Москва, 7 мая — Наша Держава. Сегодня в московском Кремле произошла ставшая уже традиционной инаугурация президента России, которым в четвертый раз стал Владимир Владимирович Путин
В связи с этим довольно широко распространено мнение, что инаугурация является тем же самым, чем была в дореволюционной России коронация. Между тем, между ними есть только два важных сходства:
1) Монарх (во время коронации) и Президент (во время инаугурации) приносят, в совершенно разных формах, торжественное обещание верно служить стране и народу;
2) На коронации и инаугурации Глава государства принимает высшие символы государственной власти.
Собственно, на этом сходства заканчиваются, дальше идут принципиальные различия.
Начнем с того, что коронация в России, как, собственно, и во всех европейских христианских монархиях, являлась делом церковно-соборным, в отличие от инаугурации — церемонией сугубо светской. Собственно, слово «инаугурация» происходит от латинского слова inauguro и означает вступление в должность. Хотя в своей основе этот ритуал заимствован из церемоний коронаций монархов, он имеет принципиально иное содержание.
Коронация Императоров Всероссийских являлась священным обрядом, время которой определялось царствующим Монархом. То есть, в принципе, Император, вступив на престол, мог венчаться тогда, когда он это считал нужным. Законы Российской империи не предусматривали обязательного священного коронования.
Но, разумеется, не исполнив эту священную традицию, царствовать Монарху было практически невозможно, его не считали полноценным государем. Например, Император Петр III Феодорович, который все откладывал и противился коронованию, был, в конце концов свергнут с престола, и это было спокойно воспринято народом и обществом: Император не был Божьим Помазанником и, главное, не хотел им быть.
Сама коронация в России делилась на два этапа: непосредственно саму коронацию, когда на Монарха возлагалась большая Императорская корона, и Миропомазание по Царскому чину в алтаре Успенского собора Кремля, которое и было главным событием коронации, после которого Император становился Божьим Помазанником.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вот как это происходило — на примере коронования Императора Николая II. В 10 часов утра в Успенском соборе начался торжественный обряд Священного Коронования. Император Николай II громко прочитал православный Символ Веры и троекратно перекрестился. После этого началось пение тропарей, молитв и чтение Святого Евангелия. Митрополит Палладий крестообразно возложил руки на главу Государя и прочитал соответствующую молитву, призывая Господа удостоить «верного раба Твоего Великого Государя Николая Александровича» помазания «елеем радования, одеть Его силою с высоты, возложить на главу Его венец и даровать Ему долготу дней».
Затем Император Николай II был облачён в порфиру, и на него была одета бриллиантовая цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Затем митрополит поднес Государю на бархатной малиновой подушке Большую Императорскую корону. Государь взял корону и возложил ее на себя, при словах Митрополита: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Затем Митрополит вручил Государю скипетр и державу, произнеся:
О, Богом венчанный, и Богом дарованный, и Богом преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Вышняго над людьми своими Самодержавия ко управлению их, и ко устроению всякого желаемого ими благополучия».
Одетый в порфиру и корону, держа в правой руке скипетр, а в левой — державу, Император воссел на престол. Затем он положил на подушки скипетр и державу и знаком пригласил подойти к нему Императрицу, которая стала на колени перед супругом.
Государь Император снял с Себя корону, прикоснулся ею к голове Императрицы и снова возложил корону на Себя. В это время поднесена была Его Императорскому Величеству малая корона, которой Государь увенчал главу Государыни Императрицы, а затем возложил на Её Величество порфиру и алмазную цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного».
