Москва, 22 марта – Наша Держава. Гражданская война в России не закончилась. Это гораздо тревожнее, чем
отсутствие мирного договора с Японией. Прямых наследников Белого
движения и Красного эксперимента, махновцев и террористов-эсеров,
конечно, нет. Но есть сочувствующие, мечтающие, избирательно и страстно
читающие страницы отечественной истории и готовые за пейзаж из своей
амбразуры на многое. От битья горшков в соцсетях до битья по лицу
оппонента. Это скверно, как скверен всякий пожар внутри любого дома, и
войну надо заканчивать.
отсутствие мирного договора с Японией. Прямых наследников Белого
движения и Красного эксперимента, махновцев и террористов-эсеров,
конечно, нет. Но есть сочувствующие, мечтающие, избирательно и страстно
читающие страницы отечественной истории и готовые за пейзаж из своей
амбразуры на многое. От битья горшков в соцсетях до битья по лицу
оппонента. Это скверно, как скверен всякий пожар внутри любого дома, и
войну надо заканчивать.
Воюют все как-то вокруг Сталина и репрессий. Взвешивают загубленные
души и растоптанные судьбы на одних весах с полетом в космос и тоннами
выплавленного чугуна, не замечая как бы, что такие противопоставления
«кислого» «горячему» обречены на итоговый пшик. Избирательность подходов
вопиющая. И даже в вопросе репрессий всё чаще начинают с чисток
партаппарата. Со зловещего 1937-го. О повешенных попах и расстрелянных
монахах предпочитают молчать. То ли тему не знают, то ли вечно светский,
а значит, вечно однобокий дискурс совершает своеобразное «обрезание»
над языками спорящих.
души и растоптанные судьбы на одних весах с полетом в космос и тоннами
выплавленного чугуна, не замечая как бы, что такие противопоставления
«кислого» «горячему» обречены на итоговый пшик. Избирательность подходов
вопиющая. И даже в вопросе репрессий всё чаще начинают с чисток
партаппарата. Со зловещего 1937-го. О повешенных попах и расстрелянных
монахах предпочитают молчать. То ли тему не знают, то ли вечно светский,
а значит, вечно однобокий дискурс совершает своеобразное «обрезание»
над языками спорящих.
Мне же никак не удается начинать с «отца народов». Упрямая память
твердит, что творцом железной машины под названием «Партия», машины, без
которой никакие репрессии и чистки были бы невозможны, Сталин не был.
Начинать, видимо, надо с уроженца Симбирской губернии, не нашедшего
покой в земле и подвергшегося мумификации. Но и с него начинать
ошибочно.
твердит, что творцом железной машины под названием «Партия», машины, без
которой никакие репрессии и чистки были бы невозможны, Сталин не был.
Начинать, видимо, надо с уроженца Симбирской губернии, не нашедшего
покой в земле и подвергшегося мумификации. Но и с него начинать
ошибочно.
Россия задолго до Ленина вынашивала идею революции. Отнюдь не
бескровной. Сам Ленин в статье «Памяти Герцена» бегло упоминает своих
предшественников. Это дворяне и помещики, декабристы, разбудившие
Герцена. Потом революционная пропаганда, разночинцы. А уже потом – «буря
1905 года» и прочие, нам уже известные, бури. Ленину важно тянуть нитку
преемственности. Он не хочет быть «свалившимся с “Луны”». И нам нужно
взять кончик этой нити и пойти в историческую тьму лет на сто-двести,
чтобы разобраться, где вершки, а где корешки.
бескровной. Сам Ленин в статье «Памяти Герцена» бегло упоминает своих
предшественников. Это дворяне и помещики, декабристы, разбудившие
Герцена. Потом революционная пропаганда, разночинцы. А уже потом – «буря
1905 года» и прочие, нам уже известные, бури. Ленину важно тянуть нитку
преемственности. Он не хочет быть «свалившимся с “Луны”». И нам нужно
взять кончик этой нити и пойти в историческую тьму лет на сто-двести,
чтобы разобраться, где вершки, а где корешки.
