Санкт-Петербург, 20 января — Наша Держава. Эстонцы очень гордятся творчеством этого художника, устраивая периодически его выставки и называют его немцем балтийского происхождения. Но только вот отчего-то почти забыли о его усадьбе и доме на мызе Мууга, где художник в 1860 — 1870 годах построил свой дом, работал и собирал коллекцию живописи западно-европейских мастеров. Однако, большую часть жизни Тимофей Андреевич Нефф провел на территории России, расписывая православные храмы и служа придворным художником Императора Николая I.
Живопись Неффа — яркий образчик академизма в искусстве середины XIX века в России. Это мифологические и религиозные сюжеты, красивая женская обнаженная натура и конечно же портреты. Все они очень яркие и имеют хорошее композиционное решение. Будучи придворным художником, Нефф оставил нам множество портретов женщин из Императорской Семьи и придворных дам. Также хороши его итальянки и религиозные картины на библейские сюжеты.
Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) — таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа — родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Порывшись в своем архиве ссылок, нашла интересную статью из эстонской газеты «Пярнуский Экспресс» Татьяны Ильиной от 26 декабря 2006 года, посвященную жизни Тимофея Андреевича Неффа. Она более интересна, чем жвачка из Википедии, и я позволю себе привести несколько отрывков из нее, проиллюстрировав их замечательными картинами художника.
***
Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Как утверждают документы, в феврале 1804 года она отправилась в Россию вместе с мадам Берг. До Эстляндии они добрались только летом и остановились в имении Сангасте, принадлежавшем сыну мадам Берг. К этому времени беременность Фелиците была уже достаточно заметна, и будущая мать решила расстаться с мадам и самостоятельно устраивать свою жизнь. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына. 9 октября мальчика окрестили Чарльзом Тимолеоном, а его крестными, несмотря на то, что мать была обычной учительницей, стали представители известных дворянских родов: майор Пауль фон Крюденер, арендатор усадьбы Пюсси, капитан Антон Врангель из Майдла и майорша фон Эссен из Эрра.
Нефф Т.А. Рисунок-портрет леди Елены, баронессы Крюденер 1857
С 1 апреля 1815 года Карл Тимолеон пошел учиться в Ракверескую земскую школу. Он был очень способным и прилежным учеником, и каждый год получал от школы благодарности. В феврале 1822 года он прошел конфирмацию в церкви Виру-Яагупи. Во время этой церемонии пастор Фридрих Август Хёршельманн впервые публично назвал Карла приемным сыном Генриха Зеге фон Мантейффеля.
Нефф Т.А. Две девушки в гроте
Первым крупным заказом стали образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе. За эту работу Карл Тимолеон получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Будучи в Италии, Нефф копировал произведения старых мастеров XVI века, особенно много занимался изучением творчества Рафаэля. В этот же период им была написана и копия картины Тициана «Катарина», а также 22 наброска по мотивам итальянской национальной одежды.
Вернувшись в 1837 году в Петербург, он приступил к восстановлению образов для малой церкви Зимнего дворца, пострадавших во время пожара. Сняв большую квартиру на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, Нефф превратил ее в ателье. Работа была очень ответственной: сам Император следил за ее выполнением, постоянно навещая художника. После этого последовали иконы для Исаакиевского собора в Петербурге — свыше 20 полотен большого формата: это и оформление главного алтаря и иконостаса, иконы в Царских вратах, образы в нишах пилонов. За эту работу он получил звание профессора исторической и портретной живописи и стал преподавать в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств.
В 1839 году Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Откуда взялось такое отчество, так и осталось загадкой, но в российских каталогах он пишется именно так.
В 50-х годах XIX века по заказу Великой Княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. В это же время им написаны известные картины «Русалка» и «Купальщица», которые Император Александр II купил для Эрмитажа. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как Императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание. С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат.
20 мая 1838 года в церкви Виру-Яагупи обвенчался с мадемуазель Луизой Августой Доротеей фон Каулбарс из Мыдрику. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. Именно там было создано большинство его картин. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Придворный художник сделал все, чтобы превратить родовое поместье в настоящий художественный музей. Здесь он собрал свои лучшие произведения, копии картин Тициана, Рубенса, Ван Дейка и др., установил копию скульптуры «Венеры Милосской». В вестибюле мызы поставили мраморную лестницу — подарок художнику от Императора Александра II. Карл Тимолеон сам начал и расписывать стены и потолки комнат, но не успел закончить, поэтому продолжил за него эту работу его сын Генрих фон Нефф.
Нефу было уже 70 лет, когда он работал над полотнами для московского Храма Христа Спасителя, для которого он сделал 31 образ иконостаса. После этого ему заказали 15 картин для одной из церквей. За работу он взялся, но закончить не успел, потому что 24 декабря 1876 года скончался.
После смерти Карла Тимолеона наследником мызы Мууга стал Генрих Гастон фон Нефф, продолживший начатое отцом дело по созданию в усадьбе музея. Потом усадьба перешла в руки внука императорского художника Тимолеона Карла фон Неффа, а последним владельцем был правнук — Генрих Нефф. Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. Но 3 мая 1940 года все планы были перечеркнуты пистолетным выстрелом: Генрих Нефф был убит. Коллекция поместья осталась без хозяина, и все оставшиеся в ней бесценные экземпляры только в 1946-48 гг. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня…
***
Вот такая вот история жизни. Тимофей Андреевич Нефф нашел свой последний приют на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге (хотя нигде в справочниках по некрополям Петербурга подобного упоминания нет), а его прекрасные картины можно увидеть в Эрмитаже, в музеях Эстонии, Лондона и в старинных дворянских усадьбах.