Москва, 7 октября — Наша Держава. 29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл «Философский пароход», пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. В 1922 году В. Ленин предложил заменить применение
смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой
за границу…
смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой
за границу…
Тогда же Ленин в своём письме Дзержинскому высказал
мысль, что «… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты,
организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо
поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать
постоянно и систематически и высылать за границу». Л.Троцкий так
прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что
расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
мысль, что «… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты,
организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо
поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать
постоянно и систематически и высылать за границу». Л.Троцкий так
прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что
расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Тот самый “философский пароход”
Кто это был? Почему они оказались на борту? Мы расскажем о семерых наиболее известных пассажирах этого памятного рейса.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ
О чем думал
Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение
марксизмом (как, к сожалению, и многие другие люди того времени — ведь
марсксизм тогда раскручивали не меньше, чем либерализм сегодня, и делали
это люди одной и той же породы — ред.), высылки он не избежал,
поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем. Главная тема
Бердяева – свобода, которая имеет для него добожественное происхождение
и коренится в Ничто. Христианство Бердяев понимает, прежде всего, как
религию свободы, религию, впервые утверждающую роль личности в истории.
Человек по Бердяеву – соработник Бога, и главная его задача –
приближение Царства Божиего.
Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение
марксизмом (как, к сожалению, и многие другие люди того времени — ведь
марсксизм тогда раскручивали не меньше, чем либерализм сегодня, и делали
это люди одной и той же породы — ред.), высылки он не избежал,
поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем. Главная тема
Бердяева – свобода, которая имеет для него добожественное происхождение
и коренится в Ничто. Христианство Бердяев понимает, прежде всего, как
религию свободы, религию, впервые утверждающую роль личности в истории.
Человек по Бердяеву – соработник Бога, и главная его задача –
приближение Царства Божиего.
За что выслали
Бердяев был одной из центральных фигур движения веховцев, программный
сборник которого Ленин в 1909 году охарактеризовал как «энциклопедию
либерального ренегатства». В 1920 году Бердяев был допрошен лично
Дзержинским по делу о так называемом Тактическом центре , к которому
непосредственного отношения философ не имел. Однако на допросе он
открыто высказал свое отношение к коммунистической идеологии. Бердяев
критиковал коммунизм, прежде всего, с религиозных позиций, как учение
отрицающее личность.
Бердяев был одной из центральных фигур движения веховцев, программный
сборник которого Ленин в 1909 году охарактеризовал как «энциклопедию
либерального ренегатства». В 1920 году Бердяев был допрошен лично
Дзержинским по делу о так называемом Тактическом центре , к которому
непосредственного отношения философ не имел. Однако на допросе он
открыто высказал свое отношение к коммунистической идеологии. Бердяев
критиковал коммунизм, прежде всего, с религиозных позиций, как учение
отрицающее личность.
Вне России
Бердяев органично влился в интеллектуальную жизнь Европы: принимал
участие в международных философских конгрессах, читал лекции,
публиковался в немецких и французских изданиях. По его инициативе в
Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), с 1925 по 1940
гг. издавался религиозно-философский журнал «Путь». Бердяев был главным
идеологом Русского студенческого христианского движения (РСХД),
руководил издательством «YMCA ‒ Press» («Христианского союза молодёжи»),
участвовал в создании Лиги православной культуры. Во время Второй
мировой войны Бердяев занял активную просоветскую позицию.
Бердяев органично влился в интеллектуальную жизнь Европы: принимал
участие в международных философских конгрессах, читал лекции,
публиковался в немецких и французских изданиях. По его инициативе в
Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), с 1925 по 1940
гг. издавался религиозно-философский журнал «Путь». Бердяев был главным
идеологом Русского студенческого христианского движения (РСХД),
руководил издательством «YMCA ‒ Press» («Христианского союза молодёжи»),
участвовал в создании Лиги православной культуры. Во время Второй
мировой войны Бердяев занял активную просоветскую позицию.
ИВАН ИЛЬИН
О чем думал
В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России –
«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Н. О.
Лосский отмечал, что Ильин опроверг ложное представление о философии
Гегеля как системе абстрактного панлогизма и доказал, что идея для
Гегеля – это конкретный принцип. В этом выразилась характерная для
русской философии тенденция к конкретному идеал-реализму. Одной из самых
известных книг Ильина является «Сопротивление злу силою», где он
полемизирует с учением Льва Толстого.
В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России –
«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Н. О.
Лосский отмечал, что Ильин опроверг ложное представление о философии
Гегеля как системе абстрактного панлогизма и доказал, что идея для
Гегеля – это конкретный принцип. В этом выразилась характерная для
русской философии тенденция к конкретному идеал-реализму. Одной из самых
известных книг Ильина является «Сопротивление злу силою», где он
полемизирует с учением Льва Толстого.
За что выслали
Ильин – один из самых оригинальных представителей консервативной мысли в
России. Он открыто поддерживал белое движение, выступал против реформы
орфографии 1918 г., последовательно критиковал большевистскую власть.
