Москва, 20 января — Наша Держава. 16 января 1547 года Великий Князь Владимирский и Московский и
всея Руси Иван Васильевич был помазан на царство и стал первым в
истории Русским Царем.
всея Руси Иван Васильевич был помазан на царство и стал первым в
истории Русским Царем.
Формально Иван Васильевич стал главой русского государства в 1533
году, после смерти своего отца Великого Князя Василия III. Детство
будущего грозного царя было невеселым, особенно после того, как в 1538
году умерла его мать Великая Княгиня Елена, однако его номинальная
власть признавалась всеми. Зачем же юный государь, делая первые шаги к
самостоятельному правлению, решил поменять свой титул? Каприз самодержца
или к этому были некоторые основания?
году, после смерти своего отца Великого Князя Василия III. Детство
будущего грозного царя было невеселым, особенно после того, как в 1538
году умерла его мать Великая Княгиня Елена, однако его номинальная
власть признавалась всеми. Зачем же юный государь, делая первые шаги к
самостоятельному правлению, решил поменять свой титул? Каприз самодержца
или к этому были некоторые основания?
Титул «князь» образовался в славянских языках от древнеарийского
корня «КНГ», от которого в европейских языках произошли скандинавский
konung, германский Koenig и английский king. Т.е. князь вполне
равнозначен европейскому королю.
корня «КНГ», от которого в европейских языках произошли скандинавский
konung, германский Koenig и английский king. Т.е. князь вполне
равнозначен европейскому королю.
Известно, что в домонгольской Руси к правителю государства иногда
применяли тюрский титул «каган», а летописцы порой панегерически
называли русских князей «цесарями» на ромейски манер. В отличие от
Европы, где королевский титул стал вершиной феодальной иерархии, у нас
княжеский титул остался чуть ли не единственным наследственным, а
иерархия князей носила неформальный характер. Формально – все князья
рюрикова дома были членами одной семьи, совместно правившей и владевшей
русской землею. Соотношение сил между ними закреплялось докончаниями
(договорами), в которых обозначалась степень подчинения – назвал один
князь другого отцом, а тот его сыном – значит полностью подчинился, если
один – брат старейший, а другой – брат молодший, значит первый главнее
второго, но не сильно, назвали князья друг друга – братьями – значит в
равной силе.
применяли тюрский титул «каган», а летописцы порой панегерически
называли русских князей «цесарями» на ромейски манер. В отличие от
Европы, где королевский титул стал вершиной феодальной иерархии, у нас
княжеский титул остался чуть ли не единственным наследственным, а
иерархия князей носила неформальный характер. Формально – все князья
рюрикова дома были членами одной семьи, совместно правившей и владевшей
русской землею. Соотношение сил между ними закреплялось докончаниями
(договорами), в которых обозначалась степень подчинения – назвал один
князь другого отцом, а тот его сыном – значит полностью подчинился, если
один – брат старейший, а другой – брат молодший, значит первый главнее
второго, но не сильно, назвали князья друг друга – братьями – значит в
равной силе.
Титул же царя – славянское произношения ромейского Цесарь, —
признавался в русских летописях за правителем ромейской державы, которая
в наших учебниках именуется Византией.
признавался в русских летописях за правителем ромейской державы, которая
в наших учебниках именуется Византией.
Все изменилось после татарского нашествия. Разоренная русская земля
стала «ханова и батыева», а за правителями Орды в русских летописях
утвердился титул «Царь» и теперь он означал полное подчинение русских
князей этому жестокому владыке.
стала «ханова и батыева», а за правителями Орды в русских летописях
утвердился титул «Царь» и теперь он означал полное подчинение русских
князей этому жестокому владыке.
Усложнилась и титулатура князей – появился титул Великого князя,
который означал прямого вассала ордынского хана, старшего для остальных
князей. Великих князей на Руси было несколько – Владимирский, Тверской,
Нижегородский, Рязанский, Смоленский…. Московские князья последовательно
боролись за титул Великого князя Владимирского, а потом за подчинение
остальных княжеств единому центру. При Иване III и его сыне Василии III
эти усилия увенчались полным успехом. Русское государство стало единым.
Великий князь остался только один – Московский и Всея Руси! А после
знаменитого стояния на Угре, он стал самодержцем – независимым
правителем.
который означал прямого вассала ордынского хана, старшего для остальных
князей. Великих князей на Руси было несколько – Владимирский, Тверской,
Нижегородский, Рязанский, Смоленский…. Московские князья последовательно
боролись за титул Великого князя Владимирского, а потом за подчинение
остальных княжеств единому центру. При Иване III и его сыне Василии III
эти усилия увенчались полным успехом. Русское государство стало единым.
Великий князь остался только один – Московский и Всея Руси! А после
знаменитого стояния на Угре, он стал самодержцем – независимым
правителем.
Но и прочие князья никуда не делись. Лишившись реальной власти в
своих бывших уделах, они составили верхний слой русской аристократии,
служившей по особому княжескому списку. В России XVI века — князья –
воеводы, администраторы, судьи, первые слуги государевы.
своих бывших уделах, они составили верхний слой русской аристократии,
служившей по особому княжескому списку. В России XVI века — князья –
воеводы, администраторы, судьи, первые слуги государевы.
Но согласились ли они с таким положением? Неужто князь Шуйской забыл,
что его предки были великими князьями Нижегородскими и Суздальскими, а
князья Гедиминова дома – те же Глинские, Бельские, Голицыны, Хованские….
