Москва, 16 апреля — Наша Держава. В
строгом соответствии с православною верою относился к Царю и почитал
его наш русский православный народ. Очень хорошо об этом почитании
сначала великого князя, а затем Царя свидетельствует наше русское
народное творчество, дошедшее до нас в наиболее живых образцах своих –
песнях, сказках, пословицах, присловиях и поговорках.
строгом соответствии с православною верою относился к Царю и почитал
его наш русский православный народ. Очень хорошо об этом почитании
сначала великого князя, а затем Царя свидетельствует наше русское
народное творчество, дошедшее до нас в наиболее живых образцах своих –
песнях, сказках, пословицах, присловиях и поговорках.
Здесь, при помощи
богатого русского языка, сильного по своей образности, простоте и
меткости в определениях, передается сущность Богооткровенного учения о
царской власти <…>. И это естественно, ибо в основу своего культурного развития русским народом было положено Священное Писание.
Богооткровенные истины были глубоко укоренены в умах и сердцах наших
предков Святою Церковью. Эти истины и выразил наш народ в кратких
изречениях своей народной мудрости. Обратимся к этим изречениям.
богатого русского языка, сильного по своей образности, простоте и
меткости в определениях, передается сущность Богооткровенного учения о
царской власти <…>. И это естественно, ибо в основу своего культурного развития русским народом было положено Священное Писание.
Богооткровенные истины были глубоко укоренены в умах и сердцах наших
предков Святою Церковью. Эти истины и выразил наш народ в кратких
изречениях своей народной мудрости. Обратимся к этим изречениям.
«Государь – батюшка, надежа православный Царь», «Царь – от Бога пристав», «Царь земной – под Царем Небесным ходит».
Нетрудно понять, что в эти немногие слова русский народ вложил
усвоенную им Богооткровенную истину, что Царь, как отец подданных,
получил свою власть непосредственно от Бога, что он от Него поставлен
управлять земным царством, и потому непосредственно Им управляется
(ходит).
Нетрудно понять, что в эти немногие слова русский народ вложил
усвоенную им Богооткровенную истину, что Царь, как отец подданных,
получил свою власть непосредственно от Бога, что он от Него поставлен
управлять земным царством, и потому непосредственно Им управляется
(ходит).
Еще
больше мы находим изречений, в которых выразил русский народ свой
взгляд на Царя как на самодержавного своего верховного повелителя, никем
из людей не ограниченного в своей власти: «Одному Богу Государь ответ держит», «Никто, как Бог и Государь», «Народ – тело, Царь – голова», «Царское осуждение безсудно».
больше мы находим изречений, в которых выразил русский народ свой
взгляд на Царя как на самодержавного своего верховного повелителя, никем
из людей не ограниченного в своей власти: «Одному Богу Государь ответ держит», «Никто, как Бог и Государь», «Народ – тело, Царь – голова», «Царское осуждение безсудно».
Очень
хорошо в этих изречениях выражается взгляд русского народа на Царя как
Помазанника Божиего, как на священное лицо, призванное Богом творить
Божественную правду, изливать на народ Божественную милость и даже
ходатайствовать пред Богом за грехи всего народа своими могущественными
молитвами: «Правда
Божия – суд Царев», «Царево око видит далеко», «За Богом молитва, а за
Царем служба не пропадает», «Где Царь – тут и правда», «Нет больше
милосердия, чем в сердце Царевом», «Бог милостив, а Царь жалостлив»,
«Бог помилует, Царь пожалеет», «Как весь народ вздохнет – до Царя
дойдет», «Народ согрешит, Царь умолит; а Царь согрешит – народ не умолит».
хорошо в этих изречениях выражается взгляд русского народа на Царя как
Помазанника Божиего, как на священное лицо, призванное Богом творить
Божественную правду, изливать на народ Божественную милость и даже
ходатайствовать пред Богом за грехи всего народа своими могущественными
молитвами: «Правда
Божия – суд Царев», «Царево око видит далеко», «За Богом молитва, а за
Царем служба не пропадает», «Где Царь – тут и правда», «Нет больше
милосердия, чем в сердце Царевом», «Бог милостив, а Царь жалостлив»,
«Бог помилует, Царь пожалеет», «Как весь народ вздохнет – до Царя
дойдет», «Народ согрешит, Царь умолит; а Царь согрешит – народ не умолит».
