Москва, 31 августа – Наша Держава. Бог и человечество, государство и закон, нация и демократия,
человек и атом. Что значимо в истории этого мира, а что лишь временные
кумиры толпы?
человек и атом. Что значимо в истории этого мира, а что лишь временные
кумиры толпы?
Бог как великий Творец человеческой истории «от одной крови…
произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» (Деян. 17, 26).
произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» (Деян. 17, 26).
Со времен завета с Ноем, Он ввёл общественной нормой заповедь: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6). И тем самым создал Власть над жизнью и смертью преступающих эту заповедь в человеческом обществе.
В дальнейшем, дав каждому племени свой язык, Бог разделил
человеческие рода на народы. Народы, послужившие совместно с уже
имеющейся властью основой для национальных государств. «Пределы»,
границы которых на протяжении всей истории Он переславляет в своих целях
(Ис. 10, 13), кому-то давая территории и славу, а у кого-то забирая и
то, и другое.
человеческие рода на народы. Народы, послужившие совместно с уже
имеющейся властью основой для национальных государств. «Пределы»,
границы которых на протяжении всей истории Он переславляет в своих целях
(Ис. 10, 13), кому-то давая территории и славу, а у кого-то забирая и
то, и другое.
Материалистический и теистический историзм
С одной стороны, для материалистов этот исторический процесс может
представляться либо по-марксистски экономоцентричным, либо вовсе
бессмысленным. Они либо ограничивают человеческую историю только
развитием материальной культуры и производственных отношений, либо видят
во всём, что связано с человеком, абсолютную природную случайность, а
значит и абсолютную бесцельность происходящего.
представляться либо по-марксистски экономоцентричным, либо вовсе
бессмысленным. Они либо ограничивают человеческую историю только
развитием материальной культуры и производственных отношений, либо видят
во всём, что связано с человеком, абсолютную природную случайность, а
значит и абсолютную бесцельность происходящего.
Но есть и другой взгляд на человеческую историю. Взгляд теистический.
Он видит в истории разворачивающийся в веках величественный процесс
борьбы религиозных идей добра и зла за души человеческие. Осознание этой
борьбы не будет раскрыто, как в хорошем романе, до самого конца этой
вселенской человеческой драмы. Так как, по справедливому утверждению
нашего историософа Николая Данилевского (1822–1885), «цель истории
вполне известна только одному Богу».
Он видит в истории разворачивающийся в веках величественный процесс
борьбы религиозных идей добра и зла за души человеческие. Осознание этой
борьбы не будет раскрыто, как в хорошем романе, до самого конца этой
вселенской человеческой драмы. Так как, по справедливому утверждению
нашего историософа Николая Данилевского (1822–1885), «цель истории
вполне известна только одному Богу».
А посему в своей истории человек видится лишь соработником Творца в
его грандиозном конечном замысле. Человеку отведена роль, сравнимая с
ролью члена разведывательной сети, которая готовит масштабную акцию по
преображению мира. Каждый отдельный её член знает только то, что ему
положено знать для выполнения его конкретного задания, для проживания
его личной жизни. Общий замысел операции в целом разумно скрыт от
рядовых сотрудников, чтобы избежать общего провала. О его цели знает
только центр, в данном случае центр Небесный.
его грандиозном конечном замысле. Человеку отведена роль, сравнимая с
ролью члена разведывательной сети, которая готовит масштабную акцию по
преображению мира. Каждый отдельный её член знает только то, что ему
положено знать для выполнения его конкретного задания, для проживания
его личной жизни. Общий замысел операции в целом разумно скрыт от
рядовых сотрудников, чтобы избежать общего провала. О его цели знает
только центр, в данном случае центр Небесный.
Человек избран для великих дел, и он сам хорошо чувствует это своё
призвание. Ему нет никакой альтернативы в земной истории. Человек ничем
не заменим ни во власти, ни в обществе, ни в государстве. Его воля, ум,
чувства, нравственные убеждения принципиально неустранимы из
общественной жизни. Без человека невозможно никакое общественное
развитие. Он единственное одушевлённое существо, способное к разумной
деятельности и социальному творчеству.
