Москва, 22 сентября — Наша Держава. 22 сентября (10 сентября по юлианскому календарю)
1893 года в казачьем Новочеркасске родился человек, которому было
суждено стать легендой Русской философии всего XX века…
1893 года в казачьем Новочеркасске родился человек, которому было
суждено стать легендой Русской философии всего XX века…
Какие образы всплывают при слове
«старец»? Седобородый монах в схимническом облачении. Монастырский
полумрак и легкое потрескивание свечей. Афонская костница с сотнями
черепов почивших святогорцев. А может, иначе? Академическая аудитория
«ленинского» пединститута. Подмосковная дача с плетеным креслом.
Арбатская квартира и книги… книги… книги…
«старец»? Седобородый монах в схимническом облачении. Монастырский
полумрак и легкое потрескивание свечей. Афонская костница с сотнями
черепов почивших святогорцев. А может, иначе? Академическая аудитория
«ленинского» пединститута. Подмосковная дача с плетеным креслом.
Арбатская квартира и книги… книги… книги…
Образ Алексея Федоровича Лосева никак не вяжется с
привычным символом православного старчества. Почтенный профессор, мудрец
со «старого» Арбата, любимый учитель множества творцов современной
гуманитарной науки: философов, филологов, богословов.
привычным символом православного старчества. Почтенный профессор, мудрец
со «старого» Арбата, любимый учитель множества творцов современной
гуманитарной науки: философов, филологов, богословов.
Ушедший в жизнь вечную в мае 1988-го, в год
1000-летия Крещения Руси и в день равноапостольных Мефодия и Кирилла,
просветителей Словенских, Алексей Федорович так и не раскрыл тайну,
которую знали лишь несколько самых близких ему людей, — то, что еще в
1929 году он, молодой советский профессор, принял тайный монашеский
постриг.
1000-летия Крещения Руси и в день равноапостольных Мефодия и Кирилла,
просветителей Словенских, Алексей Федорович так и не раскрыл тайну,
которую знали лишь несколько самых близких ему людей, — то, что еще в
1929 году он, молодой советский профессор, принял тайный монашеский
постриг.
![](https://xn--80aocodcgs9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/1_2187-22.jpg)
Русский философ Алексей Лосев, 1923 год. Фотохроника ТАСС
Вот как об этом несколько лет назад автору этих строк
рассказала Аза Алибековна Тахо-Годи, ученица и наследница профессора
Лосева, которая на протяжении трех с половиной последних десятилетий его
жизни, по сути, была «келейницей» арбатского старца:
рассказала Аза Алибековна Тахо-Годи, ученица и наследница профессора
Лосева, которая на протяжении трех с половиной последних десятилетий его
жизни, по сути, была «келейницей» арбатского старца:
С 1929 года и до самой смерти он носил на голове
черную монашескую скуфейку, которую все считали просто «профессорской
шапочкой», не подозревая, что 3 июня 1929 года Алексей Федорович и его
супруга Валентина Михайловна приняли тайный постриг от своего духовника,
афонского старца архимандрита Давида (Мухранова), с именами Андроник и
Афанасия. На следующий год их арестовали по одному из церковных дел, да и
до ареста Лосева уже клеймили в печати как «философа Православия,
апологета крепостничества и защитника полицейщины». Пришлось пройти
тюрьму, лагерь…
Последний идеалист
С юных лет, обратившись к античной философии,
творчеству Платона и неоплатоников, к философии имени и богословскому
течению имяславия, будущий тайный монах избрал путь, идти по которому в
окружении диалектических материалистов было практически невозможно.
творчеству Платона и неоплатоников, к философии имени и богословскому
течению имяславия, будущий тайный монах избрал путь, идти по которому в
окружении диалектических материалистов было практически невозможно.
Тем не менее профессор Лосев нашел выход: его
призванием стала классическая филология, в русле которой вышли многие
десятки философских томов. Но в молодости не помогло и это. За работу
«Диалектика мифа» он был арестован вместе с супругой по делу
«Церковно-христианской монархической организации «Истинно-Православная
Церковь»».
призванием стала классическая филология, в русле которой вышли многие
десятки философских томов. Но в молодости не помогло и это. За работу
«Диалектика мифа» он был арестован вместе с супругой по делу
«Церковно-христианской монархической организации «Истинно-Православная
Церковь»».
Читайте также:
Россия Ильи Глазунова: Распятая и Вечная
Ровно год назад, 9 июля 2017 года, отошел ко Господу великий русский художник, патриот и монархист Илья…
Нельзя
сказать, что обвинение было совсем уж ложным. Конечно, ни в какой
тайной политической организации тайные монахи Лосевы не участвовали. Но
их причастность к группе православных мирян и клириков, мягко говоря,
весьма критически относившихся не только к реальности тех лет, но и к
компромиссному пути, ознаменованному деяниями митрополита Сергия
(Страгородского), в 1927 году издавшем Декларацию о лояльности к
советской власти, была очевидной.
