Москва, 22 мая — Наша Держава. Десятого мая нынешнего года участники ток-шоу В.Соловьева обсуждали речь
президента на Красной площади 9 мая, говорили о праздновании Дня
Победы, а начали программу с обсуждения премьеры фильма «Обитель»,
созданному по мотивам романа З. Прилепина. В своем вступительном
слове В. Соловьев сразу же заявил, что фильм этот очень важен для
страны. Наверное, это первый случай обсуждения телесериала в
программах Соловьева, причем, кроме К. Шахназарова в передаче принимали
участие люди далекие от киноискусства. Примечательно, что разговор о
фильме зашел еще до его показа по телевидению. Понятно, что
предлагалось обсудить вовсе не его художественные особенности. Так чем
же так важен для страны этот фильм, по мнению экспертов?
Фильм повествует о жизни
Соловецкого лагеря особого назначения в 1927г.. Соловьев подчеркнул, что
никто до Прилепина не освещал ТАК историю этого лагеря – автор романа
работал с архивными документами , а это, дескать, нечто иное, чем просто
свидетельства сидельцев «изнутри». Историю Соловецкого лагеря ( как и
ГУЛАГА в целом) нельзя упрощать, здесь все неоднозначно, надо учитывать
весь исторический контекст – вот главный посыл большинства выступавших.
В обывательском понимании любой и
каждый может прийти в архив, взять документы и узнать истинную правду
про то, что и как было. Историку это смешно слышать. Работе в архиве, с
архивными документами специально учат ( и не все научаются). Это
серьезный кропотливый труд, когда из груды пустой породы извлекаются
крупицы руды, проводится тщательный анализ, выстраивается логическая
цепь и делаются аргументированные выводы.
Потуги Прилепина в своем выступлении изобразить из себя историка по
меньшей мере наивны. Чего стоит только его «открытие», что вовсе не
большевики изобрели Соловецкий концлагерь, он там был всегда ( !) – то
монахи держали в ямах вероотступников, то цари наши ссылали неугодных,
даже союзники в годы Гражданской войны там лагерь устроили для
большевиков. И вот, «используя опыт царской России» (!), большевики
организовали Соловецкий лагерь особого назначения как фабрику по
созданию нового человека, чего советская власть искренне хотела. Такое
сопоставление, мягко говоря, некорректно, а по большому счету стирает
границу нравственных понятий.
Для самого Прилепина,
учившегося по советским учебникам, стало огромным открытием, что
оказывается, там была создана система самоуправления, почти половину
административных должностей занимали «бывшие», которые тоже участвовали
и в пытках, и в расстрелах. Отсюда делается вывод: преступления
творили и белые, и красные. При этом не упоминается, что Ленин, Сталин ,
Троцкий и их единомышленники всегда выступали за необходимость
классовой борьбы, политических репрессий и убийства в отношении своих
противников. Это было содержанием государственной политики. Но Прилепин
идет дальше. Прикрывшись цитатой Пастернака «мученики догмата – вы тоже
жертвы века», писатель по существу стирает границы добра и зла, теперь
у него все жертвы. А ведь тот факт, что вчерашние палачи сами
подвергались кровавым репрессиям, все равно не ставит их на одну доску с
их жертвами.
Не выдерживает критики
попытка Прилепина доказать, что, дескать, большевики искренне верили в
успех соловецкого опыта по созданию нового человека, они работали ради
этой идеи, но потерпели неудачу, так как торопились в связи с военной
угрозой и наделали( видимо, случайно) много ошибок. А ведь для
заключенных был театр, кинотеатр, биостанция, на островах выращивали
редкие сорта роз, разводили песцов, лис и шиншилловых кроликов, там
была метеостанция, железная дорога, изучалась местная флора и фауна. И
все это под лозунгами: «Мы новый путь земле укажем. Владыкой мира будет
труд!» и « Железной рукой загоним человечество к счастью!»
