюдена
ГЛАСНОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ,
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ АВТОРИТЕТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И ИСТОРИКОВ. Такой подход позволяет исключить возможные как мелкие, так и
крупные принципиальные ошибки.
административно-территориальных единиц касаются каждого их жителя, поэтому на
всех этапах разработки и утверждения гербов и флагов должна быть соблюдена
ГЛАСНОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ,
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ АВТОРИТЕТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И ИСТОРИКОВ. Такой подход позволяет исключить возможные как мелкие, так и
крупные принципиальные ошибки.
Облаченным властью лицам надо понимать, что согласовать владельцу частного
питейного заведения торговую рекламу на
его стене и разработать, рассмотреть и
утвердить геральдику муниципального образования – это вещи разного уровня и
порядка.
питейного заведения торговую рекламу на
его стене и разработать, рассмотреть и
утвердить геральдику муниципального образования – это вещи разного уровня и
порядка.
К сожалению, о том, что написано выше, чиновникам Бахчисарайского районного
совета – неведомо.
совета – неведомо.
Информационная блокада
разработки муниципальной геральдики Бахчисарайского района
разработки муниципальной геральдики Бахчисарайского района
Как-то совершенно обыденно как бы, между прочим, на транспортной развязке – на пересечении
улиц Фрунзе и Кооперативная вывешенный стенд с гербом города Бахчисарая был недавно заменен на
другой (фото № 1), размещенный над рекламой байк-шоу.
улиц Фрунзе и Кооперативная вывешенный стенд с гербом города Бахчисарая был недавно заменен на
другой (фото № 1), размещенный над рекламой байк-шоу.
С трудом удалось выяснить – это утвержденный новый герб Бахчисарайского района.
По канцелярски буднично решение об утверждении герба и флага Бахчисарайского
района опубликовано в районной газете
«Слава труду» от 02 июня 2017 года № 21 – только его текст без утвержденного
положения о гербе, цветных или
черно-белых изображений новых геральдических знаков района, а также в интернете
(там уж в комплекте с приложением)(2).
По канцелярски буднично решение об утверждении герба и флага Бахчисарайского
района опубликовано в районной газете
«Слава труду» от 02 июня 2017 года № 21 – только его текст без утвержденного
положения о гербе, цветных или
черно-белых изображений новых геральдических знаков района, а также в интернете
(там уж в комплекте с приложением)(2).
Никакой информации в СМИ о проводимой разработке геральдических знаков
Бахчисарайского района не было. Так же не было обнародовано задание
проектировщикам-геральдистам на разработку герба (а было ли оно вообще –
вопрос). Соответственно не было
обсуждения рецензирования и
согласования с общественностью их проектных предложений. Проект герба видимо
рассматривался в какой-то профильной комиссии районного совета, там был
согласован, рекомендован для утверждения далеко не специалистами и такими же
депутатами не специалистами утвержден.
Бахчисарайского района не было. Так же не было обнародовано задание
проектировщикам-геральдистам на разработку герба (а было ли оно вообще –
вопрос). Соответственно не было
обсуждения рецензирования и
согласования с общественностью их проектных предложений. Проект герба видимо
рассматривался в какой-то профильной комиссии районного совета, там был
согласован, рекомендован для утверждения далеко не специалистами и такими же
депутатами не специалистами утвержден.
Но самое главное, НИГДЕ НЕ УПОМЯНУТЫ АВТОРЫ ЭТОГО ГЕРБА-«ШЕДЕВРА»: НИ В
РЕШЕНИИ СЕССИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА, ЕГО УТВЕРДИВШИМ, НИ НА
СТРАНИЦАХ РОССИЙСКИХ САЙТОВ «ГЕРАЛЬДИКА.РУ»(3)
И «ПРОЕКТ «ГЕРАЛЬДИКА» (4), НИ В РАЙОННОЙ И
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРЕССЕ. Какая-то необоснованная ничем анонимность. Ведь за
авторские права, обычно, ведется нешуточная борьба. А здесь полная анонимность, прямо-таки покрытый тайной сюжет
для Агаты Кристи… Может быть секретность кроется в финансировании работ?
РЕШЕНИИ СЕССИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА, ЕГО УТВЕРДИВШИМ, НИ НА
СТРАНИЦАХ РОССИЙСКИХ САЙТОВ «ГЕРАЛЬДИКА.РУ»(3)
И «ПРОЕКТ «ГЕРАЛЬДИКА» (4), НИ В РАЙОННОЙ И
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРЕССЕ. Какая-то необоснованная ничем анонимность. Ведь за
авторские права, обычно, ведется нешуточная борьба. А здесь полная анонимность, прямо-таки покрытый тайной сюжет
для Агаты Кристи… Может быть секретность кроется в финансировании работ?
