Москва, 23 июля — Наша Держава. Итак, Путин заявил, что ему не нравится повышение пенсионного возраста, как и большинству граждан. При этом напомнил, что решения об установлении пенсионного возраста на уровне 60 лет для мужчин и 55 для женщин были приняты более 60 лет назад. Этот аргумент ему докладывают псевдоэксперты, забывая добавить, что 60 лет назад люди ещё на телегах ездили и крышу соломой крыли!
Либеральные «дегенераты от профессии» представляют экономику абсолютно статичной. В их экономике не только нет развития производительных возможностей, но это даже и не предполагается! Экономика предстаёт пирогом, который только делят – и никто не выпекает. Стало больше пенсионеров – значит, их труднее прокормить… Но позвольте, пассажиров тоже стало больше со времён, когда ездили в кибитках, зачем сравнивать пассажирооборот эпохи поездов с пассажирооборотом времён гужевой тяги?
Да, количество пенсионеров растёт – но ведь одновременно сокращается и потребность в рабочих руках. Там, где раньше требовалось 100 землекопов с лопатами – ныне справляется один экскаваторщик. И производство отнюдь не страдает!
Самой острой для современного производства является именно проблема лишних рабочих рук. Современная экономика не вмещает такого количества трудящихся, какое вмещала 60 или 100 лет назад. Ведь в 1913 году крестьянство (жившее впроголодь) – составляло более 90% населения страны. Пролетариат был в городах большинством.
Теперь же и фермеры, и промышленные рабочие – убывающе малые меньшинства экономики. У нас в стране армия врачей или педагогов уже больше, чем армия промышленных рабочих.
Одной из сильных сторон путинизма как системы, вытянувшей страну из ямы 90-х, являлось создание огромного количества рабочих мест-богаделен. Это самые разные конторки, в которых и клерки, и руководство занятые условно, мало чем отличаются от пенсионеров. Исчезновение таких конторок стало бы трагедией для тех, кто в них работает, но остальные бы того просто не заметили!
Такая мера – организация занятости населения через найм в малополезные производству богадельни – помогла в нулевых вытащить общество из лютой, голодоморной нищеты. Современному производству, всё более механизированному, масса потребителей гораздо важнее, чем масса трудящихся. Несколько рабочих у станка с программным управлением могут нашлёпать любое количество продукции – было бы кому покупать.
Армия пенсионеров – это армия покупателей, которая позарез нужна производителям колбасы и сыра, штанов и сандалий, кастрюлек и стульев!
Большинство рабочих мест в современной РФ – и так фиктивные. Реальных рабочих мест в РФ – около 30 млн., да и то это очень и очень оптимистический взгляд. И бюджет, и продукт сегодня формируют у нас работники сырьевой сферы, а это малый процент от населения.
Нормальный, вменяемый экономист ставил бы вопрос не о повышении, а о снижении пенсионного возраста в такой ситуации. Ранняя пенсия является реальным выходом для проблемы безработицы. Чем меньше рабочих рук нужно рынку труда – тем больше должно становиться пенсионеров.
Это не просто экономически обоснованно. Это вообще цель человеческой цивилизации – освободить человека от принудительного труда, привести его к таким формам жизни, в которых выживание гарантировано, а труд связан не с потребностью выжить, а с выбором занятости по вкусу… Человечество ведь и придумало технику, чтобы от зарплатного рабства чернорабочего труда прийти к миру слияния занятости с досугом, в котором свободно выбираемые занятия являются залогом человеческого счастья…
Всё это непонятно нашим министрам, для которых экономика – пастбище скотов. Им чужды сами мысли о возможности роста и развития. Умножать они не умеют – умеют только делить не ими созданное. А когда только делишь, то вопросы крохоборской экономии всегда на первом месте. Возникает модель хозяйствования помещика Плюшкина, с беспощадной сатирой описанная Гоголем…
И вот эту плюшкинскую дрянь докладывают национальному лидеру. Путин в общении с прессой напомнил о постановлении правительства от 1995 года, в котором речь шла о необходимости повышения пенсионного возраста. В том документе отмечалось, что «сделать это надо будет во втором десятилетии XXI века». «Сейчас 2018 год, и мы, благодарные потомки, теперь должны принимать какие-то решения», – указал глава государства.
Путин сказал, что изменения давно назрели: «По большому счету, можно ничего не делать в течение пяти, даже 10 лет, в принципе нам хватит возможностей для поддержания пенсионной системы». Но если ничего не менять, «нам придется всегда держать на низком уровне доходы пенсионеров, и они будут пополнять число бедных людей».