призвание. Ему нет никакой альтернативы в земной истории. Человек ничем
не заменим ни во власти, ни в обществе, ни в государстве. Его воля, ум,
чувства, нравственные убеждения принципиально неустранимы из
общественной жизни. Без человека невозможно никакое общественное
развитие. Он единственное одушевлённое существо, способное к разумной
деятельности и социальному творчеству.
Наряду с этим каждый человек по-своему самобытен. Даже и самый
бесцветный. Другого такого не было и не будет. Это не исключает
равенства перед Богом, как первопричины появления человеческого рода.
Все они едины в своём средоточии – Творце. Но люди не равны между собой.
И все эти гуманистические, демократические идеи глубоко порочны в своих
плоских материалистических выкладках.
бесцветный. Другого такого не было и не будет. Это не исключает
равенства перед Богом, как первопричины появления человеческого рода.
Все они едины в своём средоточии – Творце. Но люди не равны между собой.
И все эти гуманистические, демократические идеи глубоко порочны в своих
плоских материалистических выкладках.
«Человечество» как гуманистический кумир
Начиная со времен французской революции XVIII столетия нам постоянно
пропагандируют идею единства человечества, как некоего существующего
организма, объединяющего всех людей. Во имя прогресса этого человечества
начинались революции, перевороты, радикальные реформы, основывались
надгосударственные образования, продвигались различные глобалистские
проекты, от либеральных до коммунистических.
пропагандируют идею единства человечества, как некоего существующего
организма, объединяющего всех людей. Во имя прогресса этого человечества
начинались революции, перевороты, радикальные реформы, основывались
надгосударственные образования, продвигались различные глобалистские
проекты, от либеральных до коммунистических.
Но где это человечество? Какие роли распределены в этом чаемом
глобалистском организме между сегодняшними разными нациями? Если ранее
либеральные европоцентристы говорили о развитых, развивающихся и
отсталых нациях, то теперь глобалистские проекты говорят языком Маркса и
Энгельса, отрицая всякие национальные государства.
глобалистском организме между сегодняшними разными нациями? Если ранее
либеральные европоцентристы говорили о развитых, развивающихся и
отсталых нациях, то теперь глобалистские проекты говорят языком Маркса и
Энгельса, отрицая всякие национальные государства.
Что же это в реальности такое – человечество? В истории такого
единства – ни культурного, ни государственного, ни цивилизационного –
никогда не было. Человечество есть лишь мечта и, как выясняется, не
только не прекрасная, но и недешёвая. Путь к ней пролегает через войны,
кровь и величайшие ломки всех религиозных, политических, культурных
традиций.
единства – ни культурного, ни государственного, ни цивилизационного –
никогда не было. Человечество есть лишь мечта и, как выясняется, не
только не прекрасная, но и недешёвая. Путь к ней пролегает через войны,
кровь и величайшие ломки всех религиозных, политических, культурных
традиций.
Современные либерально-социалистические идеологии выдвигают на место
Творца, народов и человека некую фантомную личность – «человечество».
Достижение единства человечества выставляется как самоцель. На фоне
этого гуманистического культа личность самого человека как-то всё больше
уходит в тень. Место Бога, человеческой личности и различных народов в
истории отвоёвывается некоей безликой толпой, безнациональной массой,
которая в предельном, мировом своём значении называется человечеством.
Творца, народов и человека некую фантомную личность – «человечество».
Достижение единства человечества выставляется как самоцель. На фоне
этого гуманистического культа личность самого человека как-то всё больше
уходит в тень. Место Бога, человеческой личности и различных народов в
истории отвоёвывается некоей безликой толпой, безнациональной массой,
которая в предельном, мировом своём значении называется человечеством.