Всесторонний анализ
утверждённого герба Бахчисарайского района
утверждённого герба Бахчисарайского района
Рассмотрим с профессиональной точки зрения особенности утвержденного герба
Бахчисарайского района (на флаге района полностью продублированы знаки герба,
поэтому флаг не рассматривается), используя приложение № 1 к решению 55 сессии
Бахчисарайского районного совета 1-го
созыва «Об официальных символах (гербе и флаге) муниципального образования
Бахчисарайский район Республики Крым» от 25 мая 2017 года, а также
установим, насколько он обоснован и
обладает ли такими качествами как индивидуальность, оригинальность и
выразительность, столь необходимые для главного отличительного знака
Бахчисарайского района.
Бахчисарайского района (на флаге района полностью продублированы знаки герба,
поэтому флаг не рассматривается), используя приложение № 1 к решению 55 сессии
Бахчисарайского районного совета 1-го
созыва «Об официальных символах (гербе и флаге) муниципального образования
Бахчисарайский район Республики Крым» от 25 мая 2017 года, а также
установим, насколько он обоснован и
обладает ли такими качествами как индивидуальность, оригинальность и
выразительность, столь необходимые для главного отличительного знака
Бахчисарайского района.
Геральдическое описание и
обоснование герба представлено на фото № 2.
обоснование герба представлено на фото № 2.
Процитируем фрагменты обоснования символики герба в положении о нем и
проведем их оценку объективно, с точки
зрения реальных фактов.
проведем их оценку объективно, с точки
зрения реальных фактов.
1. «Большую часть территории (Бахчисарайского района – авт.) занимают
горы, лишь на северо-западе, где район имеет выход к морю, рельеф местности
относительно равнинный… Извилистый (волнообразный) пояс, состоящий из 3
серебряных лент, отделяющий красное поле от зеленого, отражает географическую
особенность рек Альмы, Бельбека и Качи, протекающих по территории района».
горы, лишь на северо-западе, где район имеет выход к морю, рельеф местности
относительно равнинный… Извилистый (волнообразный) пояс, состоящий из 3
серебряных лент, отделяющий красное поле от зеленого, отражает географическую
особенность рек Альмы, Бельбека и Качи, протекающих по территории района».
Отражают ли
реально географическую особенность рек Альмы, Бельбека и Качи три горизонтальных извилистых серебряных ленты?
реально географическую особенность рек Альмы, Бельбека и Качи три горизонтальных извилистых серебряных ленты?
Указанные реки
являются горными. Характеризуются «незначительными глубинами, большими уклонами
и скоростями течения, обычно слабо
извилисты…»(5). Вот как они описаны в другой специальной
литературе: «примерно до середины своего течения они имеют характер, типичный для горных потоков… Долины рек
в верхнем течении V-образные, узкие, склоны их рассечены многочисленными
балками и притоками. Затем реки вступают в зону крымского Предгорья. Пересекая
Внутреннюю гряду Крымских гор, реки
«пропилили» своеобразные долины, так называемые
«ворота»: Альминские, Качинские, Бельбекские (Албатские). На фоне
синего неба они красиво просматриваются
с трассы Симферополь — Севастополь»(6).
Горный поток в словаре по географии 2015
года определяется как «высокоскоростной
поток воды, стекающей вниз по руслу; быстродвижущийся
лавовый поток» (7).
являются горными. Характеризуются «незначительными глубинами, большими уклонами
и скоростями течения, обычно слабо
извилисты…»(5). Вот как они описаны в другой специальной
литературе: «примерно до середины своего течения они имеют характер, типичный для горных потоков… Долины рек
в верхнем течении V-образные, узкие, склоны их рассечены многочисленными
балками и притоками. Затем реки вступают в зону крымского Предгорья. Пересекая
Внутреннюю гряду Крымских гор, реки
«пропилили» своеобразные долины, так называемые
«ворота»: Альминские, Качинские, Бельбекские (Албатские). На фоне
синего неба они красиво просматриваются
с трассы Симферополь — Севастополь»(6).
Горный поток в словаре по географии 2015
года определяется как «высокоскоростной
поток воды, стекающей вниз по руслу; быстродвижущийся
лавовый поток» (7).
Как видно, изображения трех извилистых волнообразных
полос на гербе не отражают заявленную «географическую особенность» рек Альмы,
Качи и Бельбека. На нем представлены символы, скорее трех равнинных рек типа
Миссисипи, Амазонки, Конго, тоскливо и
скучно несущие свои воды, или морского прибоя, но никак не горных рек.
полос на гербе не отражают заявленную «географическую особенность» рек Альмы,
Качи и Бельбека. На нем представлены символы, скорее трех равнинных рек типа
Миссисипи, Амазонки, Конго, тоскливо и
скучно несущие свои воды, или морского прибоя, но никак не горных рек.
2. «На
территории района проживает более 30 наций и национальностей».
территории района проживает более 30 наций и национальностей».
Что хотели
сказать этой фразой? Много это или мало?
сказать этой фразой? Много это или мало?
По данным
переписи населения всего Крыму в 2014 году проживало 175 национальностей (8). Значит, на полуострове есть населенные пункты
и районы, в которых проживает значительно больше национальностей, чем в
Бахчисарайском районе. Видимо так нелепо и бестолково выглядит обоснование
ввести в герб один противоречивый символ в виде рукопожатия, о котором будет
сказано ниже.
