и способность членораздельно произносить слова – один из важнейших
факторов, сделавших животное человеком. Тем не менее вербальная
(словесная) часть занимает в человеческой коммуникации всего лишь от 20
до 40%. Остальное – «невербалика».
Чтобы
проиллюстрировать, что общение — это не только слова, мы приведем
широко известный пример: телефонный разговор. Насколько чаще случается
не понимать друг друга при невозможности смотреть на собеседника!
Казалось бы, все слова сказаны, все проговорено не по одному разу —
но снова и снова чего-то не хватает. Нам кажется: вдруг человек
по ту сторону телефонной линии лишь делает вид, что серьезен, а на самом
деле едва сдерживает смех, зевает от скуки или еще что-нибудь в таком
роде?
Еще
хуже дело обстоит с общением по переписке, когда мы не только не видим
собеседника, но даже не слышим интонаций его голоса. Ситуацию отчасти
спасают смайлики, неизменный атрибут сетевого эпистолярного жанра, но
и они по большому счету не то. Ничто не заменит возможности видеть
человека, слышать его, а при необходимости дотронуться и убедиться, что
он настоящий.
читателям понятия «невербалика» и «теория лжи» знакомы по одноименному в
русском переводе сериалу (в оригинале Lie to Me), который несколько лет
шел по Первому каналу. Консультантом и прообразом главного героя
сериала стал профессор Пол Экман, основной теоретик «невербалики».
Существует
наука, занимающаяся невербальными компонентами коммуникации, есть
и прикладные наработки, которыми может воспользоваться любой желающий.
А некоторым людям способность видеть, что находится по ту сторону слов,
дана от природы.
Научная невербалика
Называется
упомянутая наука паралингвистикой, она возникла на рубеже 1940−1950-х
годов в США. Предмет ее интереса в настоящее время — комплекс явлений,
представляющих собой часть человеческой коммуникации,
но невербализуемых. Пусть вас не пугает сомнительная приставка «пара»:
в данном случае она обозначает «около, рядом», то есть, по сути,
мы исследуем явления, находящиеся близко к лингвистике, но не входящие
в сферу ее изучения.
Еще
в 1930-х советский лингвист Николай Юшманов начал исследования
различных звуковых средств, обогащающих речь, но не передающихся (или
передающихся лишь приблизительно) с помощью фонем языка. Он назвал эту
область «экстранормальной фонетикой». К ней относятся всевозможные
хмыканья, покашливания, присвистывания, междометия и звукоподражания,
а также смех. На первый взгляд оно кажется несерьезным, но на самом деле
все это код, несущий не меньше информации, чем собственно язык: мы куда
чаще используем «неа» (которое на самом деле что-то вроде «м-м»), «угу»
и «ага» вместо «да» и»нет», мы произносим что-то похожее
на «хм-м-м…», когда хотим сообщить, что нам нужно время подумать, а
в смешки, всевозможные «ха-ха», «хе-хе» и «хи-хи» можно вложить бездну
смыслов, равно как и в междометия вроде «о-о…», «у-у…», «ы-ы…».
Другое
направление, которым занимается паралингвистика, — это фонационные
особенности речи — то, как именно люди произносят слова. К средствам
этой категории относятся интонация, тембр, громкость, скорость
и внятность произношения, голосовые акценты отдельных слов и т. п. Одну
и ту же фразу можно произнести так, что она будет иметь противоположные
значения.
В
1978 году профессор Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен разработали
систему FACS, позволяющую кодировать, то есть записывать в виде
буквенно-цифровых последовательностей, любые выражения человеческого
лица (всего до 7000 вариантов).
На изображении: (1,2) — лобная
мышца. (4) — мышца гордецов. (6, 7, 22-24) — круговая мышца глаза. (8) —
круговая мышца рта. (9-10) — квадратная мышца верхней губы. (11) —
малая скуловая мышца. (12) — большая скуловая мышца. (13) — мышца,
поднимающая угол рта. (14) — щечная мышца. (15) — мышца, опускающая угол
рта. (17) — подбородочная мышца. (38, 39) — носовая мышца.
Примеры кодировки эмоций: искренняя улыбка: 6+12; неискренняя улыбка: 12; брезгливость: 9.
Еще
одна дисциплина (кто-то из исследователей относит ее к паралингвистике,
кто-то выносит в отдельную науку) называется «кинесикой». Она
занимается изучением жестикуляции, телодвижений и поз, сопровождающих
коммуникацию, а также мимики, передающей эмоции. О жестах, позах
и выражениях лица будет отдельный рассказ, эти части коммуникационного
процесса способны транслировать информации едва ли не больше, чем
собственно слова.