Ильин – один из самых оригинальных представителей консервативной мысли в
России. Он открыто поддерживал белое движение, выступал против реформы
орфографии 1918 г., последовательно критиковал большевистскую власть.
Вне России
С 1923 по 1934 гг. Ильин работал в Русском научном институте в Берлине.
Являясь главным идеологом белого движения в эмиграции (с 1927 по 1930
гг. издавал журнал «Русский колокол»), активно участвовал в общественной
жизни Германии: выступал на антикоммунистических митингах, на первых
порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нем
защиту от коммунизма . В 1938 перебрался в Швейцарию, где обосновался
благодаря помощи Сергея Рахманинова.
С 1923 по 1934 гг. Ильин работал в Русском научном институте в Берлине.
Являясь главным идеологом белого движения в эмиграции (с 1927 по 1930
гг. издавал журнал «Русский колокол»), активно участвовал в общественной
жизни Германии: выступал на антикоммунистических митингах, на первых
порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нем
защиту от коммунизма . В 1938 перебрался в Швейцарию, где обосновался
благодаря помощи Сергея Рахманинова.
СЕМЕН ФРАНК
О чем думал
В молодости был убежденным марксистом, но позже перешел в стан
христианского идеализма. Франка относят к философскому течению
интуитивизма. Он исследовал природу человеческого познания, его границы.
В книге «Душа человека» Франк разработал философские основы психологии.
Он развивал идеи платонизма, стремился объединить рациональное знание и
религиозную веру.
В молодости был убежденным марксистом, но позже перешел в стан
христианского идеализма. Франка относят к философскому течению
интуитивизма. Он исследовал природу человеческого познания, его границы.
В книге «Душа человека» Франк разработал философские основы психологии.
Он развивал идеи платонизма, стремился объединить рациональное знание и
религиозную веру.
За что выслали
Франк был участником движения веховцев, публиковался в сборниках
«Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Он не
скрывал своего критического отношения к социализму, в котором видел
идеологию, отрицающую свободу личности и целиком превращающую человека в
винтик общественной машины.
Франк был участником движения веховцев, публиковался в сборниках
«Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Он не
скрывал своего критического отношения к социализму, в котором видел
идеологию, отрицающую свободу личности и целиком превращающую человека в
винтик общественной машины.
Вне России
За границей Франк сначала поселился в Берлине, участвовал в деятельности
Религиозно-Философской Академии, организованной Бердяевым. Позже
переехал во Францию, затем в Лондон. В эмиграции продолжил заниматься
творческой деятельностью: читал лекции, участвовал в международных
философских конгрессах, публиковался в европейских журналах.
За границей Франк сначала поселился в Берлине, участвовал в деятельности
Религиозно-Философской Академии, организованной Бердяевым. Позже
переехал во Францию, затем в Лондон. В эмиграции продолжил заниматься
творческой деятельностью: читал лекции, участвовал в международных
философских конгрессах, публиковался в европейских журналах.
НИКОЛАЙ ЛОССКИЙ
О чем думал
Николай Онуфриевич Лосский – русский религиозный мыслитель, один из
основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет
«учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть
внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта,
так сказать, в личность и поэтому понимается как суще¬ствующий
независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции —
чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в
русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого
разума» Канта.
Николай Онуфриевич Лосский – русский религиозный мыслитель, один из
основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет
«учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть
внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта,
так сказать, в личность и поэтому понимается как суще¬ствующий
независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции —
чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в
русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого
разума» Канта.
За что выслали
С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета.
Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение.
После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка
из России.
С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета.
Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение.
После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка
из России.
Вне России
До 1942 года Лосский жил в Праге, где остановился по приглашению
философа, социолога и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. С
1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии.
Потом перебрался в Нью-Йорк, там он преподавал в Русской духовной
академии. Умер Лосский в 1965 году, в Париже.
До 1942 года Лосский жил в Праге, где остановился по приглашению
философа, социолога и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. С
1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии.
Потом перебрался в Нью-Йорк, там он преподавал в Русской духовной
академии. Умер Лосский в 1965 году, в Париже.
БОРИС ВЫШЕСЛАВЦЕВ
О чем думал
Важнейшей проблемой, которой занимался Вышеславцев, является, так
называемая «философия сердца». По замечанию Лосского, он, вслед за
христианским мистицизмом, «понимает сердце не просто как способность
к эмоциям, но как нечто гораздо более значительное, а именно как
онтологический сверхрациональный принцип, составляющий реальную
«самость» личности» .
Важнейшей проблемой, которой занимался Вышеславцев, является, так
называемая «философия сердца». По замечанию Лосского, он, вслед за
христианским мистицизмом, «понимает сердце не просто как способность
к эмоциям, но как нечто гораздо более значительное, а именно как
онтологический сверхрациональный принцип, составляющий реальную
«самость» личности» .
За что выслали
Еще в 1908 году Вышеславцев сдал магистерский экзамен по философии.
После трехлетнего пребывания за границей, он читал лекции по философии
права в Московском университете. После революции участвовал в работе
Вольной академии духовной культуры.
Еще в 1908 году Вышеславцев сдал магистерский экзамен по философии.