переписи населения всего Крыму в 2014 году проживало 175 национальностей (8). Значит, на полуострове есть населенные пункты
и районы, в которых проживает значительно больше национальностей, чем в
Бахчисарайском районе. Видимо так нелепо и бестолково выглядит обоснование
ввести в герб один противоречивый символ в виде рукопожатия, о котором будет
сказано ниже.
3. «Бахчисарайский
район всегда был и остается житницей Крыма».
район всегда был и остается житницей Крыма».
Это заявление не
имеет ничего общего с действительностью. Статистические данные сбора
зерновых по районам Крыма за 2014 и 2015
годы показывают следующую картину (в таблице из-за ограниченности места в
статье из 14-ти районов полуострова
представлены данные только по шести: Бахчисарайскому и пяти другим, в которых больше всего собрано
зерновых).
имеет ничего общего с действительностью. Статистические данные сбора
зерновых по районам Крыма за 2014 и 2015
годы показывают следующую картину (в таблице из-за ограниченности места в
статье из 14-ти районов полуострова
представлены данные только по шести: Бахчисарайскому и пяти другим, в которых больше всего собрано
зерновых).
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
из таблицы
15.6. «Производство зерновых и зернобобовых культур по районам»(9).
из таблицы
15.6. «Производство зерновых и зернобобовых культур по районам»(9).
Из 14-ти районов Крыма в Бахчисарайском районе самое низкое производство
зерновых: по результатам 2015 года почти в 18 раз меньше, чем в
Красногвардейском районе. Из 1 263, 1 тыс. т. зерновых, собранных по Крыму
в 2015 году доля Бахчисарайского района составляет всего чуть более 0,8%.
зерновых: по результатам 2015 года почти в 18 раз меньше, чем в
Красногвардейском районе. Из 1 263, 1 тыс. т. зерновых, собранных по Крыму
в 2015 году доля Бахчисарайского района составляет всего чуть более 0,8%.
4. «Червленый (красный) цвет – основной… его
использование символизирует культурно-историческое единение Бахчисарайского
района с другими муниципальными образованиями Республики».
использование символизирует культурно-историческое единение Бахчисарайского
района с другими муниципальными образованиями Республики».
Лукавое и
недостоверное заявление. На многих современных гербах
муниципально-территориальных образований Крыма отсутствует красный цвет, как
например, на гербах Белогорского, Джанкойского, Первомайского, Раздолненского,
Железнодорожненского и Киевского районов, города Симферополя, поселков Гаспра и
Яркое поле. Получается так, что, с этими районами и поселками полуострова у
Бахчисарайского района отсутствует заявленное культурно-историческое единение?
недостоверное заявление. На многих современных гербах
муниципально-территориальных образований Крыма отсутствует красный цвет, как
например, на гербах Белогорского, Джанкойского, Первомайского, Раздолненского,
Железнодорожненского и Киевского районов, города Симферополя, поселков Гаспра и
Яркое поле. Получается так, что, с этими районами и поселками полуострова у
Бахчисарайского района отсутствует заявленное культурно-историческое единение?
Даже в целом
ряде гербов Крыма, где используется
красный цвет, он имеет, не обобщенное, как предложено его понимать на гербе
Бахчисарайского района, а вполне конкретное значение. Так, красный цвет на гербе Красноперекопского
района символизирует храбрость, героизм, мужество, жизнеутверждающую силу и
труд; на гербе Сакского – право, любовь, героическое прошлое, на гербе
Ленинского – промышленное производство, на гербе Симферополя – о мужество и
доблесть скифов т.д (10).
ряде гербов Крыма, где используется
красный цвет, он имеет, не обобщенное, как предложено его понимать на гербе
Бахчисарайского района, а вполне конкретное значение. Так, красный цвет на гербе Красноперекопского
района символизирует храбрость, героизм, мужество, жизнеутверждающую силу и
труд; на гербе Сакского – право, любовь, героическое прошлое, на гербе
Ленинского – промышленное производство, на гербе Симферополя – о мужество и
доблесть скифов т.д (10).
Что конкретно
понимается под термином «культурно-историческое единение», выраженное красным
цветом на гербе Бахчисарайского района, что составляет суть этого явления, в
чем конкретно оно проявляется —
создатели герба и чиновники, утвердившие его, ответить не удосужились.
понимается под термином «культурно-историческое единение», выраженное красным
цветом на гербе Бахчисарайского района, что составляет суть этого явления, в
чем конкретно оно проявляется —
создатели герба и чиновники, утвердившие его, ответить не удосужились.
5. «Зеленый цвет – символ… природных ресурсов района».
Необдуманное заявление. В Бахчисарайском районе, многие десятилетия кроме
сельского хозяйства традиционно развивается главная, остающаяся перспективной,
отрасль промышленности — строительная индустрия,
которая, в основном, основана на добыче и переработке таких богатых природных ресурсов, как известняки, цвет которых – белый. Каким
неестественным воображением нужно
обладать, чтобы белый цвет
известняков приобщить к зеленому!
