Москва, 7 февраля — Наша Держава (Михаил Назаров). Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Установление дня этого праздника таково. Определением Поместного Собора
от 5/18 апреля 1918 г. было решено: «Установить во всей России
ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (день убийства в
Киеве митрополита Владимiра)
или следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю
лютую годину исповедников и мучеников». Тогда имелась в виду панихида,
поскольку Новомученики еще не были прославлены.
от 5/18 апреля 1918 г. было решено: «Установить во всей России
ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (день убийства в
Киеве митрополита Владимiра)
или следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю
лютую годину исповедников и мучеников». Тогда имелась в виду панихида,
поскольку Новомученики еще не были прославлены.
При прославлении
всего сонма Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской
Православной Церковью за границей (в ноябре 1981 г.) было решено
исходить из этой даты и праздновать их память в воскресенье между 22 и
28 января, ближайшее ко дню убийства в Киеве митрополита Владимiра.
Небольшое отличие от дат в определении Поместного Собора 1918 г.
объясняется тем, что в некоторые годы приготовительные недели к посту
начинаются уже в январе, поэтому праздник устанавливается до их
возможного наступления. В 2007 г. память Новомучеников в РПЦЗ
празднуется в воскресенье 22.1/4.2; в 2008 г. – 28.1/10.2; в 2009 г.
26.1./8.2.
всего сонма Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской
Православной Церковью за границей (в ноябре 1981 г.) было решено
исходить из этой даты и праздновать их память в воскресенье между 22 и
28 января, ближайшее ко дню убийства в Киеве митрополита Владимiра.
Небольшое отличие от дат в определении Поместного Собора 1918 г.
объясняется тем, что в некоторые годы приготовительные недели к посту
начинаются уже в январе, поэтому праздник устанавливается до их
возможного наступления. В 2007 г. память Новомучеников в РПЦЗ
празднуется в воскресенье 22.1/4.2; в 2008 г. – 28.1/10.2; в 2009 г.
26.1./8.2.
В 2000 г. в результате многолетнего ширившегося давления народа снизу
многие Новомученики были прославлены и на Юбилейном Соборе РПЦ МП. В
отличие от РПЦЗ день памяти им был установлен на 25 января или следующий
за сим воскресный день – как было определено Поместным Собором 1918 г.
для панихид, без учета Постной триоди. Например, в 2007 г. это пришлось
на 29.1/11.2 – на неделю мясопустную. Установление в МП даты, отличной
от даты, обоснованно принятой ранее в РПЦЗ, как и написание отдельной
службы Новомученикам должны были также подчеркнуть непризнание их
прославления в 1981 г.
многие Новомученики были прославлены и на Юбилейном Соборе РПЦ МП. В
отличие от РПЦЗ день памяти им был установлен на 25 января или следующий
за сим воскресный день – как было определено Поместным Собором 1918 г.
для панихид, без учета Постной триоди. Например, в 2007 г. это пришлось
на 29.1/11.2 – на неделю мясопустную. Установление в МП даты, отличной
от даты, обоснованно принятой ранее в РПЦЗ, как и написание отдельной
службы Новомученикам должны были также подчеркнуть непризнание их
прославления в 1981 г.
В акте РПЦ МП первоначально было упомянуто лишь 860 имен (хотя
известно гораздо большее число Новомучеников; более 8 тысяч упоминалось
при прославлении в 1981 г.) с постепенным добавлением новых имен по
епархиям. С одной стороны, их подвигу дана в деяниях Юбилейного Собора
МП верная оценка устами св. Патриарха Тихона,
призвавшего верующих пострадать за дело Христово, ибо их подвиг не
останется безплодным: «сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха
Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная
Церковь». С другой стороны, в новой, отличной от РПЦЗ, службе
отсутствуют, например, такие существенные слова: «Не человецы спасают
Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает
человеки силою Христовою, яко же подвиг Ваш показа». В официальной
идеологии МП по-прежнему считается, что политика лояльности митрополита Сергия спасла Церковь.
