Москва, 28 января-Наша Держава. Мы знаем, что 17 и 18 века Русской
истории явно несхожи. Но понимаем ли мы, в
чём их непохожесть? В чём принципиальная разница между двумя смежными
столетиями? Что было создано в одном и уничтожено в другом? Попробуем
разобраться:
Соборная система управления
В
начале 17 в. Московское царство переживало уникальный исторический
эксперимент. После «перегибов» царства Ивана Грозного и неурядиц Смуты в
России резко поубавилось число сторонников единовластного монархизма.
Все более или менее просвещённые слои общества понимали, что власть —
каким бы «агнцем» она не казалась — должна находиться под общественным
надзором.
Семнадцатый
век разработал для этого политический механизм, опирающийся на соборную
систему управления. Её основы были заложены в 1613 г. на Земском
соборе, исполнившем роль «Учредительного собрания» 17 века.
Династия
Романовых была избранной и, понимая это, все самые важные и неотложные
дела государства решала совместно с сословиями. На соборе 1613 г.
присутствовали даже выборные от черносошных крестьян, что было огромным
шагом вперёд и вырабатывало гражданское самосознание в низших слоях
российского общества.
В
17 веке земские соборы собирались более 20 раз. Некоторые из них
работали по несколько лет. Как представительные органы, земские соборы
были встроены в систему государственного управления. Они стояли над
Боярской Думой и олицетворяли собой единство народа и государства.
Государство избавляется от надоевшей опеки
Последний
Земский собор, возможно, состоялся в 1698 г. и был созван в для суда
над царевной Софьей. Впрочем, велика вероятность, что этого собора не
существовало. Пётр I, принявший на себя верховную власть в стране, по
сути, произвёл государственный переворот. Он объявил себя абсолютным
правителем, глядя на опыт Франции, Австрии, Пруссии и Испании, где
абсолютизм уже существовал, но преследовал совершенно другие цели.
Русский
абсолютизм 18 в. сильно напоминал «старое московское самодержавие 15-16
веков». Ни о каких земских выборных теперь не могло быть и речи.
«Прямым насилием Пётр разрушил весь строй старой русской жизни».
Сбалансированная система управления, отработанная 17-м веком, была
заменена личным произволом. Пётр формировал своё окружение по
собственной прихоти и ставил управлять страной людей, зависимых только
от него.
Традиция,
заданная абсолютизмом Петра Великого, прочно закрепилась в
императорской России. Достижения предыдущего столетия были выброшены на
свалку истории. Однако в начале 20 в. русское общество нашло в себе силы
потребовать политического представительства, и в 1906 г. в России
заработала 1-я Государственная Дума. Власть наконец-то снова стала
прислушиваться к мнению народа.