сельского хозяйства традиционно развивается главная, остающаяся перспективной,
отрасль промышленности — строительная индустрия,
которая, в основном, основана на добыче и переработке таких богатых природных ресурсов, как известняки, цвет которых – белый. Каким
неестественным воображением нужно
обладать, чтобы белый цвет
известняков приобщить к зеленому!
К природным ресурсам района кроме лесов также относятся и водные ресурсы:
реки, водохранилища, озера, источники, часть из которых не имеют цвета,
например, вода в источниках – прозрачная, или в озерах и водохранилищах имеет
голубой оттенок. Зеленый цвет в водоемах – признак их деградации, вызванной
избыточным содержанием и развитием
фитопланктона.
реки, водохранилища, озера, источники, часть из которых не имеют цвета,
например, вода в источниках – прозрачная, или в озерах и водохранилищах имеет
голубой оттенок. Зеленый цвет в водоемах – признак их деградации, вызванной
избыточным содержанием и развитием
фитопланктона.
6. «Золотые (желтые) яблоки и гроздь винограда символизируют основные
отрасли хозяйства – садоводство и виноградарство (виноделие)».
отрасли хозяйства – садоводство и виноградарство (виноделие)».
Написавший подобное в утвержденном документе, видимо, очень далек от сельского хозяйства и
поэтому не разбирается в нем (и его никто из чиновников не поправил!).
Виноградарство и виноделие это близкие, но разные отрасли. Первое – относится к
выращиванию продукта питания, а второе – к его промышленной переработке.
поэтому не разбирается в нем (и его никто из чиновников не поправил!).
Виноградарство и виноделие это близкие, но разные отрасли. Первое – относится к
выращиванию продукта питания, а второе – к его промышленной переработке.
Почему на гербе изображены два яблока, а не три? Только ради соблюдения
симметрии и зрительного равновесия? Почему яблоки, а не персик (персики) – особо элитный плод,
выращиваемый на территории Бахчисарайского района и в течение многих
десятилетий составляющий его гордость?
симметрии и зрительного равновесия? Почему яблоки, а не персик (персики) – особо элитный плод,
выращиваемый на территории Бахчисарайского района и в течение многих
десятилетий составляющий его гордость?
Ответов на эти и другие вопросы – нет.
7. «Символика герба муниципального
образования Бахчисарайский район многозначна».
образования Бахчисарайский район многозначна».
О философских аспектах многозначности в геральдике достаточно подробно
описано в книге С.В. Егорова «Геральдика для всех» (11).
Однако когда автор переходит к практическому использованию теоретических
наработок, он безапелляционно заявляет, что «всякий знак должен быть
информационно емким, адекватно, понятно и предельно полно передавать
необходимую информацию» (12).
описано в книге С.В. Егорова «Геральдика для всех» (11).
Однако когда автор переходит к практическому использованию теоретических
наработок, он безапелляционно заявляет, что «всякий знак должен быть
информационно емким, адекватно, понятно и предельно полно передавать
необходимую информацию» (12).
В рассматриваемом случае, если
символика герба многозначна, то эта многозначность должна быть расшифрована в
положении о нем, что выполнено частично, да и то, как показано выше –
бестолково.
символика герба многозначна, то эта многозначность должна быть расшифрована в
положении о нем, что выполнено частично, да и то, как показано выше –
бестолково.
Необходимая информация о многозначности в символике. Многозначность особенно распространена в
масонской символике, смысл которой раскрывают перед масоном постепенно по мере
его восхождения по иерархической лестнице внутри закрытой масонской ложи (13). Известный американский масон Альберт Пайк
говорит о символах следующее: «Символы и обряды масонства имеют не одно
значение. Они больше скрывают, нежели обнаруживают истину, в лучшем же случае
лишь намекают на нее»(14). В своих
сочинениях он также пишет, что символы становятся до конца понятными только
истинным посвященным, а их истинное
толкование – удел истинных адептов, князей масонства. Для не членов масонского
сообщества символы мудрецов не более чем идолы толпы, такие же пустые и ничего не значащие для нее, как иероглифы древнего Египта.
масонской символике, смысл которой раскрывают перед масоном постепенно по мере
его восхождения по иерархической лестнице внутри закрытой масонской ложи (13). Известный американский масон Альберт Пайк
говорит о символах следующее: «Символы и обряды масонства имеют не одно
значение. Они больше скрывают, нежели обнаруживают истину, в лучшем же случае
лишь намекают на нее»(14). В своих
сочинениях он также пишет, что символы становятся до конца понятными только
истинным посвященным, а их истинное
толкование – удел истинных адептов, князей масонства. Для не членов масонского
сообщества символы мудрецов не более чем идолы толпы, такие же пустые и ничего не значащие для нее, как иероглифы древнего Египта.
Таким образом, отношение к многозначности в символике, особенно если это
касается территориальной и муниципальной
геральдики должно быть особенно осторожным
и требовательным, чтобы оградить их от символов и аллегорий масонства
«двойного прочтения» — явного и скрытого.