Есть
в народном творчестве и такие изречения, которые выражают требование
царской неприкосновенности, и настолько, что не позволяют подданным
касаться особы Царя даже осудительною мыслью, относя недостаток царского
правления не к нему, а к его окружению: «Никто
против Бога, никто против Царя», «Из-за тына (разумеется – царских
приспешников, ближних людей и временщиков) и Царю не видать», «Царские
милости в боярское решето сеются», «Жалует Царь, да не жалует псарь»,
«Не Царь гнетет, а временщик».
в народном творчестве и такие изречения, которые выражают требование
царской неприкосновенности, и настолько, что не позволяют подданным
касаться особы Царя даже осудительною мыслью, относя недостаток царского
правления не к нему, а к его окружению: «Никто
против Бога, никто против Царя», «Из-за тына (разумеется – царских
приспешников, ближних людей и временщиков) и Царю не видать», «Царские
милости в боярское решето сеются», «Жалует Царь, да не жалует псарь»,
«Не Царь гнетет, а временщик».
Есть здесь изречения, в которых Царь изображается не только как милующий, но и как карающий преступников смертною казнью: «Где
Царь – тут и гроза», «Близ Царя – близ смерти», «Царь – не огонь, да
ходя близ него – опалишься», «Гнев Царев – посол смерти», «До Царя дойти
– голову нести (повинную)». Но и тогда русский народ был далек от
осуждения Царя. В этих случаях ответственность в глазах русских людей
всецело относилась к преступникам как «ослушникам, волкам стада государева, царскому добру досадителям».
Царь – тут и гроза», «Близ Царя – близ смерти», «Царь – не огонь, да
ходя близ него – опалишься», «Гнев Царев – посол смерти», «До Царя дойти
– голову нести (повинную)». Но и тогда русский народ был далек от
осуждения Царя. В этих случаях ответственность в глазах русских людей
всецело относилась к преступникам как «ослушникам, волкам стада государева, царскому добру досадителям».
Все вышеприведенные изречения нашего народного творчества ярко свидетельствует о глубоком и благоговейном почитании русским народом своего Царя.
Но это почитание переходило в изумительную любовь к Царю, которая
побуждала подданных прилагать к царской личности самые трогательные
ласковые наименования, отдавать всю свою жизнь ему на служение и всегда
мыслить себя и Царя как одно нераздельное целое в убеждении, что России
нельзя быть без Царя. Вот как эта любовь с такою беззаветною
преданностью русского народа изображается по дошедшим до нас памятникам:
«Белый
Царь – красно солнышко, Царь – ласковый, славный, грозный, великий»,
«Светится солнышко на небе, а русский Царь на земле», «Ясные очи
Государевы – очи соколиные», которые силою своего проникновения видят,
кто «народу и Государю друг, кто ворог», «Жить – Царю служить», «Душой
Божий, телом – Государев», «Русской земле нельзя без Государя быть»,
«Без Бога свет не стоит, без Царя – страна не правится».
Но это почитание переходило в изумительную любовь к Царю, которая
побуждала подданных прилагать к царской личности самые трогательные
ласковые наименования, отдавать всю свою жизнь ему на служение и всегда
мыслить себя и Царя как одно нераздельное целое в убеждении, что России
нельзя быть без Царя. Вот как эта любовь с такою беззаветною
преданностью русского народа изображается по дошедшим до нас памятникам:
«Белый
Царь – красно солнышко, Царь – ласковый, славный, грозный, великий»,
«Светится солнышко на небе, а русский Царь на земле», «Ясные очи
Государевы – очи соколиные», которые силою своего проникновения видят,
кто «народу и Государю друг, кто ворог», «Жить – Царю служить», «Душой
Божий, телом – Государев», «Русской земле нельзя без Государя быть»,
«Без Бога свет не стоит, без Царя – страна не правится».