Во имя него, достижения его единства вот уже несколько столетий
повсеместно проводят политику национального всесмешения. В либеральном
варианте прогресса – геокультурное смешивание, нивелировка всего
религиозно-культурного разнообразия. В социалистическом варианте
прогресса – всеклассовое смешение, предлагавшее тотальное,
всепоглощающее всесмешение, до полной неразличимости и потери
индивидуальности.
повсеместно проводят политику национального всесмешения. В либеральном
варианте прогресса – геокультурное смешивание, нивелировка всего
религиозно-культурного разнообразия. В социалистическом варианте
прогресса – всеклассовое смешение, предлагавшее тотальное,
всепоглощающее всесмешение, до полной неразличимости и потери
индивидуальности.
В целом существенной разницы в этих двух глобальных процессах
материалистической нивелировки человеческого разнообразия нет. На обоих
путях достигается некое даже не обесцвечивание государства, общества и
народов. А, напротив, чрезмерное, искусственное цветовое смешивание,
дающее не новый яркий цвет, а цвет грязный, серый, не естественный, не
органический.
материалистической нивелировки человеческого разнообразия нет. На обоих
путях достигается некое даже не обесцвечивание государства, общества и
народов. А, напротив, чрезмерное, искусственное цветовое смешивание,
дающее не новый яркий цвет, а цвет грязный, серый, не естественный, не
органический.
В реальных исторических общностях люди связаны родственно. Совместно
проживают происходящие с ними события из поколения в поколение. Проходя в
этих национальных общностях все стадии её жизни: рождение, расцвет и
старение. Здесь есть реальная, органическая культурная связь.
Собственно, это и есть настоящая история.
проживают происходящие с ними события из поколения в поколение. Проходя в
этих национальных общностях все стадии её жизни: рождение, расцвет и
старение. Здесь есть реальная, органическая культурная связь.
Собственно, это и есть настоящая история.
Исторические дела совершаются только волею реальных людей и силами
исторических народов. Обособленность цивилизаций, о которых писал Н.Я
Данилевский, это исторический факт, одно из существенных условий
человеческого развития. Собственно, это истинно и для личностного
развития, где обособленность и внутреннее созревание человека происходит
в состоянии сосредоточенного одиночества.
исторических народов. Обособленность цивилизаций, о которых писал Н.Я
Данилевский, это исторический факт, одно из существенных условий
человеческого развития. Собственно, это истинно и для личностного
развития, где обособленность и внутреннее созревание человека происходит
в состоянии сосредоточенного одиночества.
В реальности никакого положительного всечеловеческого единства не
было и нет. Если, конечно, не считать положительным единством безумное
построение Вавилонской башни. Но нам постоянно говорят, что к единству
человечества необходимо стремиться. Цель этого единства неизвестна и не
имеет никакой ценности сама по себе. Единая культура? Она будет ещё
более низменна, чем сегодняшняя попсовая или уголовная субкультуры. И
при своей низменности потребует жесточайшей тоталитарности, чтобы
сдерживать вконец расчеловечившийся людской материал…
было и нет. Если, конечно, не считать положительным единством безумное
построение Вавилонской башни. Но нам постоянно говорят, что к единству
человечества необходимо стремиться. Цель этого единства неизвестна и не
имеет никакой ценности сама по себе. Единая культура? Она будет ещё
более низменна, чем сегодняшняя попсовая или уголовная субкультуры. И
при своей низменности потребует жесточайшей тоталитарности, чтобы
сдерживать вконец расчеловечившийся людской материал…
Драйверы человеческой истории
Положительными драйверами истории являются только Бог, нации и
личности. Руками Творца являются народы, а народы, в свою очередь,
порождают личности, сердца которых находятся в руках Божиих.
личности. Руками Творца являются народы, а народы, в свою очередь,
порождают личности, сердца которых находятся в руках Божиих.