касается территориальной и муниципальной
геральдики должно быть особенно осторожным
и требовательным, чтобы оградить их от символов и аллегорий масонства
«двойного прочтения» — явного и скрытого.
8. «Золотое кольцо и рукопожатие является символом братства, согласия,
единства и взаимопонимания».
единства и взаимопонимания».
То, что указано в предыдущем пункте полностью относится к золотому кольцу и
рукопожатию, изображенным на гербе Бахчисарайского района. Именно к нему больше
всего претензий, как несущему двойной подтекст.
рукопожатию, изображенным на гербе Бахчисарайского района. Именно к нему больше
всего претензий, как несущему двойной подтекст.
Но вначале зададимся вопросом, а зачем нужно изображение рукопожатия на
гербе и знамени района? Ведь на гербе Республики Крым, утвержденном Законом РК
«О государственных символах Республики Крым» от 05 июня 2014 года № 13-ЗРК, уже задекларирован самый важный принцип для
обеспечения совместного мирного существования наций и национальностей на
полуострове через братство, согласие, единство и взаимопонимание в виде лаконичной и
емкой по смыслу фразе: «ПРОЦВЕТАНИЕ В
ЕДИНСТВЕ» (фото № 3).
гербе и знамени района? Ведь на гербе Республики Крым, утвержденном Законом РК
«О государственных символах Республики Крым» от 05 июня 2014 года № 13-ЗРК, уже задекларирован самый важный принцип для
обеспечения совместного мирного существования наций и национальностей на
полуострове через братство, согласие, единство и взаимопонимание в виде лаконичной и
емкой по смыслу фразе: «ПРОЦВЕТАНИЕ В
ЕДИНСТВЕ» (фото № 3).
Соответственно этот принцип
распространяется на все
административно-территориальные единицы Крыма.
Или анонимные авторы герба имели в виду, что в Бахчисарайском районе, где проживает «более
30 наций и национальностей», существует какое-то свое особое, отличное от
других городов и районов Крыма сообщество со своим пониманием братства, согласия, единства и
взаимопонимания? Или район находится под управлением какого-то закрытого
сообщества с круговой порукой? Положение о гербе Бахчисарайского района об этом
умалчивает.
распространяется на все
административно-территориальные единицы Крыма.
Или анонимные авторы герба имели в виду, что в Бахчисарайском районе, где проживает «более
30 наций и национальностей», существует какое-то свое особое, отличное от
других городов и районов Крыма сообщество со своим пониманием братства, согласия, единства и
взаимопонимания? Или район находится под управлением какого-то закрытого
сообщества с круговой порукой? Положение о гербе Бахчисарайского района об этом
умалчивает.
Рассмотрим подробнее эмблему рукопожатия. Она ограниченно использовалась в
геральдике, чаще всего в эмблематике
(15), в том числе в советский период
истории, как эмблема дружбы народов, коллективного труда, взаимопомощи и
примирения (СССР, ГДР, НРБ) (16), крайне редко в государственных гербах
третьих стран, например, только Аргентины и Непала. Герб Аргентины имеет масонские корни и
полностью повторяет Печать Генеральной Конституционной Ассамблеи 1813 года. На
гербе Непала изображено рукопожатие
мужской и женской рук, символизирующих
равенство полов (не абстрактную
многозначность, а конкретное значение).
геральдике, чаще всего в эмблематике
(15), в том числе в советский период
истории, как эмблема дружбы народов, коллективного труда, взаимопомощи и
примирения (СССР, ГДР, НРБ) (16), крайне редко в государственных гербах
третьих стран, например, только Аргентины и Непала. Герб Аргентины имеет масонские корни и
полностью повторяет Печать Генеральной Конституционной Ассамблеи 1813 года. На
гербе Непала изображено рукопожатие
мужской и женской рук, символизирующих
равенство полов (не абстрактную
многозначность, а конкретное значение).
Эмблемы рукопожатия присутствовали в XIX – начале XX вв. в ряде стран Европы: на касках пожарных, как
знак помощи и защиты, в качестве эмблемы страховых обществ от огня, как знак взаимопомощи и на реверсе ведомственной
медали МЧС РФ 1997 года «За сотрудничество во имя спасения» (фото № 4).
знак помощи и защиты, в качестве эмблемы страховых обществ от огня, как знак взаимопомощи и на реверсе ведомственной
медали МЧС РФ 1997 года «За сотрудничество во имя спасения» (фото № 4).
Широко и издавна изображение рукопожатия применяется в масонской символике,
как отработанный веками тайный жест приветствия, узнавания собрата,
символизирует взаимовыручку и сопутствующую ей необходимую круговую поруку (фото №№ 5-10).
как отработанный веками тайный жест приветствия, узнавания собрата,
символизирует взаимовыручку и сопутствующую ей необходимую круговую поруку (фото №№ 5-10).