известно гораздо большее число Новомучеников; более 8 тысяч упоминалось
при прославлении в 1981 г.) с постепенным добавлением новых имен по
епархиям. С одной стороны, их подвигу дана в деяниях Юбилейного Собора
МП верная оценка устами св. Патриарха Тихона,
призвавшего верующих пострадать за дело Христово, ибо их подвиг не
останется безплодным: «сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха
Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная
Церковь». С другой стороны, в новой, отличной от РПЦЗ, службе
отсутствуют, например, такие существенные слова: «Не человецы спасают
Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает
человеки силою Христовою, яко же подвиг Ваш показа». В официальной
идеологии МП по-прежнему считается, что политика лояльности митрополита Сергия спасла Церковь.
Кроме того, в весьма ограниченное число прославленных Мучеников в МП
на одинаковых основаниях включены как те, которые изначально отказались
признать богоборческую власть и были убиты ею за мужественное
противостояние ей, так и те, которые надеялись на компромиссное
сотрудничество с такой властью в русле политики митр. Сергия и были
убиты ею позже, в ходе выполнения «безбожной пятилетки»
1930-х годов. В то же время многие священномученики не удостоились
прославления от МП именно потому, что отделились от «законного
священноначалия» митр. Сергия. В числе таковых «непрославленных» –
убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной
Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. Тем самым в
таком прославлении, к сожалению, оказалась искажена духовная история
Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и
исповедников – соли Земли Русской.
на одинаковых основаниях включены как те, которые изначально отказались
признать богоборческую власть и были убиты ею за мужественное
противостояние ей, так и те, которые надеялись на компромиссное
сотрудничество с такой властью в русле политики митр. Сергия и были
убиты ею позже, в ходе выполнения «безбожной пятилетки»
1930-х годов. В то же время многие священномученики не удостоились
прославления от МП именно потому, что отделились от «законного
священноначалия» митр. Сергия. В числе таковых «непрославленных» –
убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной
Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. Тем самым в
таком прославлении, к сожалению, оказалась искажена духовная история
Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и
исповедников – соли Земли Русской.
Различный смысл вложен и в прославление Государя Николая II.
В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как
«Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной
Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей.
При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем,
принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой,
якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».
В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как
«Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной
Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей.
При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем,
принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой,
якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».
В деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. и в разъяснениях
руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как
страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в
основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко
перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан,
претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его
Помазанничества и жертвенной сути его подвига; патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства.
Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции
1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута
удерживающая православная государственность и открыта дорога для
построения Нового мiрового порядка антихриста.
руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как
страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в
основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко
перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан,
претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его
Помазанничества и жертвенной сути его подвига; патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства.
Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции
1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута
удерживающая православная государственность и открыта дорога для
построения Нового мiрового порядка антихриста.
В официальном тексте РПЦЗ к готовившемуся прославлению разъяснялось, для чего оно нужно нашему народу. В частности: «При
наличии небывалых гонений и страданий наших верующих братьев в
порабощенной России, где человеческая помощь безсильна, улучшить
положение может только небесная помощь через молитвы св. мучеников,
которыя можно и необходимо привлечь прославлением их. Такой путь
получения небеснаго заступничества в переживаемый нами период небывалых
потрясений, страданий и колебаний особенно уместен…» (Председатель
Комиссии по подготовке прославления Архиепископ Антоний. «К
прославлению Новых Мучеников Российских». Лос-Анжелос. 1974).
наличии небывалых гонений и страданий наших верующих братьев в
порабощенной России, где человеческая помощь безсильна, улучшить
положение может только небесная помощь через молитвы св. мучеников,
которыя можно и необходимо привлечь прославлением их. Такой путь
получения небеснаго заступничества в переживаемый нами период небывалых
потрясений, страданий и колебаний особенно уместен…» (Председатель
Комиссии по подготовке прославления Архиепископ Антоний. «К
прославлению Новых Мучеников Российских». Лос-Анжелос. 1974).