Направление,
изученное значительно хуже, — это проксемика, занимающаяся
пространством и временем в контексте знаковых систем. Термин ввел
американский антрополог Эдвард Холл, он же положил начало исследованиям
в этом направлении. Те или иные дистанции между людьми в различных
контекстах могут восприниматься по-разному; согласно Холлу, можно
выделить четыре основные дистанции: интимную (0 — 0,5 м), личностную
(0,5 — 1,2 м), социальную (1,2 — 3,65 м) и общественную (более 3,65 м).
Можно спокойно относиться к тому, что родные и друзья во время общения
подходят близко, иногда вплотную, но если чужой человек будет нависать
над вами и хлопать по плечам, это, скорее всего, вызовет неприятие,
чувство угрозы; посторонних комфортнее воспринимать с дистанции в пару
метров — но представьте, если любимый человек станет держаться от вас
на расстоянии!
А вообще
передавать информацию без слов можно разными способами: одеждой,
украшениями, макияжем (например, можно вспомнить понятия «дресс-код»
и «встреча без галстуков»); запахами (в европейских культурах обонянию
уделяется чрезвычайно мало внимания, но на востоке запах — очень
значимая часть восприятия собеседника); движениями глаз и зрительными
контактами («выдержать чей-то взгляд», или «отвести глаза», или
«стрелять глазками»), кроме того, у разных народов существуют сложные
ритуалы, например, совместного приема пищи или встречи после долгого
расставания, в традиционную часть которых обычно вплетается множество
косвенной, несловесной информации.
Зачем вы меня обманываете?
Все
средства невербальной коммуникации по происхождению делятся на две
категории: культурно обусловленные и биологические. Если первые, как
правило, совершаются осознанно или полуосознанно, то вторые, уходящие
корнями в глубину эволюции Homo sapiens, не осознаются и слабо поддаются
контролю. Хотим мы того или нет, но если есть стимул — мы улыбаемся,
смеемся, плачем, краснеем или отдергиваем руку от чего-то опасного либо
неприятного.
Случается,
эти неконтролируемые действия входят в противоречие с тем, что
мы говорим словами, — и выдают нас с головой. Иной соврет — и давай
бегать глазами по стенам, или говорит, что ему интересно, а сам едва
не зевает. И это видят все окружающие. А даже если не видят,
то чувствуют фальшь, противоречие. Такое несоответствие поведения словам
психологи называют «неконгруэнтностью».
– программа, разработанная художницей Викторией Контрерас Флорес для
обучения портретистов и аниматоров. Программа позволяет эмулировать
выражения лица с учетом работающих в данный момент мышц. Программой
активно пользуются и психологи.
С необходимостью
прятать ложь рано или поздно сталкиваются все. Обычно это происходит
в раннем детстве, и некоторые впоследствии изрядно преуспевают в этом
навыке. До поры единственным средством, на которое приходилось
полагаться при общении с обманщиками, была собственная природная
проницательность, пока однажды американский психолог Пол Экман не взялся
за это явление научной хваткой и не разработал «теорию лжи».
По определению
Экмана, ложь — это намеренное решение ввести в заблуждение человека,
которому адресована информация, без предупреждения о своем намерении
сделать это. Сюда относится не только сообщение заведомо недостоверных
сведений, но и умалчивание, полуправда, различные используемые
в разговоре хитрости и даже истина, поданная под видом неправды, — всё
это значит «ввести в заблуждение».
Есть
целая система изменений в поведении, выдающих неискренность человека.
Еще больше о человеке говорят проявляемые эмоции — их трудно
натуралистично подделать, искусственный смех всегда звучит и выглядит
чуть по-другому, чем искренний, настоящий. Выдают человека
и микровыражения его лица. Микровыражениями называются мимические
движения, быстро подавляемые (они длятся не дольше четверти секунды),
соответствующие эмоциям, испытываемым на самом деле. Большинство людей
не обращают на них внимания, а зря.
Это
похоже на то, как работает детектор лжи, но и здесь недостаточно уметь
фиксировать малейшие несоответствия эмоций и изменения в поведении. Надо
понимать, как правильно интерпретировать полученную информацию, а это
отнюдь не просто. Обычно бывает как: мы подозреваем человека в чем-то,
потом видим подтверждение его неискренности (например, он стал
волноваться) и думаем: «ага! попался!» — а между тем причиной для его
волнения могло быть что угодно, и ваше пристальное внимание в том числе.
Впрочем, этому можно научиться, — например, по книгам Пола Экмана,
которые выходили на русском языке.