Разве может знак рукопожатия, имея такую противоречивую исторически
обусловленную многозначность, где превалирует его использование в тайных
масонских сообществах (в том числе и в настоящее время), быть внесенным на современный герб в данном случае
Бахчисарайского района? Для всех обладающих здравым смыслом и чувством
ответственности, ответ очевиден — конечно нет! Мне могут возразить, что, мол,
на современном гербе города Белогорска имеется знак рукопожатия. Действительно
это так, но его наличие там обусловлено конкретным историческим событием, когда
12 июня 1783 году князь Г. А. Потемкин
на Белой скале (Ак-Кая) принял присягу на верность России всех слоев населения
Крыма. Тем самым произошло знаковое историческое событие в истории России,
когда был завершен многовековой период вражды между Русским государство и Крымским
ханством (фото
№ 11).
обусловленную многозначность, где превалирует его использование в тайных
масонских сообществах (в том числе и в настоящее время), быть внесенным на современный герб в данном случае
Бахчисарайского района? Для всех обладающих здравым смыслом и чувством
ответственности, ответ очевиден — конечно нет! Мне могут возразить, что, мол,
на современном гербе города Белогорска имеется знак рукопожатия. Действительно
это так, но его наличие там обусловлено конкретным историческим событием, когда
12 июня 1783 году князь Г. А. Потемкин
на Белой скале (Ак-Кая) принял присягу на верность России всех слоев населения
Крыма. Тем самым произошло знаковое историческое событие в истории России,
когда был завершен многовековой период вражды между Русским государство и Крымским
ханством (фото
№ 11).
Это обоснование зафиксировано в описании герба,
утвержденного решением 12-й сессии Белогорского городского совета 09 декабря
2003 года № 149 (17). Однако, в варианте
герба, утвержденном решением Белогорского городского совета 16 июня 2017 года №
465, оно исключено и заменено не связанным с конкретным историческим
событием в городе объяснением, что «рукопожатие символизирует
дружбу всех народов, проживающем в городском поселении Белогорск». Подобное изменение обесценивает его знаковую
и историческую ценность.
утвержденного решением 12-й сессии Белогорского городского совета 09 декабря
2003 года № 149 (17). Однако, в варианте
герба, утвержденном решением Белогорского городского совета 16 июня 2017 года №
465, оно исключено и заменено не связанным с конкретным историческим
событием в городе объяснением, что «рукопожатие символизирует
дружбу всех народов, проживающем в городском поселении Белогорск». Подобное изменение обесценивает его знаковую
и историческую ценность.
Сравнение художественных
достоинств двух гербов
достоинств двух гербов
Сравнение художественных достоинств
двух гербов Бахчисарайского и Белогорского районов (фото № 12), разработанных и утвержденных в 2017
году с небольшим временным отрывом, показывает, что примененные знаки и символы
в гербе Бахчисарайского района поражает
убогостью творческой мысли его создателей, художественной
безграмотностью, безразличием,
безответственностью чиновников, которые его утвердили. Он неузнаваем и
анонимен. Если убрать название района, то, теоретически, он мог быть применим к любой
административно-территориальной единице
юга России (что, к счастью, никогда не случится).
двух гербов Бахчисарайского и Белогорского районов (фото № 12), разработанных и утвержденных в 2017
году с небольшим временным отрывом, показывает, что примененные знаки и символы
в гербе Бахчисарайского района поражает
убогостью творческой мысли его создателей, художественной
безграмотностью, безразличием,
безответственностью чиновников, которые его утвердили. Он неузнаваем и
анонимен. Если убрать название района, то, теоретически, он мог быть применим к любой
административно-территориальной единице
юга России (что, к счастью, никогда не случится).
Герб Белогорского района наоборот, отличится индивидуальностью, яркостью и неповторимостью образов, а также
лаконичностью. Он может служить эстетическим эталоном современных муниципальных гербов.
лаконичностью. Он может служить эстетическим эталоном современных муниципальных гербов.
Бахчисарайский район – орден
на груди Крыма
на груди Крыма
Еще с советских времен Бахчисарайский район с гордостью называли орденом на груди Крыма. Таким он
остается и поныне.
остается и поныне.
Уникальнейшие, поражающие воображение
горные ландшафты (фото №№ 13,14);
горные ландшафты (фото №№ 13,14);
эпического масштаба природно-исторические памятники (фото №№ 15-17);
понимание того факта, что геральдика
Крыма зародилась и существовала в XIII по XV в.в. на нынешней территории Бахчисарайского района
(княжество Феодоро) (фото № 18), задолго до
возникновения Крымского ханства;
Крыма зародилась и существовала в XIII по XV в.в. на нынешней территории Бахчисарайского района
(княжество Феодоро) (фото № 18), задолго до
возникновения Крымского ханства;
наличие в границах района крупнейшего в Российской Федерации
Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, у
которого под управлением находится более трехсот комплексных и одиночных
объектов культурного наследия (18);
Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, у
которого под управлением находится более трехсот комплексных и одиночных
объектов культурного наследия (18);
все эти и другие уникальные
характеристики и особенности района
должны были всколыхнуть высокие чувства
проектировщиков-геральдистов, мобилизовать все их творческие ресурсы,
сгенерировать раскрытие творческих
талантов на создание герба Бахчисарайского района, и соответственно его знамени
(на котором полностью повторяются все элементы герба), если не шедевров, то
высокохудожественных произведений. На деле же получилась – жалкая
посредственность, унылое ничто, сродни дешевой лубочной картинки.
