Москва, 24 марта – Наша Держава. Сегодня, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти
святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого
благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По
окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви
обратился к верующим с Первосвятительским словом:
святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого
благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По
окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви
обратился к верующим с Первосвятительским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава
именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост,
который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории
Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как
пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который
особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое
движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь
настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали
такого состояния, что становились словно источники некоего света. В
Церкви возникло движение, участники которого стремились не только
понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце
человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который
отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но
явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной
благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того,
свет является свидетельством присутствия Божественного начала в
человеке.
именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост,
который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории
Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как
пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который
особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое
движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь
настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали
такого состояния, что становились словно источники некоего света. В
Церкви возникло движение, участники которого стремились не только
понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце
человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который
отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но
явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной
благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того,
свет является свидетельством присутствия Божественного начала в
человеке.
Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется
сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека
может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим
не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек
источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми
людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся
быть с ним ближе.
сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека
может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим
не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек
источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми
людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся
быть с ним ближе.
А как замечательно, если именно лицезрение такого света помогает
людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска,
который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того
самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить
любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет
Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона,
размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей,
сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях,
который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама
Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно
говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы
стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для
этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых
Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются
доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать,
чтобы стяжать нетварную энергию.
людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска,
который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того
самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить
любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет
Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона,
размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей,
сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях,
который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама
Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно
говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы
стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для
этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых
Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются
доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать,
чтобы стяжать нетварную энергию.
Неслучайно, что во второе воскресенье поста Церковь об этом
вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время
побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию
Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати,
когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени
повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших
Божественный свет.
вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время
побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию
Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати,
когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени
повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших
Божественный свет.
Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас,
укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных
людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека,
который почувствовал действие благодати в своем сердце, является
сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу
об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень
правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не
просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками.
Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно
сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать
присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в
жизни человеческого общества.
укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных
людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека,
который почувствовал действие благодати в своем сердце, является
сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу
об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень
правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не
просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками.
Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно
сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать
присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в
жизни человеческого общества.
Господь да поможет нам, получившим это умудрение от святых старцев,
попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими
греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней
надежду на спасение. Аминь.
попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими
греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней
надежду на спасение. Аминь.