Владиміръ, 29 іюня – Наша Держава (Викторiя Потемкина). По милости Божьей руководитель Московскаго отдѣла Союза ревнителѣй Памяти Императора Николая II Потемкина Викторія посѣтила древній городъ Россіи Владиміръ. Городъ былъ основанъ въ 990 году отъ Рождества Христова святымъ княземъ Владиміромъ Святославовичемъ, при правленіи котораго произошло Крещеніе Руси.
Совпалъ этотъ день обрѣтеніемъ мощей Святителя θеофана Затворника (Вышенскаго). Святитель θеофанъ былъ Епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ съ 1863-1866 гъ. Здѣсь, во Владимірской епархіи, которая нуждалась въ православномъ миссіонерствѣ (поскольку здѣсь было немало раскольниковъ и сектантовъ) за θеофаномъ окончательно укрѣпилась слава проповѣдника. Въ 1865 году его заботами было открыто женское епархіальное училищѣ. За свою архипастырскую дѣятельность 19 апрѣля 1864 года онъ былъ удостоен ордена Святой Анны 1-й степени. Огромное значеніе имѣла его «Инструкція для проповѣданія слова Божія», напечатанная 27 ноября 1864 года во «Владимірскихъ епархіальныхъ вѣдомостяхъ».
Соборъ Успенія Пресвятой Богородицы находится въ самомъ центре старой части города на высокомъ лѣвомъ берегу рѣки Клязьмы. Со смотровой площадки Собора просматривается Мещерская низменность — лѣсная и болотистая часть города. Соборъ построенъ изъ бѣлаго камня въ 1158–60 годахъ по заказу князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго. Въ 1185–1189 годахъ онъ былъ перестроенъ и расширенъ княземъ Всеволодомъ Юрьевичемъ Большое Гнѣздо и сталъ пятиглавымъ. Въ 1926 году соборъ былъ закрытъ для богослуженія и переданъ Владимірскому историческому музею. Въ 1944 году онъ былъ вновь освящёнъ и дѣйствуетъ какъ каѳедральный соборъ и отдѣлъ музея. Успенскій соборъ включёнъ въ списокъ Всемирнаго наслѣдія. Входъ въ Соборъ платный, разрѣшена фотосъемка. Удалось приложиться къ ракѣ съ мощами Святого благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и Святого благовѣрнаго великаго князя Георгія Всеволодовича (1212-1216, 1218-1238) — основателя города Нижняго Новгорода. Свъ. мощи Андрея Боголюбскаго были доступны только паломникамъ.
22 января 1645 года въ присутствіи патріарха Іосифа и царя Михаила θеодоровича въ Успенскомъ соборѣ состоялось обрѣтеніе нетлѣнныхъ мощей Георгія Всеволодовича, которые были перенесены изъ каменной гробницы, стоявшей въ алтарѣ Благовѣщенскаго придѣла, въ серебряную позолоченную раку въ центре собора у южнаго столпа, изготовленную на средства патріарха. Какъ слѣдовало изъ надписи на ракѣ, поводомъ къ прославленію святого послужило явленіе князя Георгія патріарху. Въ 1774 году во имя Георгія Всеволодовича былъ освященъ придѣлъ Владимірскаго Успенскаго собора. Въ этомъ придѣлѣ посчастливилось застать окончаніе Божественной литургіи, гдѣ служилъ протоіерей Владиміръ и получить благословеніе отъ свѣтлаго батюшки. Въ этотъ придѣлъ была привезена изъ Боголюбскаго монастыря икона Боголюбской Божьей Матери въ честь 1 іюля – дня празднованія Боголюбской иконы Божіей Матери. Подъ иконой прихожане проходили ползкомъ. Это особая святыня Владиміро-Суздальской земли и одна изъ древнѣйшихъ русскихъ иконъ.
Въ этомъ году Православная Церковь отмѣчаетъ 855 лѣтъ со дня явленія Пресвятой Богородицы благовѣрному великому князю Андрею Боголюбскому. Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года въ лике благовернаго. Какъ извѣстно, икона была написана по повелѣнію святого князя послѣ ночного видѣнія ему Богоматери на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ позднее княземъ былъ основанъ Боголюбскій монастырь и выстроенъ городъ Боголюбовъ.