характеристики и особенности района
должны были всколыхнуть высокие чувства
проектировщиков-геральдистов, мобилизовать все их творческие ресурсы,
сгенерировать раскрытие творческих
талантов на создание герба Бахчисарайского района, и соответственно его знамени
(на котором полностью повторяются все элементы герба), если не шедевров, то
высокохудожественных произведений. На деле же получилась – жалкая
посредственность, унылое ничто, сродни дешевой лубочной картинки.
К кому предъявлять претензии?
К кому предъявлять претензии, если авторы проекта герба – анонимны?
Остается единственное должностное лицо, фамилия которого фигурирует в
пакете документов об утверждении герба и знамени Бахчисарайского района. Это
председатель Бахчисарайского районного совета Р.Я. Дердаров. К нему теперь и
все мои вопросы.
пакете документов об утверждении герба и знамени Бахчисарайского района. Это
председатель Бахчисарайского районного совета Р.Я. Дердаров. К нему теперь и
все мои вопросы.
Могут ли нынешние герб и знамя
района, имея вышеназванные крупные недостатки,
к утверждению которого он непосредственно причастен, сформировать в сознании его жителей чувства патриотизма к большой и
малой родине, гордости к месту
своего рождения и проживания, мобилизовать на созидательную деятельность? Нет!
района, имея вышеназванные крупные недостатки,
к утверждению которого он непосредственно причастен, сформировать в сознании его жителей чувства патриотизма к большой и
малой родине, гордости к месту
своего рождения и проживания, мобилизовать на созидательную деятельность? Нет!
Что сделает Р.Я. Дердаров, узнав о
провальном качестве «визитных карточек» района?
провальном качестве «визитных карточек» района?
У чиновника два пути.
Первый. Признать вышеперечисленные недостатки утвержденной муниципальной
символики, в установленном порядке отменить ее утверждение, отозвать решение
сессии Бахчисарайского районного совета от 25 мая 2017 года № 499, направленное
в Геральдическую комиссию Республики Крым и Геральдический Совет при Президенте
Российской Федерации с целью ее государственной регистрации и провести конкурс
на разработку новой муниципальной символики с учетом замечаний, изложенных в
статье.
символики, в установленном порядке отменить ее утверждение, отозвать решение
сессии Бахчисарайского районного совета от 25 мая 2017 года № 499, направленное
в Геральдическую комиссию Республики Крым и Геральдический Совет при Президенте
Российской Федерации с целью ее государственной регистрации и провести конкурс
на разработку новой муниципальной символики с учетом замечаний, изложенных в
статье.
Второй. Изображать невинность и убеждать общественность и руководство
республики в «высокой художественности»
главных символов муниципального образования, выполненных «безупречно
мастерски», а также в правильности и
непогрешимости процесса их разработки и утверждения. Таким образом, этот
случайный набор символов на геральдическом щите с изображениями «трех
горизонтальных извилистых лент» и «многозначным символом рукопожатия» над убогим фруктовым
столом, он будет использовать в качестве потешных
фиговых листков, плохо прикрывающих
безответственность, некомпетентность и нелепое упрямство.
республики в «высокой художественности»
главных символов муниципального образования, выполненных «безупречно
мастерски», а также в правильности и
непогрешимости процесса их разработки и утверждения. Таким образом, этот
случайный набор символов на геральдическом щите с изображениями «трех
горизонтальных извилистых лент» и «многозначным символом рукопожатия» над убогим фруктовым
столом, он будет использовать в качестве потешных
фиговых листков, плохо прикрывающих
безответственность, некомпетентность и нелепое упрямство.
Какой путь изберет председатель райсовета, близкое будущее скоро покажет.
Заслуженный архитектор Республики Крым, Почетный гражданин города
Бахчисарая Валерий БОРИСОВ.
Бахчисарая Валерий БОРИСОВ.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. С.В.
Егоров. Геральдика для всех. М. 2002. С. 105.
Егоров. Геральдика для всех. М. 2002. С. 105.
5.
А.И. Чеботарев. Гидрологический словарь. Изд. 3.
Гидрометеоиздат. Ленинград. 1978. С. 77.
А.И. Чеботарев. Гидрологический словарь. Изд. 3.
Гидрометеоиздат. Ленинград. 1978. С. 77.
6.
А.Н. Олиферов, З. В. Тимченко Реки и Озера Крыма.
Симферополь: Доля, 2005. (https://refdb.ru/look/1758556-p5.html).
А.Н. Олиферов, З. В. Тимченко Реки и Озера Крыма.
Симферополь: Доля, 2005. (https://refdb.ru/look/1758556-p5.html).
8. Статья. В Крыму живут представители 175 национальностей.
