Ишим, 29 июня – Наша Держава (Виктория Кайназарова). Двадцать лет назад, в 2004 году, в городе Ишиме состоялась открытие памятника Прасковьи Луполовой. Автором скульптуры стал заслуженный скульптор и народной артист России, Вячеслав Клыков. На постаменте памятника было написано: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви».
Создание данной скульптуры стало последней работой Вячеслава Клыкова, который спустя два года после открытия памятника, скончается от тяжёлой болезни в 2006 году.
Кем же была легендарная Прасковья? В далеком XVIII веке в Российской Империи жила была одна благочестивая семья.
Отец Прасковьи Луполовой – Григорий происходил из небогатой дворянской семьи, участвовал в Русско-турецкой войне, бился за крепости Измаил и Очаков. В 1784 году в городе Елисаветграде у него родилась дочь Прасковья. По ложному доносу, что якобы глава семейства Луполовых воровал деньги из казны, был лишён воинских наград и дворянства, и сослан в город Тобольской губернии, в Ишим. Супруга и дочь последовали за отцом семейства.
Дни их в Ишиме были довольно таки однообразны. Григорий Луполов переписывал бумаги в Ишимском земском суде, чтобы прокормить семью, а подросшая дочь желая хоть, как-то помочь родителям, бралась за любую работу, где ей платили хлебом. Прасковья Григорьевна росла в любви и в ласке. Она видела, что
родителям порой приходилось нелегко и желая облегчить их участь, приняла решение отправиться в столицу, дабы добиться справедливости у Царя Александра I для своего батюшки Григория. Юной девушке пришлось долго уговаривать родителей отпустить её в дорогу.
Родители не устояли перед настойчивостью своего единственного ребенка и благословили в путь. С одним рублем в кармане и с Иконой Казанской Божией Матери, девушка двинулась в путь. Спустя 700 километров, Прасковья оказалась в Екатеринбурге, где она познакомилась с богатой купчихой, которая прониклась к ней материнским участием. В её доме девушку обучали этикету, языкам и грамоте. Спустя время, дав ей в дорогу рекомендательные письма к представителям Санкт-Петербургского Дворянского
Собрания, проводили в путь. Чего ей в пути не пришлось пережить и лишь молитва оберегала её в пути. Когда опасности миновали и она оказалась в Крестовоздвиженском монастыре, где дала обет Богу, что если удастся добиться помилования отца, то она примет монашеский постриг. Целый год Прасковья добиралась до столицы. Благодаря рекомендательному письму данной ей купчихой из Екатеринбурга, ей удалось встретиться с представителями высшего общества, которые были близки к Императорской Семье.
Живое участие в судьбе юной сибирячки принимали княгиня Дарья Александровна Трубецкая (урождённая графиня Румянцева), княгиня Авдотья Ивановна Голицына и Татьяна Васильевна Юсупова, в чьем доме, она жила, прибывая в столице. Вскоре после прибытия в столицу, её приняли сначала Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, матушка Государя и супруга Государя – Императрица Елисавета Алексеевна. После состоялась встреча Прасковьи Григорьевны с самим Государем, который в ходе беседы спросил её (примечание автора: точно неизвестно, был ли этот разговор или нет, но вот что известно):
– За что был осуждён ваш отец? – спросил Государь.
– Простите, Ваше Величество, но я ничего об этом не знаю.
– Как не знаете?
– Но, ведь, Господь учит нас почитать родителей и не дело детей знать о грехах отцов.
И Государь тут же начертал на прошении: «Помиловать!» – сказав, что отец, воспитавший такую дочь, достоин милости Божьей. Также Государь Император дал Указ главе комиссии по пересмотру прежних уголовных дел сенатору Осипу Петровичу Коздавлеву рассмотреть дело Григория Луполова и по Постановлению Правительствующего Сената от 27 апреля 1805 года, которое опубликовала газета «Санкт-Петербургские ведомости», Григорий Луполов был помилован с правом возвращении в прежние места жития, но без права возвращения воинского звания и дворянства. Также Государь Император наградил её двумя тысячами рублей серебром. По тем временам это было огромной суммой.
О подвиге юной сибирячки вмиг стало известно в самой столице и по всей России. С ней хотели встретиться представители дворянства и Сената, а многие знатные придворные дамы старались ей помочь найти суженного и у неё была возможность даже стать фрейлиной одной из Императриц, но Прасковья, помня о данном Богу обете, отказалась от всех благ и вернулась в Крестовоздвиженский монастырь, где планировала принять постриг. Долгий путь и трудности, связанные с путешествием, сказались на самочувствии Прасковьи Григорьевны. Она заболела чахоткой и ей было разрешено переехать в другой монастырь, где был более мягкий климат. Однако, не суждено было ей принять монашеский постриг. Спустя несколько лет, она скончалась в Десятинном монастыре Великого Новгорода, в декабре 1809 года. Есть даже мнение, что её могилу в конце XIX века посещала Императрица Александра Феодоровна, супруга Государя Императора Николая II, где Её Величество молилась ей, как к святой, а настоятельница Десятинного монастыря даже обращалась к Священному Синоду с просьбой рассмотреть вопрос о причислении Прасковьи Луполовой к лику Святых угодников. Если бы не революционные события 1917 года то, вполне возможно, Прасковью Луполову причислили бы к лику местночтимых святых.
…Эта история поражает своей любовью и самоотверженностью. Это подвиг дочерней любви к своим родителям… Актуальна она ещё и потому, что 2024 год в России объявлен «Годом семьи». Цель «Года семьи» — популяризация государственной политики в области защиты семьи и сохранение традиционных ценностей. Это уже второй «Год семьи» в России. Первый прошёл в 2008 году.
Виктория Кайназарова,
Член Московского отдела Союза ревнителей
Памяти Императора Николая II
При написании статьи использованы материалы
Фото из открытых источников. Может быть удалено по первому требованию правообладателя.