Значение этих слов сохраняет свою актуальность и в наши дни.
М.Н.
Из книги «Вождю Третьего Рима» (гл. III-4: «Преследования Церкви и духовная суть большевизма»):
Разумеется, большевики видели в Православии своего наиболее опасного
противника, считая Церковь духовным стержнем «старого мiра». Сразу после
захвата власти, в 2 часа ночи 26 октября 1917 года, Декретом о земле
большевики конфисковали все церковные земли. 23 января/5 февраля 1918
года вступает в силу Декрет об отделении Церкви от государства: Церковь
лишается прав юридического лица и всего имущества, созданного за
предыдущее тысячелетие нашими предками. И сразу же усиливается
жесточайшее преследование священнослужителей. Приведем лишь несколько
примеров первых лет большевицкой власти[106].
противника, считая Церковь духовным стержнем «старого мiра». Сразу после
захвата власти, в 2 часа ночи 26 октября 1917 года, Декретом о земле
большевики конфисковали все церковные земли. 23 января/5 февраля 1918
года вступает в силу Декрет об отделении Церкви от государства: Церковь
лишается прав юридического лица и всего имущества, созданного за
предыдущее тысячелетие нашими предками. И сразу же усиливается
жесточайшее преследование священнослужителей. Приведем лишь несколько
примеров первых лет большевицкой власти[106].
В первую же неделю после Октябрьского переворота был убит первый известный на сегодня священномученик новой эпохи – протоиерей Иоанн Кочуров (31.10./13.11.1917).
В 1918 году, через два дня после издания Декрета об отделении Церкви, в Киеве без суда и следствия убивают митрополита Владимiра
– старейшего иерарха Русской Православной Церкви… В феврале
расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке (Тамбовской
губернии). Расстреляна толпа верующих при реквизиции имущества
Белогорского подворья (Пермская епархия). 7 июня убили епископа
Андроника Пермского, который сам рыл себе могилу. 29 июня в реке утоплен
епископ Тобольский и Сибирский Гермоген
с камнем на шее, а вместе с ним и делегация верующих, просившая о его
освобождении. 24 декабря епископа Феофана Соликамского связали за
волосы, продели под узел жердь и голым окунали в прорубь, пока тело не
покрылось льдом… В декабре в Самаре епископа Исидора предали
мучительной смерти, посадив на кол.
– старейшего иерарха Русской Православной Церкви… В феврале
расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке (Тамбовской
губернии). Расстреляна толпа верующих при реквизиции имущества
Белогорского подворья (Пермская епархия). 7 июня убили епископа
Андроника Пермского, который сам рыл себе могилу. 29 июня в реке утоплен
епископ Тобольский и Сибирский Гермоген
с камнем на шее, а вместе с ним и делегация верующих, просившая о его
освобождении. 24 декабря епископа Феофана Соликамского связали за
волосы, продели под узел жердь и голым окунали в прорубь, пока тело не
покрылось льдом… В декабре в Самаре епископа Исидора предали
мучительной смерти, посадив на кол.
В 1919 году в Белгороде епископа Никодима забили железным прутом, тело бросили в выгребную яму и не разрешили хоронить. Архиепископа Воронежского Тихона
повесили на царских вратах. В Астрахани с глумлением убили архиепископа
Митрофана. В Юрьеве топорами зарублено 17 священников и епископов.
Перед убийством большевики глумились над ними: напялили женскую одежду,
пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. Убитых бросили на
свалку…
повесили на царских вратах. В Астрахани с глумлением убили архиепископа
Митрофана. В Юрьеве топорами зарублено 17 священников и епископов.
Перед убийством большевики глумились над ними: напялили женскую одежду,
пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. Убитых бросили на
свалку…
В Богодухове монахинь привели на кладбище к вырытой яме, отрезали им
груди и истекающих кровью бросили в яму; сверху бросили также живого
старика-монаха и засыпали землей, крича, что «справляется монашеская
свадьба».
