Москва, 14 мая — Наша Держава. Каждая нация, доросшая до великой
мировой роли, стремится построить свою Империю, свой мир, свою
цивилизацию, которая предъявляется остальному миру как высшее развитие
национально-государственного таланта — утверждает известный православный историк-публицист консервативного направления Михаил Смолин и пишет далее:
мировой роли, стремится построить свою Империю, свой мир, свою
цивилизацию, которая предъявляется остальному миру как высшее развитие
национально-государственного таланта — утверждает известный православный историк-публицист консервативного направления Михаил Смолин и пишет далее:
Империя развивает национальные идеалы до некоей
универсальности, внутри которой могут свободно чувствовать себя и все
другие народы. Имперское сознание вырабатывает особую ответственность
перед Историей — ответственность хранителей идеалов христианской
государственности. Имперское сознание появляется как результат осознания
нацией своей великодержавной миссии — идеалы правды, порядка и
справедливого общежития.
универсальности, внутри которой могут свободно чувствовать себя и все
другие народы. Имперское сознание вырабатывает особую ответственность
перед Историей — ответственность хранителей идеалов христианской
государственности. Имперское сознание появляется как результат осознания
нацией своей великодержавной миссии — идеалы правды, порядка и
справедливого общежития.
Империя — это царский путь между двумя крайностями. Путь между
«глобалистской» крайностью — уничтожения самобытных национальных
организмов в едином «мировом государстве» с единообразным «мировым
порядком» и «изоляционистской» крайностью — замыканием одной нации
сугубо в своих этнических границах и интересах. В первом случае нация
теряет своё национальное лицо и свою самобытную жизнь, во втором — она
без великих исторических порывов, постепенно, духовно и физически
чахнет, зарывая свои национальные таланты в землю ради мнимой экономии
сил и материального спокойствия.
«глобалистской» крайностью — уничтожения самобытных национальных
организмов в едином «мировом государстве» с единообразным «мировым
порядком» и «изоляционистской» крайностью — замыканием одной нации
сугубо в своих этнических границах и интересах. В первом случае нация
теряет своё национальное лицо и свою самобытную жизнь, во втором — она
без великих исторических порывов, постепенно, духовно и физически
чахнет, зарывая свои национальные таланты в землю ради мнимой экономии
сил и материального спокойствия.
В Империях благополучно решается неразрешимый дуализм национального
(почвы) и всемирного (мiра) без смерти первого и тотального господства
второго, уравновешивается глубина национального начала и широта
вселенского.
(почвы) и всемирного (мiра) без смерти первого и тотального господства
второго, уравновешивается глубина национального начала и широта
вселенского.
Империя — это высшее состояние государства, рождающееся из иерархии
человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои
национальные границы, как проект государственного и культурного
объединения для внешних народов. В состав Империи входят как те
территории и народы, которые завоёвываются (либо для достижения
«естественных геополитических границ», либо для обуздания «неспокойных
соседей»), так и те, которые добровольно принимают тот идеал
человеческого общества, которым живет сама Империя.
человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои
национальные границы, как проект государственного и культурного
объединения для внешних народов. В состав Империи входят как те
территории и народы, которые завоёвываются (либо для достижения
«естественных геополитических границ», либо для обуздания «неспокойных
соседей»), так и те, которые добровольно принимают тот идеал
человеческого общества, которым живет сама Империя.
Империя как государственный каркас, пронизывает всю Русскую
цивилизацию. Государство в формате Империи дорастает до цивилизации, до
целого автаркийного государственного и культурного мира. Империя
становится универсальным государством. И универсальность его заключается
в том, что объединяющей основой, общим мировоззрением становится
вероисповедание — религия, а не секулярная политико-экономическая
идеология. Религиозное мировоззрение не заменяет национальное, а
возводит его как часть в более высокий принцип — вероисповедный, могущий
духовно объединить другие народы, усвоившие его с господствующей в
Империи нацией.
цивилизацию. Государство в формате Империи дорастает до цивилизации, до
целого автаркийного государственного и культурного мира. Империя
становится универсальным государством. И универсальность его заключается
в том, что объединяющей основой, общим мировоззрением становится
вероисповедание — религия, а не секулярная политико-экономическая
идеология. Религиозное мировоззрение не заменяет национальное, а
возводит его как часть в более высокий принцип — вероисповедный, могущий
духовно объединить другие народы, усвоившие его с господствующей в
Империи нацией.
Совершенно очевидно, что каждое государство наделено особым
национальным духом, и в Империи этот «дух нации» получает выход на
мировую арену как главное действующее лицо человеческой истории. Империя
даёт возможность нации стать творцом мировой истории. Все же остальные
народы довольствуются ролью зрителей или участников различных «массовок»
в великой трагедии мировой истории.
национальным духом, и в Империи этот «дух нации» получает выход на
мировую арену как главное действующее лицо человеческой истории. Империя
даёт возможность нации стать творцом мировой истории. Все же остальные
народы довольствуются ролью зрителей или участников различных «массовок»
в великой трагедии мировой истории.
Так, внутри Православной традиции, в одной и той же роли носителя
Православной Империи на протяжении двух тысячелетий играли три великих
творца истории — Римляне, Византийцы и Русские, каждый в своё время. В
эти два тысячелетия Православная Империя в человеческой истории не
сходила со сцены. Играть и дальше эту роль в мировой исторической
трагедии наш священный национальный долг, долг перед нашими предками,
перед нашими предшественниками (римлянами и византийцами), долг перед
Православным миром, долг гражданский и религиозно-миссионерский. Далеко
не в последнюю очередь Православие как вера принималась другими народами
и отдельными людьми из-за величия и красоты образа Православной
Империи.
Православной Империи на протяжении двух тысячелетий играли три великих
творца истории — Римляне, Византийцы и Русские, каждый в своё время. В
эти два тысячелетия Православная Империя в человеческой истории не
сходила со сцены. Играть и дальше эту роль в мировой исторической
трагедии наш священный национальный долг, долг перед нашими предками,
перед нашими предшественниками (римлянами и византийцами), долг перед
Православным миром, долг гражданский и религиозно-миссионерский. Далеко
не в последнюю очередь Православие как вера принималась другими народами
и отдельными людьми из-за величия и красоты образа Православной
Империи.
Православная Империя — это попытка построить наиболее воцерковлённое
человеческое общество для различных народов, как бы являясь для них
преддверием Царства Небесного. Православная Церковь, Имперская
государственность, русская нация, крепкая многодетная семья — эти
консервативные основы являются базовыми для империализма как
политического идеала.
человеческое общество для различных народов, как бы являясь для них
преддверием Царства Небесного. Православная Церковь, Имперская
государственность, русская нация, крепкая многодетная семья — эти
консервативные основы являются базовыми для империализма как
политического идеала.
Другие материалы об Имперской государственности и эпохах правления русских Государей можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ и на ВИДИОТЕКЕ