Не будем наивны. Без греховного помысла не бывает греха. А без злой
теории не бывает социальных кошмаров. Революционная пропаганда,
например, – это подстрекательство к массовым убийствам ради эфемерной
цели. Вот кто, например, Карамазова-старшего убил? Только Смердяков или
Иван тоже? Иван тоже. Он идеологический «убивец». На юридическом языке –
заказчик преступления. А Смердяков только исполнитель. Вы с этим легко
согласитесь, если представите себе идеолога и вербовщика в ИГИЛ[1]. Он
сам себя не взрывает, но взлетают на воздух камикадзе и отрезаются
человеческие головы именно после его проповеднических усилий. С этим
невозможно спорить.
теории не бывает социальных кошмаров. Революционная пропаганда,
например, – это подстрекательство к массовым убийствам ради эфемерной
цели. Вот кто, например, Карамазова-старшего убил? Только Смердяков или
Иван тоже? Иван тоже. Он идеологический «убивец». На юридическом языке –
заказчик преступления. А Смердяков только исполнитель. Вы с этим легко
согласитесь, если представите себе идеолога и вербовщика в ИГИЛ[1]. Он
сам себя не взрывает, но взлетают на воздух камикадзе и отрезаются
человеческие головы именно после его проповеднических усилий. С этим
невозможно спорить.
Значит, в случае с кровавым русским XX веком виновны и декабристы, и
Герцен, и Чернышевский, и Белинский, и Петрашевский. И вся вообще
«королевская рать». Декабристы, к примеру, хотели уничтожить под ноль
весь Царствующий Дом и планировали на первых порах своего переворота
бессрочную диктатуру. Герцен прямо звал Русь к топору, а солдат в
Крымскую войну – к переходу на сторону «цивилизованного» противника.
Думаете, только винтовка стреляет в третьем акте? Нет, господа. Топорик
тоже не сразу в ход идет. Шевченко тоже писал-писал про топоры и вражью
кровь – и вот, на наших глазах своего добился. И топоры ожили, и кровь
полилась.
Герцен, и Чернышевский, и Белинский, и Петрашевский. И вся вообще
«королевская рать». Декабристы, к примеру, хотели уничтожить под ноль
весь Царствующий Дом и планировали на первых порах своего переворота
бессрочную диктатуру. Герцен прямо звал Русь к топору, а солдат в
Крымскую войну – к переходу на сторону «цивилизованного» противника.
Думаете, только винтовка стреляет в третьем акте? Нет, господа. Топорик
тоже не сразу в ход идет. Шевченко тоже писал-писал про топоры и вражью
кровь – и вот, на наших глазах своего добился. И топоры ожили, и кровь
полилась.
И я не могу повесить Ленина в воздухе, алхимически отделив его от
почвы, на которой он вырос. Чернышевский сам ни в кого не стрелял из
маузера, но его «Что делать?» Ленин прочел какое-то безумное количество
раз. Эта книга переформатировала и перепрошила мозг Ильича, сделав его
таким именно, каким мы его знаем. И если мы дети малые, то Чернышевский –
«цаца», а Ильич – «бяка». Но если мы взрослые и ответственные люди,
что-то понимающие в истории, то Чернышевского (и не его одного) нужно
ставить рядом с Лениным и судить обоих. Конечно, Савинкова, Засулич,
Богрова и прочих террористов судить легче. У них кровь на руках. Но
судить надо и теоретиков. Это они проектировали сталинские бараки
задолго до их построения.
почвы, на которой он вырос. Чернышевский сам ни в кого не стрелял из
маузера, но его «Что делать?» Ленин прочел какое-то безумное количество
раз. Эта книга переформатировала и перепрошила мозг Ильича, сделав его
таким именно, каким мы его знаем. И если мы дети малые, то Чернышевский –
«цаца», а Ильич – «бяка». Но если мы взрослые и ответственные люди,
что-то понимающие в истории, то Чернышевского (и не его одного) нужно
ставить рядом с Лениным и судить обоих. Конечно, Савинкова, Засулич,
Богрова и прочих террористов судить легче. У них кровь на руках. Но
судить надо и теоретиков. Это они проектировали сталинские бараки
задолго до их построения.
