Санкт-Петербург, 17 декабря — Наша Держава. В этот день, в 1898 году умер Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, переданной им в дар городу Москве в 1892 году. Таких людей, как нельзя лучше характеризуют строки Ивана Шмелёва.
Не только дело «богоугодное» нашло в московском купечестве силу великого размаха: российское просвещение в науках и искусствах также многим ему обязано.
Всему миру известна московская «Галерея Третьяковская»… — живая история русской живописи… Вложила она немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Собрали, затратив миллионы. И принесли в дар Москве — дар безценный. И ещё капитал оставили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и — доступ безплатно всем…
Помню ещё собрания Цветкова, С. Щукина. Библиотеку Хлудовых, из редкостей по церковному расколу. Собрания древней русской иконной живописи — К.Т. Солдатенкова, С.П. Рябушинского, Постникова, Хлудова, Карзинкина… Картинную галерею И.А. Морозова, на Пречистенке… — что ещё?
Московские клиники известны… Клиники воздвигались, словно по волшебству, в 80-90 годах минувшего века и всё продолжали разрастаться. Жертвователи соревновали, «из-за чести». Большинство клиник — именные: гинекологическая клиника имени Т.О. Морозова, клиника по нервным болезням В.А. Морозовой, клиника по раковым опухолям, «зыковская», — её же, детская клиника Мазуриных, по внутренним болезням…
Многие больницы созданы тем же купечеством московским: глазная Алексеевская, безплатная Бахрушинская, Хлудовская, Сокольническая, Морозовская, Солдатенковская, Солодовниковская… — все без платы.
Богадельни: Набилковская, Боевская, Поповых, Казакова, Алексеевская, Морозовская, Варваринская, Ушаковская, Мещанские — Купеческого Общества, Солодовниковская… — на многие десятки тысяч престарелых. Многие детские приюты, убежища для вдов, сиротские дома… — без счёта.
Дома дешёвых квартир для неимущих, Бахрушина… Ночлежные дома Крестовниковых и Морозова, на 3-4000 бездомных…
Коммерческий институт, коммерческие училища, Практическая Академия, техническое училище имени Комиссарова — того самого мещанина Комиссарова, что вышиб из руки Каракозова оружие, направленное на Царя-Освободителя, — Мещанские училища — гиганты, десятки ремесленных училищ и школы рукоделий… — всё создано купцами…
Родильные приюты, училище для глухонемых, Рукавишниковский приют для исправления малолетних преступников, с мастерскими и сельскохозяйственной школой в собственном имении, прядильно-ткацкие образцовые школы, школы технического рисования, школы фабричных колористов, литейщиков, художественной ковки, слесарей, монтёров… — на всё широко давало купечество. Легко давало. Много дел человеколюбия и просвещения остались безыменными, по слову: «пусть левая рука твоя не знает, что творит правая»…
Скончавшаяся во время войны В.А. Морозова оставила «в помощь жертвам войны» 6.000.000 золотых рублей…
Ю.И. Базанова — московка-сибирячка, «друг студентов». За невзнос платы за учение тысячи бедняков-студентов могли потерять университет. Они его не потеряли, благодаря Базановой…
И как же легко и просто выкладывались деньги!.. Не хлопотали о народе, не кричали, не суесловили. А делали, без шума, просто.
А тысячи церквей по всей России!.. Всё это создавалось — кем? Русскими, православными людьми, — «вчерашними мужиками» создавалось. Их надо вспомнить. Надо записать всё — и помнить».
И. Шмелёв, март 1930 г.
(источник: Россия день за днём. Жития, события, судьбы… Исторический календарь-альманах. М.: Издательское содружество во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009. — С. 710-712)