что его предки были великими князьями Нижегородскими и Суздальскими, а
князья Гедиминова дома – те же Глинские, Бельские, Голицыны, Хованские….
Понятно, что с таким государем как Иван III Васильевич вопросов о
повиновении не возникало. И сын его Василий Иванович твердо держал
аристократию в повиновении, но когда их не стало, а на престоле –
маленький мальчик? Скажем прямо, престол Ивану Васильевичу сохранило
чудо, а помогло то обстоятельство, что претендентов на него сыскалось
слишком много, и между собой они договориться не смогли.
повиновении не возникало. И сын его Василий Иванович твердо держал
аристократию в повиновении, но когда их не стало, а на престоле –
маленький мальчик? Скажем прямо, престол Ивану Васильевичу сохранило
чудо, а помогло то обстоятельство, что претендентов на него сыскалось
слишком много, и между собой они договориться не смогли.
Мальчик выжил. Бог уберег русскую землю от сокрушительной смуты. И
вот тогда в мудрой голове Владыки Макария и созрел замысел увенчать
молодого государя Царской короной.
вот тогда в мудрой голове Владыки Макария и созрел замысел увенчать
молодого государя Царской короной.
Как же перемена титула могла повлиять на политический расклад при
русском дворе? Неужели позиции Шуйских или Старицких стали слабее, от
того Иван Васильевич теперь называется Царем?
русском дворе? Неужели позиции Шуйских или Старицких стали слабее, от
того Иван Васильевич теперь называется Царем?
Не все так просто. Новый титул был не просто новым словом, но словом со смыслом и особым местом в русском сознании.
Задумаемся, где русский человек XVI столетия слышал слово Царь чаще
всего? Правильно – в Церкви. Порой можно услышать мнение, что Священное
Писание не включает в себя описание идеального земного государственного
устройства. Это в верно в том смысле, что на страницах Библии нет
готового рецепта вроде «для страны с населением в полмиллиона человек
полагается: царь – одна штука, бояре-советники – 20 штук, воеводы –
десять в мирное время и тридцать в военное, дьяки – полтысячи старших и
три тысячи младших и т.д.». Но единственный вид государственной власти,
который упоминается на страницах Библии – это царская власть. Господь
посылает древнему Израилю именно царя (не президента, не выборного
консула, ни коллегию архонтов), да и сам называется Царем Небесным.
всего? Правильно – в Церкви. Порой можно услышать мнение, что Священное
Писание не включает в себя описание идеального земного государственного
устройства. Это в верно в том смысле, что на страницах Библии нет
готового рецепта вроде «для страны с населением в полмиллиона человек
полагается: царь – одна штука, бояре-советники – 20 штук, воеводы –
десять в мирное время и тридцать в военное, дьяки – полтысячи старших и
три тысячи младших и т.д.». Но единственный вид государственной власти,
который упоминается на страницах Библии – это царская власть. Господь
посылает древнему Израилю именно царя (не президента, не выборного
консула, ни коллегию архонтов), да и сам называется Царем Небесным.
Бога бойтесь, царя чтите. Царем Славы именуется в богослужении Христос.
С момента крещения Руси прошло пять с половиной веков. Мировоззрение
русской знати и русского общества было глубоко христианским, без Бога
эти люди себя не мыслили (что не мешало им грешить, и поступать порой
совсем не по-божески), и слово Царь было наделено не только земным, но
высшим смыслом.
русской знати и русского общества было глубоко христианским, без Бога
эти люди себя не мыслили (что не мешало им грешить, и поступать порой
совсем не по-божески), и слово Царь было наделено не только земным, но
высшим смыслом.
Превращение Ивана Васильевича в царя состоялось как церковное
таинство – венчание на царство, царь земной стал олицетворением Царя
Небесного.
таинство – венчание на царство, царь земной стал олицетворением Царя
Небесного.
Русское царство обрело законченный вид. Если княжеская власть
появилась еще в дохристианскую эпоху и обоснование ее заключалось в
воинской доблести, то власть царская должна была стать подлинно
христианской, имеющая опору в Священном Писании.
появилась еще в дохристианскую эпоху и обоснование ее заключалось в
воинской доблести, то власть царская должна была стать подлинно
христианской, имеющая опору в Священном Писании.
«Царя бойся и служи ему с верою, и всегда о нем Бога моли, и тем
паче не лги ему, но кротко правду ему говори, как самому Богу, и во всем
повинуйся ему; если земному царю с правдою служишь и боишься его,
научишься и небесного царя бояться: этот временный, а небесный вечен и,
судья нелицеприятный, каждому воздаст по делам его». — Учил русского служилого человека автор мудрой книги «Домострой».
паче не лги ему, но кротко правду ему говори, как самому Богу, и во всем
повинуйся ему; если земному царю с правдою служишь и боишься его,
научишься и небесного царя бояться: этот временный, а небесный вечен и,
судья нелицеприятный, каждому воздаст по делам его». — Учил русского служилого человека автор мудрой книги «Домострой».
Монархия в России делала первые шаги. Подданным еще предстоит
научиться повиноваться Государю, а Государю – соответствовать своему
высокому предназначению. Но любая дорога начинается с первого шага,
который и был сделан под сводами Успенского собора Москвы 16 января 1547
года.
научиться повиноваться Государю, а Государю – соответствовать своему
высокому предназначению. Но любая дорога начинается с первого шага,
который и был сделан под сводами Успенского собора Москвы 16 января 1547
года.
Александр Музафаров https://rusorel.info/pervye-shagi-russkoj-monarxii/