Язык телодвижений
Те невербальные
элементы коммуникации, которые заложены в человеческую природу,
зачастую не только воспроизводятся невольно, но и воспринимаются
собеседником неосознанно. Этим вполне можно пользоваться; искренние
эмоции подделать трудно, позы и жесты — куда проще. Главное знать, что
и какую информацию несет.
Исследование
языка телодвижений связано с именем австралийца Алана Пиза. В отличие
от Пола Экмана, Алан не ученый в академическом смысле этого слова —
он как раз из тех, кого природа наделила наблюдательностью
и способностью анализировать увиденное. Алан с детства работал — сначала
коммивояжером, потом страховым агентом — в таких неблагодарных
областях, где ты либо гений коммуникации, либо тебя гонят взашей
от каждой двери. Именно ему принадлежит известная фраза: «У вас никогда
не будет второго шанса произвести первое впечатление». Алан Пиз
в совершенстве постиг искусство располагать к себе людей, используя язык
телодвижений, а потом написал об этом книгу и стал миллионером.
Он больше не торгует вразнос, теперь он ездит по разным странам
с лекциями и консультирует крупнейшие корпорации.
сегодня под словосочетанием «строить глазки» понимают только умение
посматривать на объект своего интереса соблазнительно и таинственно, а
вот в целомудренном XIX веке это была целая кодовая система, с помощью
которой влюбленные могли незаметно для окружающих обмениваться
сообщениями. Подмигивания разными глазами, в разной последовательности и
с разной продолжительностью, прикосновения пальцами к векам и прочие
как бы естественные действия могли означать «Я тебя (не) люблю»,
«Осторожно, на нас смотрят», «Я замужем» и многое другое.
Итак,
что же это за позы, жесты и движения, и что за информацию люди передают
друг другу с их помощью? Интересно понаблюдать за собой
и за окружающими, обращая внимание на несловесные, часто неосознаваемые
сообщения, транслируемые собеседникам или обществу вообще. Большая часть
их происходит из доисторического прошлого Homo sapiens, а потому
обозначают они самые что ни на есть первобытные проявления человеческой
натуры: стремление доминировать, разные формы агрессии либо, наоборот,
пассивность, готовность подчиняться, потребность в защите. Отдельный
большой пласт представляют всевозможные знаки внимания к сексуально
привлекательным субъектам противоположного пола.
Человека,
властного от природы либо чувствующего себя хозяином ситуации, можно
узнать по манере закладывать руки за спину, прислоняться плечом или
рукой к стене, как бы обозначая претензии на территорию; садясь, такой
человек с вероятностью оседлает стул, поставив его спинкой вперед, либо
закинет ноги на стол или еще куда-нибудь — он чувствует себя вольготно
в пространстве, которое считает своим. Напротив, субъект неуверенный,
готовый идти на уступки, становится как будто меньше ростом, сутулясь, —
старается «не высовываться».
Если
человек волнуется, то нередко он грызет ногти, или ручку, или еще
что-нибудь, что подвернется, либо просто то и дело тянет пальцы в рот.
Различные прикосновения к лицу означают, что человек либо говорит, либо
слышит ложь; наиболее непосредственное проявление этого жеста — рука,
прикрывающая рот или лицо. Однако если человек держится за подбородок,
это значит, что в настоящий момент он, скорее всего, принимает какое-то
решение.
Скрещенные
на груди руки или нога, закинутая за ногу, — это знак, что человек
чего-то опасается или не согласен с тем, что слышит; вообще
перекрещенные конечности — это барьер, попытка отгородиться
от противника. Если руки на поясе — значит, человек не просто
не согласен, но и готов дать отпор. Об этом же свидетельствует и низкий
наклон головы, взгляд исподлобья. В противоположность этому человек,
руки которого не перекрещены и никуда не уперты, а большую часть времени
обращены ладонями к собеседнику, благорасположен или пытается казаться
таковым. Это только основные, наиболее широко известные жесты и позы,
за исчерпывающим перечислением можно обратиться к книге Алана Пиза «Язык
телодвижений».
В завершение
материала следует сделать оговорку: не надо воспринимать отдельно
взятые жесты как стопроцентную истину. Если человек положил ногу
на ногу, это может значить, что он с вами не согласен, но в равной
степени может оказаться, что у него мерзнут ноги или он хочет в туалет;
если он то и дело трогает себя за нос — вполне возможно, что у него,
скажем, насморк. Жесты-знаки и позы-знаки проявляются комплексно: чем
больше подтверждений вы увидели, тем вернее ваша догадка. Ну и наконец,
всегда следует делать поправку на контекст, в котором проходит общение.