Москва, 26 июля — Наша Держава. 28 июля отмечается 1031-я годовщина Крещения Руси и
1004-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира. Портал и фонд Президентской библиотеки представили
множество электронных версий изданий разных лет, рукописных текстов, научных
работ, видеолекций и радиопередач, которые рассказывают о Крещении Руси, сообщила «Русской
народной линии» пресс-служба Президентской библиотеки.
1004-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира. Портал и фонд Президентской библиотеки представили
множество электронных версий изданий разных лет, рукописных текстов, научных
работ, видеолекций и радиопередач, которые рассказывают о Крещении Руси, сообщила «Русской
народной линии» пресс-служба Президентской библиотеки.
В 988 году князь Владимир принял в Корсуни
обряд освящения водой и новую веру. В раритетной книге Ивана
Некрасова 1888 года «Великий князь Владимир Святый
равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было
непросто князю Владимиру сделать выбор в пользу православия: «Греки
прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит
мудрец. Греки велели сказать Владимиру: „Слышали мы, что приходили к
тебе
болгары, уча, чтобы ты принял их веру; но их вера нечистая. Приходили
также
немцы из Рима; они веруют в того, кого евреи распяли». „Да, — сказал
философ, —
мы тоже в него веруем. Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала
расскажу,
зачем Бог сходил на землю». И философ рассказал ему о сотворении мира, о
потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении,
страданиях
и воскресении.
обряд освящения водой и новую веру. В раритетной книге Ивана
Некрасова 1888 года «Великий князь Владимир Святый
равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было
непросто князю Владимиру сделать выбор в пользу православия: «Греки
прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит
мудрец. Греки велели сказать Владимиру: „Слышали мы, что приходили к
тебе
болгары, уча, чтобы ты принял их веру; но их вера нечистая. Приходили
также
немцы из Рима; они веруют в того, кого евреи распяли». „Да, — сказал
философ, —
мы тоже в него веруем. Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала
расскажу,
зачем Бог сходил на землю». И философ рассказал ему о сотворении мира, о
потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении,
страданиях
и воскресении.
Крепко задумался князь Владимир, какую веру
принимать ему с народом. Не мог он по-прежнему любить язычество. Тоска и страх
томили сердце князя. Сколько сгубило язычество сыновей и дочерей у родителей!
Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. А в это же
время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые
святыми Кириллом и Мефодием».
принимать ему с народом. Не мог он по-прежнему любить язычество. Тоска и страх
томили сердце князя. Сколько сгубило язычество сыновей и дочерей у родителей!
Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. А в это же
время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые
святыми Кириллом и Мефодием».
Укрепление государства требовало принятия единой веры, нужно
было только не ошибиться с выбором. И Владимир берёт на себя труд изучить
четыре господствующие религии и выбрать одну для матушки-Руси.
было только не ошибиться с выбором. И Владимир берёт на себя труд изучить
четыре господствующие религии и выбрать одну для матушки-Руси.
В 1914 году
типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас
располагается Президентская библиотека, выпустила книгу
«Святой равноапостольный князь Владимир». Из неё мы, в
частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира
произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу
своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле
такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что
там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах.
Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не
захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в
язычестве) оставаться».
типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас
располагается Президентская библиотека, выпустила книгу
«Святой равноапостольный князь Владимир». Из неё мы, в
частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира
произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу
своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле
такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что
там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах.
Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не
захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в
язычестве) оставаться».
И пришёл день, пишет Иван Некрасов
в исследовании «Великий князь Владимир Святый
равноапостольный: рассказ из русской истории», когда
Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша
вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева
от меня и от моего народа».
в исследовании «Великий князь Владимир Святый
равноапостольный: рассказ из русской истории», когда
Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша
вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева
от меня и от моего народа».
Таким
образом, духовный путь России был определён.
образом, духовный путь России был определён.
Подробно
выбор Владимиром веры и Крещение Руси описываются в «Повести временных лет»,
прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в
рукописном курсе лекций «Древняя
русская история» В. О. Ключевского, изданных в
1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской
библиотеки.
выбор Владимиром веры и Крещение Руси описываются в «Повести временных лет»,
прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в
рукописном курсе лекций «Древняя
русская история» В. О. Ключевского, изданных в
1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской
библиотеки.
Как и многие другие реформы, Крещение Руси поначалу было
воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на
книжное учение как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему
несчастием», — написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об
монастыре Печерском».
В народе языческие верования и обряды ещё долго сохранялись в течение многих
веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые
плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.
воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на
книжное учение как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему
несчастием», — написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об
монастыре Печерском».
В народе языческие верования и обряды ещё долго сохранялись в течение многих
веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые
плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.
Кардинальный
поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни
славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи В. Завитневича «Владимир
святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в
память девятисотлетия Крещения России» (1888):
поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни
славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи В. Завитневича «Владимир
святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в
память девятисотлетия Крещения России» (1888):
«С возвращением Владимира в Киев наступила минута, которая по
глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде
явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского
народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого
момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству
языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога,
Бога мира и любви».
глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде
явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского
народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого
момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству
языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога,
Бога мира и любви».