Государства же – лишь территориальные обручи национальных самобытных
миров, называемых нами цивилизациями. Только народ, населяющий
государство, вместе с властью даёт ему какие-то живые черты,
национальную физиономию. Граждане сплачиваются в государство не только и
даже не столько законом, сколько своими психологическими свойствами,
кровно-родственной близостью, религиозно-нравственным мировоззрением и
стереотипом поведения. Государство, собственно, и есть форма
национального обособления от соседей, как говорил один консервативный
писатель. Народ же является носителем творческого содержания этой
государственной формы.
миров, называемых нами цивилизациями. Только народ, населяющий
государство, вместе с властью даёт ему какие-то живые черты,
национальную физиономию. Граждане сплачиваются в государство не только и
даже не столько законом, сколько своими психологическими свойствами,
кровно-родственной близостью, религиозно-нравственным мировоззрением и
стереотипом поведения. Государство, собственно, и есть форма
национального обособления от соседей, как говорил один консервативный
писатель. Народ же является носителем творческого содержания этой
государственной формы.
Государство, таким образом, есть результат внутреннего
психологического сплочения нации и внешнего религиозно-культурного и
политико-бытового обособления от соседей, признанных чужими для своей
государственной и национальной общности.
психологического сплочения нации и внешнего религиозно-культурного и
политико-бытового обособления от соседей, признанных чужими для своей
государственной и национальной общности.
Одновременно надо понимать, что государство является лишь юридической
сущностью. Оно не имеет своей отдельной от человека воли. Государство
действует только посредством своих бюрократических органов. И все его
действия полностью сводятся к действиям самих людей. Когда мы говорим о
том, что государство сделало то или иное, то надо понимать, что эти
действия задумали и провели конкретные правители этого государства.
сущностью. Оно не имеет своей отдельной от человека воли. Государство
действует только посредством своих бюрократических органов. И все его
действия полностью сводятся к действиям самих людей. Когда мы говорим о
том, что государство сделало то или иное, то надо понимать, что эти
действия задумали и провели конкретные правители этого государства.
Воля, действия, политика государства – это чистейшие фикции. Есть
только воля, действия и политика конкретных нравственных и физических
личностей. Государство, как и общество, есть лишь искусственные
коллективные «личности». В них действует, как правило, не общая воля
всех, а только воля той личности (Государя) или тех личностей
(политической группы), которые юридически и фактически представляют
целое сообщество граждан.
только воля, действия и политика конкретных нравственных и физических
личностей. Государство, как и общество, есть лишь искусственные
коллективные «личности». В них действует, как правило, не общая воля
всех, а только воля той личности (Государя) или тех личностей
(политической группы), которые юридически и фактически представляют
целое сообщество граждан.
Никогда в истории человеческих обществ не было государства, которое
было бы настолько единым, чтобы в нём все граждане имели бы одну волю, а
значит и одни и те же желания, идеалы и цели. В любом государстве идёт
борьба различных воль, которые могут уравновешиваться только единой
верховной властью. Нет никакой народной воли и в демократических
государствах. Там волю государству навязывают всегда конкретные группы
лиц.
было бы настолько единым, чтобы в нём все граждане имели бы одну волю, а
значит и одни и те же желания, идеалы и цели. В любом государстве идёт
борьба различных воль, которые могут уравновешиваться только единой
верховной властью. Нет никакой народной воли и в демократических
государствах. Там волю государству навязывают всегда конкретные группы
лиц.
Жизнь государств это всегда взаимоотношения частных лиц и
общественных союзов. Именно поэтому государство это юридический и
фактический инструмент, властное орудие, с помощью которого человеческая
воля способна использовать общественные силы. Только во внешней
политике государство может иметь некое подобие единой воли, в
международном праве. Но суверенитет, верховная власть всегда находится
либо в руках конкретной личности, либо у влиятельной группы людей. В
последнем случае борьба внутри этой группы рано или поздно так же
неизбежна.
общественных союзов. Именно поэтому государство это юридический и
фактический инструмент, властное орудие, с помощью которого человеческая
воля способна использовать общественные силы. Только во внешней
политике государство может иметь некое подобие единой воли, в
международном праве. Но суверенитет, верховная власть всегда находится
либо в руках конкретной личности, либо у влиятельной группы людей. В
последнем случае борьба внутри этой группы рано или поздно так же
неизбежна.
