Москва-Екатеринбург, 20 июля — Наша Держава (Виктория Потёмкина). В 104 годовщину со дня убиения Царской Семьи и Ея верных слуг, в тридцатый Царский Крестный ход, члены Московского отдела Союза ревнителей Памяти Императора Николая II посетили святую землю Екатеринбургской губернии.
До начала ночной литургии посетили Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь (первые упоминания о котором относятся к концу XVIII века). В Александро-Невском храме заканчивалась литургия. Поразила роскошь храма, стены выложены из уральского камня: яшма, малахит, селенит и др. В центре, по диаметру купола, огромная люстра с изображениями святых и подсвечниками, её раскачивают и создается впечатление Божественного «танца», движения по кругу. По окончанию службы монахиня специальной тростью тушит свечи по кругу. Впечатляет…
«…Монастырь и святые Царственные страстотерпцы связаны тем, что в июне 1918 года Ново-Тихвинский монастырь начал открыто помогать Императору Николаю II, лишившемуся Престола и вступившему вместе с Семьёй на поприще мученичества. Монастырь получил разрешение носить провизию Государю, в дом особо назначения, а именно молоко. Сестры ходили в мирской одежде по распоряжению коменданта А.Д. Авдеева, который опасался недовольства своей команды и расспросов: почему «монашкам» позволили носить продукты бывшему Царю. В это время уже набирал силу красный террор, начались убийства священнослужителей и монахов. Даже просто показаться на улице монашествующим было опасно, а тем более подойти к дому Ипатьева. Матушка схиигумения Магдалина (Досманова) благословила, чтобы передачей молока в дом Ипатьева занималась монахиня Августина (Гребнева), а ей в помощь послушницы Мария (Крохалева) и Антонина (Трикина) (одной было 28, а другой 19 лет). Обе жили в монастыре с детства: Мария — с десяти лет, Антонина — с четырёх.
Мария и Антонина носили продукты в дом Ипатьева каждый день рано утром. Они бесстрашно подходили к этому дому, в сторону которого горожане боялись даже смотреть и, проходя мимо, старались миновать его поскорее. Послушницы стучали в калитку, им открывали и они входили во внутрь забора. Может быть, иногда у них мелькала мысль о том, что обратно их могут уже не выпустить, а просто пристрелят здесь же у забора. От озверелых большевиков, при полной их безнаказанности, можно было ожидать всего. Но послушницы гнали от себя боязливые мысли и молились Господу и Божьей Матери, как учила их матушка. Они решительно шли к крыльцу дома, где их встречал комендант. Сестра Антонина рассказывала на допросе: «Как, бывало, мы принесём провизию, часовой пустит нас за забор к крыльцу. Там позвонят, выйдет Авдеев или его помощник и всё возьмут».
Сестрам очень хотелось принести Царской Семье побольше провизии. Но как это сделать, если разрешено носить только молоко? Присматриваясь к обстановке, они заметили, что комендант Авдеев как будто бы снисходительно к ним относится и рассказали об этом матушке Магдалине. Матушка благословила передать на следующее утро, кроме молока ещё бутылку сливок. Передачу в Ипатьевском доме приняли, и с этого дня сестры стали носить всё, что могли, с монастырской фермы и огорода. «Добрые монахини приносят теперь молоко и яйца для Алексея и нас, и сливки», — с благодарностью писала в своём дневнике Государыня.
15 июля, за два дня до убийства Царской Семьи, Я.М. Юровский вдруг проявил необычайную щедрость: он велел сестрам принести на следующее утро кроме трёх литров молока ещё полсотни яиц в отдельной корзине, и при этом просил принести в отдельной корзине и попросил приложить счёт за яйца. Кроме того, он передал им записку от одной из Великих Княжон, которая попросила ниток. Сестры обрадовались этим просьбам, но, когда они принесли всё это на следующее утро, во вторник 16 июля, то были смущены словами красноармейца: «сегодня возьмём, а завтра уже не носите, не надо». Как известно, в эти дни, 15 и 16 июля, уже шла подготовка к убийству Царской Семьи, и яйца Юровский просил принести не для узников, а для убийц… Поэтому он и велел положить их в отдельную корзину и даже счёл нужным за них расплатиться. Сестры конечно, не подозревали, что их приношение пойдёт на стол убийцам.
17 июля, несмотря на запрет, сестры решили вновь попробовать принести молоко. В этот день они, как обычно, около 7 часов утра пришли к дому Ипатьева. В доме явно что-то произошло, на стук к сестрам никто не вышел. Однако они не уходили и некоторое время терпеливо ждали. Потом начали настойчиво расспрашивать часовых: где комендант, и почему к ним никто не выходит? Часовые не ожидали такой смелости от послушниц и попытались ответить что-то неопределённое, но сестры не отступали. Послушница Антонина рассказывала на допросе: «В среду мы опять принесли четверть с молоком. Пришли мы ждали, ждали, никто у нас не берёт. Стали мы спрашивать часовых: где комендант? Нам отвечают, что комендант обедает. Мы говорим: «Какой обед в семь часов?» Ну побегали, побегали, потом говорят нам: «Идите. Больше не носите». Так у нас и не взяли тогда молоко».