Надо, господа, друзья и товарищи, смело отматывать назад историческую
пленку. Да подальше. Иначе всё будет бестолково, поверхностно и
нечестно.
пленку. Да подальше. Иначе всё будет бестолково, поверхностно и
нечестно.
Если вы «против» сталинских репрессий, но «за» ленинскую партию, то
это сапоги всмятку. Если вы «против» и Ленина, и Сталина, но «за»
декабристов или «за» Чернышевского, то это какой-то «Сон разума» из
офортов Гойи.
это сапоги всмятку. Если вы «против» и Ленина, и Сталина, но «за»
декабристов или «за» Чернышевского, то это какой-то «Сон разума» из
офортов Гойи.
А если вы, как в фильме Абуладзе «Покаяние», готовы еженощно «пахана»
из земли выкапывать, то не забудьте вместе с ним выкапывать две трети
русской интеллигенции XIX века. В джунглях революции они со Сталиным
«одной крови».
из земли выкапывать, то не забудьте вместе с ним выкапывать две трети
русской интеллигенции XIX века. В джунглях революции они со Сталиным
«одной крови».
От разговоров на дачах, от кружка Станкевича, от народников и
разночинцев история России неумолимо катилась к «Черному переделу», к
«Земле и воле», к «Катехизису революционера». И до крови трех русских
Революций были реки крови растянутого во времени террора, сначала
индивидуального, а затем массового. И тот, и тот были идеологически
оправданны. Нельзя валить все на большевиков. Нечестно.
разночинцев история России неумолимо катилась к «Черному переделу», к
«Земле и воле», к «Катехизису революционера». И до крови трех русских
Революций были реки крови растянутого во времени террора, сначала
индивидуального, а затем массового. И тот, и тот были идеологически
оправданны. Нельзя валить все на большевиков. Нечестно.
Убивать жандармов, взрывать Царя, стрелять в министров, кроваво
вычищать революционные ряды Россия училась задолго до большевиков.
Смерть сделали оправданной, а кровь – привычной не большевики, а их
многочисленные предшественники. Этот генезис нельзя не замечать;
заметив, нельзя не осудить; а осудив, не перетряхнуть свое залежалое
мировоззрение, с легкостью позволяющее всех собак вешать на одного
персонажа и продолжать любить тех, кто этого персонажа духовно породил.
вычищать революционные ряды Россия училась задолго до большевиков.
Смерть сделали оправданной, а кровь – привычной не большевики, а их
многочисленные предшественники. Этот генезис нельзя не замечать;
заметив, нельзя не осудить; а осудив, не перетряхнуть свое залежалое
мировоззрение, с легкостью позволяющее всех собак вешать на одного
персонажа и продолжать любить тех, кто этого персонажа духовно породил.
Осуждая Сталина за репрессии, нужно осудить весь бесовский легион
отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь
историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий труд. На
многое нужно будет посмотреть свежим взглядом. А свежий взгляд – это
такая вещь, которая способна превратить террориста в монархиста (как Л.
Тихомирова) или марксиста – в православного священника (как С.
Булгакова). Кстати, если подобная ревизия всего послепетровского
пантеона нами не приемлема в принципе, то, возможно, душа наша не тайная
христианка, как писал Тертуллиан, а какая-то тайная комсомолка. Хоть на
словах мы это и будем жарко опровергать.
отечественной истории, для которого «миллион срезанных голов» лишь
историческая необходимость. Это грандиозная задача и пугающий труд. На
многое нужно будет посмотреть свежим взглядом. А свежий взгляд – это
такая вещь, которая способна превратить террориста в монархиста (как Л.
Тихомирова) или марксиста – в православного священника (как С.