После трехлетнего пребывания за границей, он читал лекции по философии
права в Московском университете. После революции участвовал в работе
Вольной академии духовной культуры.
Вне России
Вышеславцев остановился в Берлине, где до 1924 г. преподавал в
Религиозно-философской академии. Вместе с академией переехал в Париж.
Там до 1947 года преподавал в Свято-Сергиевском православном
богословском институте. Участвовал в создании издательства YMCA-Press.
Вышеславцев остановился в Берлине, где до 1924 г. преподавал в
Религиозно-философской академии. Вместе с академией переехал в Париж.
Там до 1947 года преподавал в Свято-Сергиевском православном
богословском институте. Участвовал в создании издательства YMCA-Press.
СЕРГЕЙ ТРУБЕЦКОЙ
О чем думал
Сергей Евгеньевич Трубецкой – сын религиозного философа Евгения
Николаевича Трубецкого. В 1912 году окончил историко-филологический
факультет Московского университета. На Первую мировую войну пытался уйти
добровольцем, но не был допущен из-за проблем со здоровьем. После
Февральской революции идейно и делами поддерживал Беле движение. В 1919
году стал одним из инициаторов создания Тактического центра –
объединения подпольных антибольшевистских организаций.
Сергей Евгеньевич Трубецкой – сын религиозного философа Евгения
Николаевича Трубецкого. В 1912 году окончил историко-филологический
факультет Московского университета. На Первую мировую войну пытался уйти
добровольцем, но не был допущен из-за проблем со здоровьем. После
Февральской революции идейно и делами поддерживал Беле движение. В 1919
году стал одним из инициаторов создания Тактического центра –
объединения подпольных антибольшевистских организаций.
За что выслали
Сергей Трубецкой был арестован в феврале 1920 года по обвинению в
пособничестве контрреволюции. Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил
его к расстрелу, но наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. В
конце 1921 года Трубецкого освободили от отбытия наказания, а 29
сентября 1922 года выслали за границу.
Сергей Трубецкой был арестован в феврале 1920 года по обвинению в
пособничестве контрреволюции. Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил
его к расстрелу, но наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. В
конце 1921 года Трубецкого освободили от отбытия наказания, а 29
сентября 1922 года выслали за границу.
Вне России
Сергей Трубецкой поселился в Берлине. До 1938 года работал в Русском
общевоинском союзе (РОВС) – самой массовой организации русских
эмигрантов, созданной П. Н. Врангелем; занимался публицистикой и
переводами. Самая известная работа Сергея Трубецкого – книга мемуаров
«Минувшее».
Сергей Трубецкой поселился в Берлине. До 1938 года работал в Русском
общевоинском союзе (РОВС) – самой массовой организации русских
эмигрантов, созданной П. Н. Врангелем; занимался публицистикой и
переводами. Самая известная работа Сергея Трубецкого – книга мемуаров
«Минувшее».
ЛЕВ КАРСАВИН
О чем думал
Лев Платонович Карсавин – не только религиозный философ, но и
историк-медиевист. Окончил Историко-филологический факультет
Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Очерки
религиозной жизни в Италии XII—XIII веков», и докторскую – «Основы
средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии».
Кроме многочисленных трудов по истории религиозных течений, Карсавин
разрабатывал собственную версию философии Всеединства.
Лев Платонович Карсавин – не только религиозный философ, но и
историк-медиевист. Окончил Историко-филологический факультет
Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Очерки
религиозной жизни в Италии XII—XIII веков», и докторскую – «Основы
средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии».
Кроме многочисленных трудов по истории религиозных течений, Карсавин
разрабатывал собственную версию философии Всеединства.
За что выслали
В 1918 – 1922 гг. участвовал в деятельности Братства Святой Софии, был
одним из учредителей издательства «Петрополис» и Богословского
института.
В 1918 – 1922 гг. участвовал в деятельности Братства Святой Софии, был
одним из учредителей издательства «Петрополис» и Богословского
института.
В Берлине Карсавина избрали товарищем председателя Бюро Русского
академического союза в Германии. Он участвовал в создании Русского
научного института и издательства «Обелиск». В 1926 году переехал в
Париж, где стал участником Евразийского движения. В 1927 году Карсавина
пригласили занять кафедру в Литовском университете, в Каунасе. Там он
преподавал до 1940 года, потом стал профессором Вильнюсского
университета. В 1949 г. Карсавина арестовали за участие в антисоветском
евразийском движении и приговорили к 10 годам лишения свободы. В 1952
году он умер от туберкулеза в одном из лагерей республики Коми.
академического союза в Германии. Он участвовал в создании Русского
научного института и издательства «Обелиск». В 1926 году переехал в
Париж, где стал участником Евразийского движения. В 1927 году Карсавина
пригласили занять кафедру в Литовском университете, в Каунасе. Там он
преподавал до 1940 года, потом стал профессором Вильнюсского
университета. В 1949 г. Карсавина арестовали за участие в антисоветском
евразийском движении и приговорили к 10 годам лишения свободы. В 1952
году он умер от туберкулеза в одном из лагерей республики Коми.
Александр Славич http://klin-demianovo.ru