сказать, что обвинение было совсем уж ложным. Конечно, ни в какой
тайной политической организации тайные монахи Лосевы не участвовали. Но
их причастность к группе православных мирян и клириков, мягко говоря,
весьма критически относившихся не только к реальности тех лет, но и к
компромиссному пути, ознаменованному деяниями митрополита Сергия
(Страгородского), в 1927 году издавшем Декларацию о лояльности к
советской власти, была очевидной.
Но книга «Диалектика мифа», каким-то чудом вышедшая в
1930 году (потом, конечно, конфискованная и уничтоженная), содержит
немало весьма смелых и при этом последовательно
православно-консервативных утверждений.
1930 году (потом, конечно, конфискованная и уничтоженная), содержит
немало весьма смелых и при этом последовательно
православно-консервативных утверждений.
Причем не только для тех страшных лет, но и для сегодняшнего дня:
Нельзя молиться при электрическом свете, а можно
только предъявлять вексель. Едва теплящаяся лампадка вытекает из
православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как
царская власть в государстве или как наличие просвирни в храме и
вынимание частиц при литургии. Зажигать перед иконами электрический свет
так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как наливать в
лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать,
социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку
обедать в ресторане и еврею — не исполнять обряда обрезания.
Остро, поэтично, иронично и… совершенно
несвоевременно. Собственно, профессор Лосев будто бросал вызов времени. А
весь окружающий мир его, как в свое время философа Григория Сковороду,
«ловил, но не поймал», хотя пытался многократно. Есть предание, будто на
вопрос, остались ли еще в СССР философы-идеалисты, Сталину ответили:
«Есть один, Лосев». На что Сталин сказал: «Один пусть останется».
несвоевременно. Собственно, профессор Лосев будто бросал вызов времени. А
весь окружающий мир его, как в свое время философа Григория Сковороду,
«ловил, но не поймал», хотя пытался многократно. Есть предание, будто на
вопрос, остались ли еще в СССР философы-идеалисты, Сталину ответили:
«Есть один, Лосев». На что Сталин сказал: «Один пусть останется».
Алексей Федорович мог погибнуть в лагере, но, немало
претерпев и практически потеряв зрение, выжил. А в ночь на 12 августа
1941 года в его дом на Воздвиженке попала огромная фугасная бомба.
Погибли близкие, погибла уникальная библиотека, но самому профессору
Лосеву Господь даровал еще почти полвека земного бытия. И до самого
последнего дня он не переставал писать научные труды и преподавать. Вот
как об этом рассказывала автору этих строк Аза Алибековна Тахо-Годи:
претерпев и практически потеряв зрение, выжил. А в ночь на 12 августа
1941 года в его дом на Воздвиженке попала огромная фугасная бомба.
Погибли близкие, погибла уникальная библиотека, но самому профессору
Лосеву Господь даровал еще почти полвека земного бытия. И до самого
последнего дня он не переставал писать научные труды и преподавать. Вот
как об этом рассказывала автору этих строк Аза Алибековна Тахо-Годи:
Работал он постоянно, даже ночами обдумывал свои
труды, а днем диктовал — в те времена не было диктофонов, и нужны были
помощники. И так каждый день. Так написана его монументальная «История
античной эстетики». И преподавать не переставал. Занимался практически
до последнего дня. Правда, это были уже не студенты, а аспиранты кафедр
общего языкознания и русского языка. Они приезжали на Арбат заниматься с
Лосевым, сдавали ему экзамены, защищали диссертации. За нашим большим
столом нередко сидело человек 12-15 аспирантов.
![](https://xn--80aocodcgs9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/3_2187-22.jpg)
Москва. Дом №33 по улице Арбат, где с 1941 по 1988 год жил русский философ А. Ф. Лосев. Фото: Алексей Антонов / ТАСС
Словом, вплоть до 1000-летия Крещения Руси, когда в
Советском Союзе уже фактически началось «Второе Крещение Руси»,
профессор Лосев продолжал традиции дореволюционного университетского
образования. И вместе с тем оставался наследником той русской
религиозно-философской школы, которая ушла с людьми, чьим учеником и
собеседником был Алексей Федорович: Семеном Франком, Николаем Бердяевым,
священником Павлом Флоренским…
Советском Союзе уже фактически началось «Второе Крещение Руси»,
профессор Лосев продолжал традиции дореволюционного университетского
образования. И вместе с тем оставался наследником той русской
религиозно-философской школы, которая ушла с людьми, чьим учеником и
собеседником был Алексей Федорович: Семеном Франком, Николаем Бердяевым,
священником Павлом Флоренским…
Читайте также:
«Пусть придёт дерзкий и возьмёт за шиворот»: Консервативные предчувствия Леонида Бородина
Он никогда не путал судьбу России с судьбами социальных утопий. И считал, что государство как форма…
А в числе тех, кто общался с профессором Лосевым в
1980-х, был молодой выпускник филологического факультета МГУ Максим
Евгеньевич Козлов, ныне — известный московский пастырь и проповедник,
профессор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета
Русской Православной Церкви, протоиерей Максим Козлов.
1980-х, был молодой выпускник филологического факультета МГУ Максим
Евгеньевич Козлов, ныне — известный московский пастырь и проповедник,
профессор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета
Русской Православной Церкви, протоиерей Максим Козлов.