И еще: «Сегодняшняя власть людей просто надует, если скажет: потерпим еще лет пять, семь, десять. Но этим не закончится, нужно будет все равно принимать какие-то решения кардинальные… Но какие? Давайте посмотрим, как будет развиваться дискуссия, всех послушаем… Там много нюансов».
Президент отметил, что окончательного решения по этому вопросу пока нет. «Когда принимаются решения такого масштаба и такие чувствительные для людей, нужно оперировать реальными профессиональными прогнозами».
Но вся беда в том, что профессиональных прогнозов по экономике в его окружении делать некому. Он окружён хорошими генералами, хорошими спецслужбами, политтехнологами – что и видно невооружённым глазом. Но он окружён удивительно-бездарными экономистами, что тоже видно невооружённым глазом.
Что такое профессионал? Если эта мафия шарлатанов, сложившаяся вокруг власти, нахваливает друг друга (типа – «Кудрин лучший министр финансов» по рейтингу врагов страны), то такое самохвальство не делает их профессиональными экономистами.
Любой профессионал измеряется результатом.
Не бывает профессиональных стрелков – которые ни разу не попали в мишень. Не бывает профессиональных докторов – которые никого не вылечили. Не бывает профессиональных строителей, которые ничего не построили (а что построили – развалилось).
При этом совершенно не важно, что они друг о друге говорят, и как друг друга нахваливают. Важен результат.
Так вот: мне не важно за сколько тысяч евро куплены галстуки на проходимцах, которые вторую экономику мира свели к банановой республике колониального типа. Нельзя считать профессиональными экономистами тех, кто страну, в 1989 году производившую «все виды продукции, известные человечеству» (оценка профильного комитета ООН) – свёл к сырьевому придатку и цеху отвёрточной сборки.
Даже если не считать Гайдара, Чубайса, Коха, Илларионова, Кудрина, Набиуллину, Улюкаева, Силуанова и прочих сознательными вредителями (хотя и для этого есть основания) – факты 30-летнего падения обязывают нас признать, что они, по фатально бездарны и профнепригодны. Китай, который в 1985 году производил 1/5 от объёмов производства в СССР, ныне поменялся с нами местами: теперь мы производим 1/5 от ВВП Китая!
О каком профессионализме экономистов, приведших к таким руинам надежд и потенциалов, можно говорить? Какие советы и кому может давать Кудрин?! Советы о том, как вторую экономику мира сделать 25-й?
А между тем национальный лидер слушает советы именно этих, упакованных в дорогие костюмы, но совершенно бездарных людей.
Если бы у него были такие генералы, какие экономисты – украинская военщина уже осаждала бы Москву, а дудаевская «Ичкерия» завершала бы зачистку Ставрополя…
Однако с генералами ему повезло. А с экономистами – нет.
Именно поэтому он сидит перед активистами и обсуждает тему, которая ему «неприятна»: повышение пенсионного возраста. Потому что они внушили ему представление об экономике не как о сфере возрастающих возможностей, а как об унылой сфере тающего потенциала:
— «Чем больше слёз, тем больше облегченье, В слезах и заключается леченье…»
Президент сказал, что если ничего не делать для оптимизации пенсионной системы «придется всегда держать на низком уровне доходы пенсионеров, и они будут все время пополнять число так называемых бедных людей. А мы должны повышать доходы людей для того, чтобы число бедных у нас сокращалось».
Здесь ключевое слово, внушённое президенту псевдоэкономистами – «если ничего не делать». Естественно, если ничего не делать (кроме как распределять и перераспределять) – от любого пирога останутся только крошки…
Путин сказал, что в 1970 году на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих, а сейчас «на пять пенсионеров приходится шесть работающих, и ситуация будет меняться не в пользу работающих, их количество будет сокращаться… И тогда либо пенсионная система лопнет, либо бюджет и резервные фонды, из которых мы сегодня финансируем дефицит пенсионной системы». При этом несмотря на некоторые проблемы в экономике, «в целом есть большой запас прочности, но если думать не о сегодняшнем дне, а о дне завтрашнем, то нужно иметь в виду все эти обстоятельства».
Но о завтрашнем дне нужно думать с позиций роста производительности, улучшения продуктивности – а не как о переносе на завтра в неприкосновенности всех сегодняшних нехваток и дефицитов. Последнее – упадничество чистой воды, которое не умеющий работать и не желающий учиться гламурный экономический блок правительства постоянно навязывает стране…
Глава государства также отметил в числе благоприятных факторов рост средней продолжительности жизни в РФ за последние шесть десятилетий с 67 лет до 73,5 лет, который, по прогнозам правительства, продолжится. Но вряд ли повышение пенсионного возраста будет этому способствовать. Скорее наоборот. Ведь смысл задуманной реформы состоит именно в этом, в сокращении едоков…