Москва, 30 июля – Наша Держава (Михаил Кулыбин). Известное латинское изречение Vox populi – vox Dei (Глас народа – глас
Божий) некоторыми считается чуть ли не доказательством, что издревле
народное волеизъявление почиталось как отражение Божественной воли. То,
что изречение на латыни – понимается так, что это историческая позиция
Церкви (как минимум, ее Западной части, исторически использовавшей в
качестве литургического языка латынь). Между тем, Священное Предание не сохранило никаких следов учения Церкви о
демократии, пишет интернет-газета «Монархистъ»
Божий) некоторыми считается чуть ли не доказательством, что издревле
народное волеизъявление почиталось как отражение Божественной воли. То,
что изречение на латыни – понимается так, что это историческая позиция
Церкви (как минимум, ее Западной части, исторически использовавшей в
качестве литургического языка латынь). Между тем, Священное Предание не сохранило никаких следов учения Церкви о
демократии, пишет интернет-газета «Монархистъ»
Все дошедшие до нас толкования повествуют о государственной
власти как власти Царской – земном подобии Небесного Вседержительства
Господа.
Некое богословие демократии было сформировано протестантскими
деноминациями, которые сами по себе к Церкви Христовой не принадлежат и,
разумеется, на хранимое Церковью Предание никак не опираются. Попытки
«адаптировать» протестантские наработки, предпринимавшиеся
«православными» обновленцами, сколько-нибудь серьезными и успешными
признать нельзя.
деноминациями, которые сами по себе к Церкви Христовой не принадлежат и,
разумеется, на хранимое Церковью Предание никак не опираются. Попытки
«адаптировать» протестантские наработки, предпринимавшиеся
«православными» обновленцами, сколько-нибудь серьезными и успешными
признать нельзя.
Даже известный модернист прот. Сергий Булгаков писал: «Я постиг, что
Царская власть в зерне своем есть высшая природа власти, не во имя
свое, но во Имя Божие… Я почувствовал, что Царь несет свою власть как
крест Христов, и что повиновение Ему тоже может быть крестом Христовым и
во Имя Его… Религиозная идея демократии была обличена и низвергнута,
во имя теократии в образе Царской власти».
Царская власть в зерне своем есть высшая природа власти, не во имя
свое, но во Имя Божие… Я почувствовал, что Царь несет свою власть как
крест Христов, и что повиновение Ему тоже может быть крестом Христовым и
во Имя Его… Религиозная идея демократии была обличена и низвергнута,
во имя теократии в образе Царской власти».
Добавим, что религиозною безосновательность демократии признают и вполне
дипломатичные в формулировках Основы социальной концепции Русской
Церкви, утвержденные собором 2000 года: «Современные демократии, в
том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти.
Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе,
предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление
посредством выборов… Однако нельзя вовсе исключить возможность такого
духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма
государственного устроения (т.е. монархия – М.К.) станет естественной».
дипломатичные в формулировках Основы социальной концепции Русской
Церкви, утвержденные собором 2000 года: «Современные демократии, в
том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти.
Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе,
предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление
посредством выборов… Однако нельзя вовсе исключить возможность такого
духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма
государственного устроения (т.е. монархия – М.К.) станет естественной».
Ну и «вишенка на торте», собственно о самой фразе Vox populi – vox Dei.
Своим источником она имеет послание известного западноевропейского
христианского ученого Алкуина (735-804) Императору Карлу Великому,
написанное в 798 году. В нем, в частности, говорится: Nec audiendi qui
solent dicere, Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper
insaniae proxima sit. На русский это переводится следующим образом: «И
людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа
является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с
безумием».
христианского ученого Алкуина (735-804) Императору Карлу Великому,
написанное в 798 году. В нем, в частности, говорится: Nec audiendi qui
solent dicere, Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper
insaniae proxima sit. На русский это переводится следующим образом: «И
людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа
является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с
безумием».
О роли власти в десоветизации
В России «нейтралитет» власти – совершенно недостаточен. Исторически в
нашей стране все преобразования – хоть в хорошую, хоть в плохую сторону –
проходили только по инициативе и под контролем власти. Вектор и
результат изменений всегда зависели от разумности и адекватности задач,
которые власть ставила. Самостоятельное вмешательство в процессы
«общества» или «народа» заканчивалось катастрофой. Хорошо это или плохо –
вопрос отдельный и в данном случае совершенно несущественный. Есть
факт, и от него надо отталкиваться, чтобы понимать процессы,
происходящие в России.
нашей стране все преобразования – хоть в хорошую, хоть в плохую сторону –
проходили только по инициативе и под контролем власти. Вектор и
результат изменений всегда зависели от разумности и адекватности задач,
которые власть ставила. Самостоятельное вмешательство в процессы
«общества» или «народа» заканчивалось катастрофой. Хорошо это или плохо –
вопрос отдельный и в данном случае совершенно несущественный. Есть
факт, и от него надо отталкиваться, чтобы понимать процессы,
происходящие в России.
Поэтому, если исходить из того, что нынешний режим достаточно адекватен,
чтобы думать о будущем страны (хотя бы из соображений самосохранения и
стабильного существования), он должен деятельно стимулировать постепенно
изживание советчины и выстраивание «мостов» с дореволюционным
наследием.
чтобы думать о будущем страны (хотя бы из соображений самосохранения и
стабильного существования), он должен деятельно стимулировать постепенно
изживание советчины и выстраивание «мостов» с дореволюционным
наследием.
Украинский урок
Современная Украина наглядно, во всей красе демонстрирует, что бывает, когда историю искажают в «промышленных масштабах».
Основная движущая сила «майдана» — это те самые детки, которых с начала
1990-х годов начали учить «исправленной и дополненной» истории Украины.
Политически все было относительно спокойно: «добрососедские отношения»,
«общее прошлое», «экономические и культурные связи», а вот школьникам
«тихой сапой» уже вовсю вливали в мозги отраву – сказки про «древних
укров» и «москалей-угнетателей». Результат налицо.
1990-х годов начали учить «исправленной и дополненной» истории Украины.
Политически все было относительно спокойно: «добрососедские отношения»,
«общее прошлое», «экономические и культурные связи», а вот школьникам
«тихой сапой» уже вовсю вливали в мозги отраву – сказки про «древних
укров» и «москалей-угнетателей». Результат налицо.
Еще страшнее могут быть последствия той же деятельности по искажению
реалий истории «по-россиянски». Замалчивание преступлений большевизма,
обеление его кровавых вождей, отрицание многомиллионных жертв,
игнорирование чудовищного ущерба, который нанес режим России и русскому
народу, и его нынешних последствий – все это может аукнуться нам таким
«эхом», по сравнению с которым нынешний украинский бедлам покажется
детским праздником – шумным, но безобидным.
реалий истории «по-россиянски». Замалчивание преступлений большевизма,
обеление его кровавых вождей, отрицание многомиллионных жертв,
игнорирование чудовищного ущерба, который нанес режим России и русскому
народу, и его нынешних последствий – все это может аукнуться нам таким
«эхом», по сравнению с которым нынешний украинский бедлам покажется
детским праздником – шумным, но безобидным.
Это и есть Главный Украинский Урок!