В этом смысле идеальным представителем государства, как внутри, так и
вовне является один человек, одна облечённая властью и свободой
действия личность. Именно она и является Верховной властью и владеет
суверенитетом. Внутренне непротиворечивая воля одного лучше всего
представляет и охраняет самостоятельность народного единства. Именно
поэтому христианам и дана положительная заповедь «начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22, 28). Он олицетворяет народ. Ругая его, поносишь себя, свой народ и поставившего его: «Мною цари царствуют… мною начальствуют начальники» (Притч. 8, 15-16).
вовне является один человек, одна облечённая властью и свободой
действия личность. Именно она и является Верховной властью и владеет
суверенитетом. Внутренне непротиворечивая воля одного лучше всего
представляет и охраняет самостоятельность народного единства. Именно
поэтому христианам и дана положительная заповедь «начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22, 28). Он олицетворяет народ. Ругая его, поносишь себя, свой народ и поставившего его: «Мною цари царствуют… мною начальствуют начальники» (Притч. 8, 15-16).
То же можно сказать и о «диктатуре закона», часто предлагаемой в
качестве очередного верховного кумира, которому все должны служить.
Верховенство закона в государстве есть абсолютизация юридических
правовых абстракций. Любой закон создаётся людьми и, что более важно,
исполняется или не исполняется человеческой волей. Закон сам по себе не
может ни создаться, ни карать, ни развиваться сам, сообразно с развитием
государства. Здесь также первенствует человеческая личность с её волей,
самосознанием, психологией и чувствами.
качестве очередного верховного кумира, которому все должны служить.
Верховенство закона в государстве есть абсолютизация юридических
правовых абстракций. Любой закон создаётся людьми и, что более важно,
исполняется или не исполняется человеческой волей. Закон сам по себе не
может ни создаться, ни карать, ни развиваться сам, сообразно с развитием
государства. Здесь также первенствует человеческая личность с её волей,
самосознанием, психологией и чувствами.
Как блестяще замечал Святитель Филарет (Дроздов) (1782–1867): «Закон,
мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель
и возбудитель и одушевитель подчинённых деятелей есть Царь» (Филарет, митрополит. Государственное учение… С. 18).
мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель
и возбудитель и одушевитель подчинённых деятелей есть Царь» (Филарет, митрополит. Государственное учение… С. 18).
Дилемма власти: автократия или олигархия
Итак, все эти идеи о человечестве, верховенстве государства или
диктатуре закона надо отвергнуть. Властвовать может либо один,
автократор, либо группа людей. Таковы современные интерпретации властной
дилеммы – либо различные варианты автократического правления
(монархии), либо варианты олигархата (аристократии).
диктатуре закона надо отвергнуть. Властвовать может либо один,
автократор, либо группа людей. Таковы современные интерпретации властной
дилеммы – либо различные варианты автократического правления
(монархии), либо варианты олигархата (аристократии).
Обе составляющие дилеммы могут прикрывать свою власть демократическим
плащом, но в реальности у всей совокупности народа реальной власти быть
не может. Чем дальше будет автократическая власть от традиционной
монархии, тем больше она будет зависеть от олигархических групп. Чем
борьба внутри олигархии будет сильнее, тем больше шансов, что власть
будет в руках одного правителя.
плащом, но в реальности у всей совокупности народа реальной власти быть
не может. Чем дальше будет автократическая власть от традиционной
монархии, тем больше она будет зависеть от олигархических групп. Чем
борьба внутри олигархии будет сильнее, тем больше шансов, что власть
будет в руках одного правителя.
Что лучше – автократия или олигархия для России? Каждый может решить
по своему усмотрению. Но этой недемократической правде нашей жизни
наконец-то надо посмотреть прямо в глаза.
по своему усмотрению. Но этой недемократической правде нашей жизни
наконец-то надо посмотреть прямо в глаза.