Отец Максим поделился с Царьградом своими
воспоминаниями о профессоре Лосеве, о том, почему в последние годы его
жизни именно вокруг него сложился самый настоящий кружок верующей
интеллектуальной молодежи.
воспоминаниями о профессоре Лосеве, о том, почему в последние годы его
жизни именно вокруг него сложился самый настоящий кружок верующей
интеллектуальной молодежи.
Протоиерей Максим Козлов: «Лосев был философом слова и дела»
Алексей Федорович Лосев соединял в себе качества, которые редко в каком человеке сошлись в XX
веке. С одной стороны, как философ он всегда был обращен к глубочайшим
темам бытия. Темам, которые по сути своей религиозны: смысл жизни,
бессмертие, природа души, историософия как процесс, исполненный
внутреннего смысла, конечное предназначение человека и общества. Все это
естественно собирало вокруг тех людей, по преимуществу верующих и
тяготеющих к религиозной традиции, для которых это было важно.
веке. С одной стороны, как философ он всегда был обращен к глубочайшим
темам бытия. Темам, которые по сути своей религиозны: смысл жизни,
бессмертие, природа души, историософия как процесс, исполненный
внутреннего смысла, конечное предназначение человека и общества. Все это
естественно собирало вокруг тех людей, по преимуществу верующих и
тяготеющих к религиозной традиции, для которых это было важно.
Второе. Алексей Федорович Лосев был человеком
уникального энциклопедизма, такого уровня образованности, что в
философском, филологическом, историческом обществе близко к нему можно
поставить лишь единицы. И этот энциклопедизм был не всеядностью, не
знанием «чего-то понемножку», но глубочайшей укорененностью в той
дорогой всем нам европейской цивилизационной активности, которая
восходит к античной Греции, и к тем темам, которые были поставлены уже
изначальной философией. Что также не могло не привлекать к себе людей,
для которых философия — не просто игра ума или, упаси Бог, способ
заработка, а попытка осмысления мира и себя в этом мире.
уникального энциклопедизма, такого уровня образованности, что в
философском, филологическом, историческом обществе близко к нему можно
поставить лишь единицы. И этот энциклопедизм был не всеядностью, не
знанием «чего-то понемножку», но глубочайшей укорененностью в той
дорогой всем нам европейской цивилизационной активности, которая
восходит к античной Греции, и к тем темам, которые были поставлены уже
изначальной философией. Что также не могло не привлекать к себе людей,
для которых философия — не просто игра ума или, упаси Бог, способ
заработка, а попытка осмысления мира и себя в этом мире.
Читайте также:
«Убит агентом Ватикана»: 70 лет памяти протопресвитера Гавриила Костельника
20 сентября 1948 года, выходя из львовского храма Преображения Господня, был убит пламенный борец за единство…
И третье. Алексей Федорович Лосев был человеком, в
котором не расходились слово и дело. Вся его жизнь была примером
научного аскетизма. Он был аскет в прямом смысле слова, в его жизни
труд, труд и труд ради высочайших поставленных целей занимал фактически
все. И это не могло не привлекать. Он не был философом, который
развлекает публику и срывает аплодисменты, а живет вне зависимости от
того, что изучает и чему учит. Это нерасхождение слова и дела в нем,
конечно, чрезвычайно привлекательно.
котором не расходились слово и дело. Вся его жизнь была примером
научного аскетизма. Он был аскет в прямом смысле слова, в его жизни
труд, труд и труд ради высочайших поставленных целей занимал фактически
все. И это не могло не привлекать. Он не был философом, который
развлекает публику и срывает аплодисменты, а живет вне зависимости от
того, что изучает и чему учит. Это нерасхождение слова и дела в нем,
конечно, чрезвычайно привлекательно.
Думаю, все вышеперечисленное и есть то, что и ныне
должно обращать нас к его наследию. Ибо все эти качества редки, и каждый
христианин, который хоть как-то пойдет этой дорогой, уверен, и Богу
угодит. И, конечно, сможет принести добрый плод для окружающих.
должно обращать нас к его наследию. Ибо все эти качества редки, и каждый
христианин, который хоть как-то пойдет этой дорогой, уверен, и Богу
угодит. И, конечно, сможет принести добрый плод для окружающих.
![](https://xn--80aocodcgs9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/6_2187-22.jpg)
Москва. Русский философ Алексей Лосев. Фотохроника ТАСС
***
Слова «вечная память» сопровождают каждую
православную заупокойную панихиду и литию. Конечно, это не лирический
образ: обращаясь ко Господу, мы по-настоящему надеемся, уповаем, что Он
сотворит молитвенное поминовение тому или иному человеку в «род и род». И
в случае с профессором Лосевым нет никаких сомнений, что эта память
будет поистине вечной.
православную заупокойную панихиду и литию. Конечно, это не лирический
образ: обращаясь ко Господу, мы по-настоящему надеемся, уповаем, что Он
сотворит молитвенное поминовение тому или иному человеку в «род и род». И
в случае с профессором Лосевым нет никаких сомнений, что эта память
будет поистине вечной.