Булгакова). Кстати, если подобная ревизия всего послепетровского
пантеона нами не приемлема в принципе, то, возможно, душа наша не тайная
христианка, как писал Тертуллиан, а какая-то тайная комсомолка. Хоть на
словах мы это и будем жарко опровергать.
Перетряхивая историю, пытаясь создать родословную книгу «сына
Каинова, сына Люциферова», не забудем о французах. Не об Алене Делоне
или Мопассане, конечно. Не забудем о Робеспьере, Марате, Дантоне и т.п. И
Ленин, и Троцкий, и Бухарин называли себя верными и тщательными
учениками, последователями «певцов гильотины». Делали они это с
гордостью. С гордостью же называли себя «якобинцами». Как и якобинцы,
большевики спасали народ, не спрашивая у народа, хочет ли он
большевистского спасения. Как и якобинцы, большевики были
последовательными гонителями христианства. Мы, дескать, убили Царя
земного. Теперь нужно добраться и до Царя Небесного.
Каинова, сына Люциферова», не забудем о французах. Не об Алене Делоне
или Мопассане, конечно. Не забудем о Робеспьере, Марате, Дантоне и т.п. И
Ленин, и Троцкий, и Бухарин называли себя верными и тщательными
учениками, последователями «певцов гильотины». Делали они это с
гордостью. С гордостью же называли себя «якобинцами». Как и якобинцы,
большевики спасали народ, не спрашивая у народа, хочет ли он
большевистского спасения. Как и якобинцы, большевики были
последовательными гонителями христианства. Мы, дескать, убили Царя
земного. Теперь нужно добраться и до Царя Небесного.
Если сравнить меры советских богоборцев по борьбе с религий с мерами
французов конца XVIII века, то они совпадут до неразличимости. По всем
пунктам. Включая осквернение мощей, попытки изменения календаря и
семидневной библейской недели, кощунственных революционных
«богослужений», создания параллельных и лояльных церковных структур и
так далее.
французов конца XVIII века, то они совпадут до неразличимости. По всем
пунктам. Включая осквернение мощей, попытки изменения календаря и
семидневной библейской недели, кощунственных революционных
«богослужений», создания параллельных и лояльных церковных структур и
так далее.
И я, опять-таки, отказываюсь валить все на отечественных безбожников,
делая вид, что ничего не знаю об их идейных вдохновителях. Кое-что
знаю. Знаю и то, что лязг гильотины предварялся вполне травоядными и
гуманными рассуждениями и книжками. Кто там помнит, что без Руссо не
было бы Робеспьера, а значит и залитой кровью парижской мостовой? Как и у
нас впоследствии, сначала невинные разговоры о всеобщем счастье, а
потом – фанатики, приходящие во власть. И не зря Толстой именно портрет
Руссо повесил на шею вместо снятого крестика.
делая вид, что ничего не знаю об их идейных вдохновителях. Кое-что
знаю. Знаю и то, что лязг гильотины предварялся вполне травоядными и
гуманными рассуждениями и книжками. Кто там помнит, что без Руссо не
было бы Робеспьера, а значит и залитой кровью парижской мостовой? Как и у
нас впоследствии, сначала невинные разговоры о всеобщем счастье, а
потом – фанатики, приходящие во власть. И не зря Толстой именно портрет
Руссо повесил на шею вместо снятого крестика.
Короче, любителям судить придется сильно расширить скамью подсудимых.
И не забывать при этом, что это наша история. Наша. В ней нужно не
столько крайних искать, сколько узелки распутывать. Только с одной целью
– опять узлов не навязать.
И не забывать при этом, что это наша история. Наша. В ней нужно не
столько крайних искать, сколько узелки распутывать. Только с одной целью
– опять узлов не навязать.
[1] Террористическая организация, запрещенная в России.
Протоиерей Андрей Ткачёв http://radonezh.ru/2019/03/22/protoierey-andrey-tkachev-motaem-plenku-nazad-da-podalshe