(http://www.c-inform.info/news/id/20417).
(http://www.c-inform.info/news/id/20417).
9. Статистический ежегодник Республики Крым. 2015. Федеральная
служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы
государственной статистики по Республике Крым. Крымстат. Симф. 2016. С.
134-135.
служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы
государственной статистики по Республике Крым. Крымстат. Симф. 2016. С.
134-135.
10. При анализе
гербов Крыма использованы данные сайта
гербов Крыма использованы данные сайта
11. С.В. Егоров.
Геральдика… Цит. соч. Часть 2. Глава 1. М. 2002.
Геральдика… Цит. соч. Часть 2. Глава 1. М. 2002.
12. С.В. Егоров. Геральдика для всех. Цит. соч. С.
105.
105.
13. Масонство
представляет сеть связанных между собой закрытых религиозно-мистических
сообществ под единым управлением, цель которых заключается в создании
надгосударственного управления в конкретном государстве и в целом в мировом
масштабе, создав «new word order» — новый мировой
порядок.
представляет сеть связанных между собой закрытых религиозно-мистических
сообществ под единым управлением, цель которых заключается в создании
надгосударственного управления в конкретном государстве и в целом в мировом
масштабе, создав «new word order» — новый мировой
порядок.
14. Американский
масон Альберт Пайк. «Мораль и догмы». С. 148. Цит. по Ю.Н. Лукин в мире
символов. Харбин. 1936.
масон Альберт Пайк. «Мораль и догмы». С. 148. Цит. по Ю.Н. Лукин в мире
символов. Харбин. 1936.
15. Эмблематика —
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая символы и знаки
принадлежности, собственности и т. п. (кроме гербов и печатей), напр., военные
знаки различия, фирменные и товарные знаки и др. Борьшой энциклопедический
словарь. 2000.
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая символы и знаки
принадлежности, собственности и т. п. (кроме гербов и печатей), напр., военные
знаки различия, фирменные и товарные знаки и др. Борьшой энциклопедический
словарь. 2000.
16. В.В. Похлебкин.
Словарь международной символики и эмблематики. 3-е издание. М. Международные
отношения. 2001. П. 182.
Словарь международной символики и эмблематики. 3-е издание. М. Международные
отношения. 2001. П. 182.
18. Интересно
отметить, что руководство Бахчисарайского историко-культурного и
археологического музея-заповедника, его историки, археологи и искусствоведы вообще не было
проинформированы о разработке и утверждении геральдики Бахчисарайского района.
отметить, что руководство Бахчисарайского историко-культурного и
археологического музея-заповедника, его историки, археологи и искусствоведы вообще не было
проинформированы о разработке и утверждении геральдики Бахчисарайского района.
о О роли символики НД рекомендует дополнительно прочитать книгу Ю.Н.Лукина «В мире символов» которая выложена в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ
Статья Борисова пестрит убогостью мысли, не знанием истории создания и слабым аналитическим действием.Герб Бахчисарайского района утвержден в мае 2017 года. Первоначально эскизы были отосланы на экспертизу практически в 2015 году.А значит -герб Бахчисарайского района является практически первым в истории обсуждения.История создания герба имеет свои временные рамки. Эскизы были предложены еще лет 5-6 назад. И если депутатов районного совета, которые утверждали герб,обсуждали на заседаниях комиссий назвать чиновниками, что является политической безграмотностью уважаемого автора статьи-то возможно по его взглядам это будет лжеправдой. Убогость так называемого уважаемого архитектора заключается в том что данное действие а именно-конкурс, утверждение символики,ее обсуждение и прохождение экспертизы освещалось и в прессе и в средствах массовой информации. Уважаемый архитектор как всегда спал.Но когда был получен результат в виде внесения официальных символов в Геральдический Государственный реестр-появилась возможность выйти из тени и раздуть пиар вселенского масштаба. Уважаемый, почетный житель города Бахчисарая-Вам не стыдно? Может подать прошение о лишении Вас всех ваших званий так как может быть Вы специалист в прошлом и не плохой но как человек-с запашком?
Прежде чем стыдить уважаемого человека, специалиста, гражданин Аноним, и грозить ему лишением не вами данных званий, вы бы к себе в начале принюхались. Чем пахнет ваша отвага, если вы даже не посмели представиться?
Валерий Борисов попросил нас разместить ответ на выпад по поводу его статьи:
"Анонимщик (по-английски –anonymous), который написал грязную заказную реплику по поводу моей статьи «О муниципальной символике Бахчисарайского района», не привел ни одного аргумента против мотивированных ее выводов. Главный вопрос к анонимщику: когда окончательный вариант герба и флага района был выставлен в СМИ для обсуждения его общественностью? Никогда! Зная это, анонимщик опускается до гнусных оскорблений и открытых угроз. Крыть то нечем! Все это говорит о том, что статья попала в точку и вскрыла еще один вопиющий факт. Утвержденный герб и флаг Бахчисарайского района не имеют авторов. Они анонимны. Может быть под ником «Аnonymous» скрывается их настоящий автор?"