Сестра Мария рассказывала немного подробнее: «Понесли мы провизию, вошли за забор, там грузовой автомобиль стоит. Часовой и ещё какой-то — смущённые. Позвонили. Никто не идёт из дома. Раньше этого никогда не было. Как мы, бывало, только принесём, сейчас же они позвонят, Юровский выйдет и возьмёт у нас. А тут звонили, звонили, никого нет. Мы пождали и пошли к калитке. Там за калиткой часовой стоит. Выглянул к нам и говорит как-то непонятно: «Не нужно им больше молока. Они больны. Да вы подождите». И тут он убежал. Слышно как во дворе он у кого-то спросил: «Что им сказать?». Потом выходит и как-то взволновано руки пожимает и говорит: «Знаете что… Не носите больше. Уходите». Ничего от нас тогда не было взято и мы ушли». Сестры почувствовали, что случилось нечто страшное. Монахиня Августина рассказывала: «Послушницам нашим показалось, что Царской Семьи в этот день в Ипатьевском доме уже не было». А вскоре сестры увидели расклеенные по всему городу объявления о том, что Государь расстрелян…
Матушка Магдалина и сестры, преданно послужив Государю, не могли не почтить и Его верных подданных, которые также пострадали от рук большевиков. Тела были разысканы, опознаны и погребены на местном кладбище. В 2022 году на территории монастыря был воздвигнут памятник верным Царским подданным, погребенным в 1918 году на кладбище Ново-Тихвинского монастыря. Слева направо: боцманмат И.Д. Седнев, генерал-лейтенант И.Л. Татищев, князь В.А. Долгоруков, матрос К.Н. Нагорный».
(Источник: «Екатеринбургская старица схиигумения Магдалина» — Екатеринбург: Изд-во Александра-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2022. -240 с.:цв.ил.)
Вернёмся к сегодняшнему дню. К 12 ночи, 16 июля, на площади у Храма-На-Крови уже были тысячи людей. Шла ночная Божественная литургия, которую возглавили девять архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, епископ Иссыккульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Шадринский и Далматовский Владимир, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий. Богослужение прошло на площади перед нижним приделом Храма-Памятника на Крови. Это именно то место, где располагалась расстрельная комната в полуподвальном помещении в доме инженера Ипатьева.
Всех участников Царских дней, с главным духовным событием Уральской земли, поздравил с борта международной космической станции командир экспедиции Олег Артемьев.
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, после возглавления Екатеринбургской Епархии митрополитом Евгением, всё равно ходит Крестным Ходом в эту памятную дату (нынешний митрополит иногда пропускает Крестные Ходы, как нам сказали по-секрету). Это по истине тяжёлый труд: отстоять 4-х часовую литургию, более 4-х часов идти без остановки 21 км, творя при этом молитву, и на Ганиной Яме провести ещё одну Божественную литургию, когда большинство паломников просто без сил лежат на траве, что млад, что стар.
После карантинных ограничений Крестный Ход в этом году с особой ревностью вылился в многотысячную реку паломников. В этот раз колонну сопровождали 10 мобильных групп помощи Православной службы милосердия и добровольцы Царских дней. В монастырь на Ганиной Яме в ту ночь можно было попасть только пешком, всё было перекрыто, ради безопасности. Колонна двигалась под покаянную Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».
В начале седьмого часа утра колонна крестного хода, во главе с архипастырями, достигла монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Паломников и духовенство, братия монастыря встречала колокольным звоном.
Хочу отметить, что дорога, в основном, шла по жилому массиву, далее производственный сектор и совсем немного, где км 5 леса. Какой чудный лес в этих местах. Тонкие берёзки соревнуются с изящными сосенками за право на свет и тепло, и чередуются, создавая пёструю чащу. Погода, как будто замерла вместе с нами и не издала ни духоты, ни ветерка, чуть солнышком согрела, когда повернули на Восток.
15 июля на службе в Храме митрополит Евгений произнёс проповедь и сравнил Царские Дни с Екатеринбургской Пасхой. Многие хотели бы добавить, что это Российская Пасха.
Дорога до мужского монастыря «Ганина Яма» согревала ещё от встречи со схимонахом отцом Иосифом, с которым мы были знакомы заочно год. И вот встреча в этой жизни произошла. Слава Богу за всё! Обменялись подарками-сувенирами. Отведали сыр местного производства и чай у братии. Так как вход в кельи запрещён, присели у калитки, мирно беседовали, отдыхали на принесённых подстилах. Посетили местное кладбище и могилку Анатолия Михайловича Верховского — родоначальника Крестного Хода и человека, который будучи геологом по профессии, точно определил место сжигания честных тел Царской Семьи и Ея верных слуг.
Первую службу по Царской Семье совершил он со своей семьёй в 1989 году на Вознесенской горке. Это то, что осталось после сноса дома Ипатьева. Соорудив Хоругви на скорую руку, которые сейчас хранятся в Храме-На-Крови, молебен всё же состоялся. На нём присутствовало около 25 человек, под громкоговоритель милиции, что это несанкционированное собрание. Официально Царский Крестный Ход проходит с 1992 года. И это был 30, юбилейный. Духовный подвиг Верных Христу, Отечеству и Царской Семье.
Хотелось бы, чтобы члены нашего Союза Ревнителей встречались в Екатеринбурге ежегодно, в ночь с 16 на 17 июля, и совершали этот духовный подвиг вместе со всеми. Но на все Воля Божия!
Статью подготовила
руководитель Московского отдела
Союза ревнителей Памяти
Императора Николая II
Виктория Потёмкина
фото: В. Потёмкиной,
Б. Титова и с сайта
Екатеринбургской Епархии
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II продолжает сбор средств на книгу об истории своей организации. Будем благодарны за финансовую поддержку. Подробности: http://www.monarchism.info/p/o.html