Правда,
здесь, в приведенных нами изречениях народной мудрости, нет таких,
которые говорили бы о необходимости молиться за Царя и повиноваться ему,
что составляет, как видели мы, неотъемлемую часть в учении Священного
Писания о почитании Царя. Но приведенные нами изречения о великой любви
русского народа к Царю своему свидетельствуют, что эта молитва и это
повиновение были в самой жизни наших предков. Это естественно, ибо, по
учению святого Максима Исповедника: «Кого
мы любим, о том всегда помышляем и прежде всего поминаем в своих
молитвах». А по учению Христа, – кого мы любим, того волю мы всегда
исполняем: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое (Ин. 14, 23).
здесь, в приведенных нами изречениях народной мудрости, нет таких,
которые говорили бы о необходимости молиться за Царя и повиноваться ему,
что составляет, как видели мы, неотъемлемую часть в учении Священного
Писания о почитании Царя. Но приведенные нами изречения о великой любви
русского народа к Царю своему свидетельствуют, что эта молитва и это
повиновение были в самой жизни наших предков. Это естественно, ибо, по
учению святого Максима Исповедника: «Кого
мы любим, о том всегда помышляем и прежде всего поминаем в своих
молитвах». А по учению Христа, – кого мы любим, того волю мы всегда
исполняем: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое (Ин. 14, 23).
Так
относились к своему Царю наши предки по свидетельству дошедших до нас
образцов народного творчества. Так относился наш народ к Царю в лице
истинных сынов России, и не в далекой древности, а совсем еще недавно.
Как и раньше, в глазах верующих русских людей Царь был не простым
человеком, а Помазанником Божиим, образом Божественной небесной власти,
Царем-Батюшкой, воплощением правды и милости Божией на земле. Истинно
русские люди и не могли без слез смотреть на него. Когда приходилось
русскому Царю быть среди народа, все теснились к нему, никому не
хотелось оставить его, лишиться радости его лицезрения, и считали
великим для себя счастьем к нему прикоснуться. Нередко при встрече
Государя русские простые люди от восторга и умиления не могли стоять на
ногах, произнести слово и невольно опускались на землю вместе с хлебом и
солью, которые держали в руках.
относились к своему Царю наши предки по свидетельству дошедших до нас
образцов народного творчества. Так относился наш народ к Царю в лице
истинных сынов России, и не в далекой древности, а совсем еще недавно.
Как и раньше, в глазах верующих русских людей Царь был не простым
человеком, а Помазанником Божиим, образом Божественной небесной власти,
Царем-Батюшкой, воплощением правды и милости Божией на земле. Истинно
русские люди и не могли без слез смотреть на него. Когда приходилось
русскому Царю быть среди народа, все теснились к нему, никому не
хотелось оставить его, лишиться радости его лицезрения, и считали
великим для себя счастьем к нему прикоснуться. Нередко при встрече
Государя русские простые люди от восторга и умиления не могли стоять на
ногах, произнести слово и невольно опускались на землю вместе с хлебом и
солью, которые держали в руках.
Таким
образом, сама жизнь показывала, каким великим и безценным даром Божиим
был для России наш самодержавный Царь, Помазанник Божий. Он не на
словах, а в действительности был главою и душою русского народа. Не
стало этой души, не стало и России.
образом, сама жизнь показывала, каким великим и безценным даром Божиим
был для России наш самодержавный Царь, Помазанник Божий. Он не на
словах, а в действительности был главою и душою русского народа. Не
стало этой души, не стало и России.
Такое наименование русского Царя мы заимствовали от того же митрополита Московского Филарета, который говорил: «Самодержавием
Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и
душа царства. Закон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный
государственный деятель, возбудитель и воодушевителъ подчиненных
деятелей – есть Царь».
Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и
душа царства. Закон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный
государственный деятель, возбудитель и воодушевителъ подчиненных
деятелей – есть Царь».
И как права была русская народная мудрость, сказавшая: «Русской земле нельзя без Государя быть».
Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)
«Русская идеология»
«Русская идеология»