Во время монголо-татарскаго нашествія хана Батыя (1237-1240 ггъ.) храмъ въ честь Рождества Богородицы былъ сожженъ, одинъ только Боголюбскій образъ Божіей Матери по волѣ Божіей чудесно сохранился въ огнѣ невредимымъ. Во время нашествія Тамерлана въ 1395 году Боголюбивая икона Божіей Матери вмѣстѣ съ Владимірской иконой была увезена въ Москву для спасенія Руси отъ татарскихъ полчищъ. Въ день встрѣчи иконъ у стенъ Москвы «Матерь градовъ русскихъ» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во снѣ и повелѣла оставить русскіе предѣлы, и татары въ страхѣ бѣжали – Русь была спасена. Послѣ этого чуда Владимірскую икону рѣшили оставить въ Москвѣ какъ благословеніе Божіе и защиту новой столицѣ, а Боголюбская икона была возвращена во Владиміръ во утѣшеніе вѣрующихъ и поставлена вновь въ Боголюбской обители.
Въ главный храмъ обители поражаетъ простота и въ то же время величіе убранства. Здѣсь сразу же встрѣчаетъ большой образъ Святой Царской Семьи, слѣва на колоннѣ во весь ростъ огромный образъ Свъ. Государя Императора Николай II, а справа въ такой же ростъ Святой благовѣрный князь Андрей Боголюбскій (1110–1174, внукъ Владиміра Мономаха, сынъ Юрія Долгорукаго). Два Хозяина Земли Русской, принявшіе мученическую кончину за грѣхи своего народа, смотрятъ другъ на друга въ княжескихъ одѣяніяхъ и какъ бы отражаютъ судьбу: Память 4/17 іюля, какъ и Святыхъ Царственныхъ Страстотерпцевъ. Свъ. благовѣрный князь Андрей былъ отважнымъ воиномъ и полководцемъ, онъ былъ собирателемъ Земель Русскихъ, очень много построилъ храмовъ въ честь Пресвятой Богородицы. Въ 1162 году святой Андрей съ удовлетвореніемъ могъ сказать: «Я Бѣлую Русь городами и селами застроилъ и многолюдною сдѣлалъ». То же самое и при правленіи Государя Императора Николая II происходило-наивысшій разсвѣтъ экономическаго развитія страны и самый высокій приростъ населенія съ 123,9 млнъ до 181,5 млнъ человѣкъ.
На территоріи монастыря находится могила главнаго духовника монастыря схіархимандрита Петра (Кучера), почившаго въ 2020 году. Схіархимандритъ Петръ сыгралъ большую роль въ почитаніи и прославленіи Царской Семьи. Лавочки у могилки, много свѣжихъ цвѣтовъ, монахини, проходящіе мимо и обязательно цѣлующіе крестъ, все это говоритъ о большомъ почитаніи своего духовника. При жизни къ нему стекались со всей Россіи за совѣтомъ и наставленіемъ и всѣмъ онъ никогда не отказывалъ и помогалъ. 5 іюня почтили день кончины своего духовника въ обители.
Закончить эту статью хочется словами изъ проповѣди духовника Свято-Боголюбскаго женскаго монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, можетъ быть, какъ никогда ранѣе, въ наше послѣднее, апокалиптическое время генеральнаго наступленія на Русскую Православную Церковь всѣхъ силъ трансмироваго зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться объ исцѣленіи отъ еще одной страшной болѣзни – чумы безбожія, богоборчества и богоотступничества. Ибо на нашихъ глазахъ происходитъ невиданный еще въ исторіи Церкви по мощи, масштабу и многообразію формъ штурмъ Святого Православія. Молитвами Пресвятой Богородицы да защититъ Господь Русскую землю, укрѣпитъ Православную вѣру и возродитъ былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси насъ!»
Статья подготовлена съ использованіемъ матеріаловъ съ сайта Владимірской епархіи и Боголюбскаго монастыря.
Руководитель Московскаго отдѣла
Союза ревнителѣй Памяти Императора Николая II
Потемкина Викторія.