После этого Царь с Царицей облобызались и воссели на престолы. Протодиакон возгласил многолетие «Богом венчанному и превознесенному» Императору Николаю II, именуя его полным титулом:
«Божиею Поспешествующею Милостию, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный Государь и обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
После произнесения титула со стен Кремля был дан артиллерийский салют, возвестивший о коронации нового Императора. Все стоящие в соборе трижды молча поклонились ему поясным поклоном. Когда выстрелы смолкли, Государь опустился на колени и прочёл молитву, в которой просил Господа: «поставить Его, вразумить и управить в великом служении, яко Царя и Судію Царству Всероссийскому, да будет с Ним присѣдящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе вручённых Ему людей и к славе Божией, яко да и в день Суда Его непостыдно воздаст Ему слово». В этой молитве Царь испрашивал у Бога силы верно служить Ему и вверенной Им ему стране. В этом заключалась священная клятва Монарха. Таким образом, коронация несла в себе особый смысл благословения Богом на царство, мистическое венчание с Россией.
Хроникёры отмечали:
Все, что происходило в Успенском соборе, точно толчки сердца, разносилось по всей этой необозримой толпе и, как бьющийся пульс, отражалось в самых отдаленных ее рядах. Вот Государь коленопреклоненный молится, произнося святые, великие, исполненные столь глубокого значения слова установленной молитвы. Все в соборе стоят, один Государь на коленях. Стоит и толпа на площадях, но как все разом притихли, какая благоговейная тишина кругом, какое молитвенное выражение лиц! Но вот Государь встал. На колени опускается Митрополит, за ним все духовенство, вся Церковь, а за Церковью весь народ, покрывающий кремлевские площади и даже стоящий за Кремлем. Теперь и те странники с котомками опустились, и все на коленях. Только один Царь стоит перед своим троном, во всем величии своего сана, среди горячо молящегося за Него народа».
Владыко Палладий, стоя на коленях, трижды прочёл Молитву за Царя:
Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему, Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
После этих слов все встали с колен, и хор исполнил «Тебя Бога хвалим».
После поздравлений началась Божественная литургия, во время которой Император Николай II был помазан на царство. Таинство было осуществлено в алтаре Успенского собора, где Владыка Палладий трижды помазал ему Священным Миром лоб, ноздри, губы, уши, грудь и руки, каждый раз повторяя: «Печать Духа Святаго». После помазания все колокола начали торжественный перезвон, а пушки Кремля дали артиллерийский салют из 101 залпа. Известие о миропомазании было встречено громовым народным «Ура!». Там же, в алтаре, Государь причастился Тела и Крови Христовых по особому царскому чину, каким причащаются священнослужители. Тем самым было зримо показано, что Православный Царь, не только светский, но и сакральный владыка своего народа.
После коронования и миропомазания началось шествие Царя и Царицы из Успенского собора в Большой Кремлёвский дворец, где должен был состояться праздничный приём. Сопровождаемый огромной свитой, под балдахином, украшенным страусовыми перьями и мехом горностая, в короне и порфире, держа в руках скипетр и державу, Государь медленно шествовал на поклонение в Архангельский и Богоявленские соборы, а затем на торжество в Большой дворец. При выходе из Архангельского собора, на Красном крыльце, Царь и Царица по старому обычаю три раза в пояс поклонились народу.
Законодательного регламента президентской инаугурации в России нет. Статья 82 Конституции содержит лишь текст присяги, состоящий из 33 слов. В Современной России процедура инаугурация по закону «О выборах главы государства» происходит на 30-е сутки после оглашения Центральной избирательной комиссией результатов выборов. В Современной России на инаугурации присутствует Патриарх и высшие церковные служители как особые гости. Это уважение традиций и символ поддержки президента со стороны важного общественного института. Также на Соборной Площади глава государства принимает парад Президентского полка.
Таким образом, между коронацией Императоров Всероссийских и инаугурацией президента России есть одно главное сходство: придание власти легитимности и придание ей сакрального характера. Однако, нужно помнить, что такой характер инаугурации придал лично президент Владимир Путин, в чем, безусловно, заключается его историческая заслуга.
Пётр Мультатули https://tsargrad.tv/articles/ot-koronacii-do-inauguracii-ceremonija-vstuplenija-vo-vlast-verhovnogo-pravitelja-v-rossii_130343
Другие материалы о перспективе восстановления Монархии в Державе Российской и Святых Царственных Мучениках можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, АУДИО— и ВИДИОТЕКЕ