Парадоксально, но и сам роман
Прилепина, и фильм, созданный по его мотивам, опровергают все
измышления о «сложности» и «неоднозначности» практики создания
большевистских концлагерей. Не каждый человек сможет спокойно досмотреть
телесериал до конца – картины слома человеческой личности,
издевательств, вопиющего человеконенавистничества невыносимы. Академик
Д.С. Лихачев, отсидевший в Соловецком лагере почти пять лет за доклад о
дореволюционной орфографии, вспоминал: «Над нами измывались как только
могли». Никакие розы, кролики и кружки художественной самодеятельности
не могут скрыть абсолютно ясную линию советской власти на уничтожение
инакомыслящих и создание системы рабского труда, по выражению Ленина,
системы внеэкономического принуждения. Разрушив в 1917 году русскую
православную цивилизацию, борцы за мировую революцию ломали через колено
характер русского человека, разрушали его душу и волю, поскольку не
опирались на большинство, готовое им послушно подчиняться. Отсюда такое
невиданное насилие, массовые репрессии и террор в отношении большой
части своего народа, как высших сословий, которых большевики называли «
бывшие люди», так и низших. Русские, как православные люди, стали
подопытными образцами в «лаборатории» штаба мировой революции. За всю
историю никакая власть в России не относилась к людям так жестоко, как
это делала советская власть. Д.С.Лихачев писал, что уже в 1928 году в
стране все знали «что такое тюрьма, этап, лагерь, и знали, как
снарядить высылаемых, что дать им в дорогу». А ведь большой террор еще
был впереди! Когда о некоторых из этих фактов напомнил директор
Института российской истории РАН Ю.А. Петров, было видно, что это очень
не понравилось Прилепину.
Однако « историк и немного
политолог» Д .Евстафьев не только поддержал автора «Обители», но и, так
сказать, расширил и углУбил. Он громко заявил, что в Соловецком лагере
сидели «люди со смутой в душе» и все, что с ними происходило, было «
попыткой упорядочить эту смуту». Именно там и был, по его мнению, создан
новый человек – беспризорников и сирот собрали в школу юнг, они потом
внесли свой вклад в Победу 1945г.
Интересно, пожелал бы он такой судьбы своим детям или внукам –
сначала расстрелять родных и близких, а потом выучить деток
какому-нибудь полезному ремеслу. Свое выступление сей немного
политолог закончил совершенно феерическим заявлением, о том что
«патриоты Россеюшки, имперской, тысячелетней» – это пятая колонна и
«нельзя их брать в наше светлое будущее». Они, дескать, хотят
вырвать советский период из нашей истории и посадить вместо него Власова
и Гитлера. Не там немного политолог ищет поклонников Власова и
Гитлера, совсем не там. Это к Д. Быкову, Г.Митрофанову, Г. Попову и иже с
ними.
Те, кто не считает себя родом из
Октября, а ощущает свою принадлежность к тысячелетней России, вслед за
А.С .Пушкиным готовы повторить, что не желают «иметь другой истории,
чем история наших предков, как ее послал нам Бог». Это большевикам было
свойственно вымарывать из нашей истории целые страницы, имена и факты
ради того, чтобы доказать как плохо было до 1917г. и как прекрасно стало
после. Дело в другом. До сих пор мы не ответили на очень
важный вопрос – была ли революция 1917г. вызвана неизбежным сломом
не способного к дальнейшему развитию русского православного мира и
открыла новый путь для человечества, или же она была духовной
болезнью, которая увела наш народ со своего цивилизационного пути
развития. Попытки нарядить историю Соловецкого лагеря в
светлые одежды революционной романтики ясно говорят о том, что левые
пропагандисты и православные сталинисты ради своих духовно-социальных
химер готовы продолжить опыт своих идейных предшественников и
поместить инакомыслящих в новые концлагеря для преодоления «душевной
смуты» и перековки, попытаться еще раз «железной рукой загнать
человечество к счастью». Именно поэтому фильм « Обитель»
действительно очень важен для страны. Он убедительно доказывает, что
никакого сложного чувства не может быть к классовым войнам,
концлагерям, расстрелам, террору, издевательствам, гонениям и святотатству. Однозначно – это не должно повториться!