груди и истекающих кровью бросили в яму; сверху бросили также живого
старика-монаха и засыпали землей, крича, что «справляется монашеская
свадьба».
В Херсонской губернии три священника были распяты. Духовник монастыря
святой Марии Магдалины был схвачен во время богослужения, его заставили
открыть рот и с криком: «Вот тебе святое причастие!» – выстрелили в
рот.
святой Марии Магдалины был схвачен во время богослужения, его заставили
открыть рот и с криком: «Вот тебе святое причастие!» – выстрелили в
рот.
Один из номеров «Пермских Епархиальных ведомостей» за 1919 год
приводит имена убитых к тому времени в этой епархии – 2 епископа, 36
монахов, 51 священника, 5 диаконов, 4 псаломщика. Против каждого имени
указан вид мученической кончины: утоплен, заколот штыками, забит
прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен саблями, а чаще
всего – расстрелян… Нередко примечание: «сам рыл себе могилу»…
приводит имена убитых к тому времени в этой епархии – 2 епископа, 36
монахов, 51 священника, 5 диаконов, 4 псаломщика. Против каждого имени
указан вид мученической кончины: утоплен, заколот штыками, забит
прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен саблями, а чаще
всего – расстрелян… Нередко примечание: «сам рыл себе могилу»…
С октября 1918 года началась кампания по вскрытию святых мощей с глумлением над ними (в том числе мощей святого князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского). Организуются процессии-маскарады, храмы превращают в склады, клубы и даже туалеты.
В рамках антирелигиозной кампании в Свияжске был установлен памятник
Иуде, выдавшему Христа на казнь. Присутствовавший при открытии памятника
датский писатель Галлинг Келлер сообщал: «Местный совдеп долго
обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне
разделяющим идеи коммунизма, Каин – слишком легендарной личностью,
поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической
личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу»[107].
Иуде, выдавшему Христа на казнь. Присутствовавший при открытии памятника
датский писатель Галлинг Келлер сообщал: «Местный совдеп долго
обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне
разделяющим идеи коммунизма, Каин – слишком легендарной личностью,
поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической
личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу»[107].
Разумеется, такая ненависть к Православию местных исполнителей подкреплялась директивами сверху. Так, 1 мая 1919 года Ленин пишет «Указание» Дзержинскому:
«В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как
можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит
арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать
безпощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию.
Помещения храмов опечатать и превращать в склады»[108].
можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит
арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать
безпощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию.
Помещения храмов опечатать и превращать в склады»[108].
Всего в 1917–1921 годах (еще до усиления репрессий в связи с изъятием
церковных ценностей в 1922 году) были убиты многие тысячи духовных
лиц…
церковных ценностей в 1922 году) были убиты многие тысячи духовных
лиц…
(О дальнейшем развитии этой религиозной войны и ее духовном значении см. далее в книге)
Полуправда есть ложь. К попам не очень хорошо относились и Пушкин, и Толстой, чего уж ожидать от послереволюционных полубандитских формирований? Этими зверствами руководили высокопоставленные большевики? И доказательство приведено: документ, который опубликовали через много лет враги большевиков… Можно ли ему верить во времена тотальной фальсификации всего и вся?
Обвинять поверженного врага тем более сомнительными методами, разжигать ненависть — совсем не по-христиански. Ну разве, что этим грешили те же католики во времена инквизиции, тоже ведь были христиане…
Может, лучше не ворошить прошлое, раз мы его точно не знаем и каждому заняться своим делом? Скажем, священникам учить людей смирению и нестяжательству своим примером, а не только по Писанию…
Обвинять поверженного врага тем более сомнительными методами, разжигать ненависть — совсем не по-христиански.
В том-то вся штука, что враг НЕ ПОВЕРЖЕН! Его средства монументальной пропаганды стоят плотной стеной, его СМИ трещат без умолку УРА ДА ЗДРАВСТВУЕТ ммучителям и ритуальным убийцам лучших сынов и дочерей народов Российской Империи, главным образом- РУССКОГО!