Москва, 7 января — Наша Держава. Святки, или святые дни, это дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.
Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго
нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием,
скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями,
свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью.
Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая
свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни
проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по
поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).
Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества
Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы
славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла
на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой
бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их
сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики
останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев
разрешения спеть колядки.
Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно:
радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить
богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми.
Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и
гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие
благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного
содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее
намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и
устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и
бедным.
Веселию дней святок повод дает сама природа заметным увеличением
продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная
пословица: «На коляду дня прибыло на куриную ступню» (на полчаса).
С первой четверти XIX века городское население России стало также
устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские
Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся
поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В
дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне –
начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без
какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть
рождественской, всё еще привязана, как пленница у чужеземных оккупантов,
к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.
Как у нас появилась елка
Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки
начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка
появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской
моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:
«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых
духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение
от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя
по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И
чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять
тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й
день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним
веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи
начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и
думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина
знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого
есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько
ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно,
генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из
хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или
шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по
одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою
или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким
украшениям по их усмотрению быть же».
Первую «огненную потеху» устроил сам Петр,
пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее
развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1
января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо,
для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе
слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу
привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши
кабаков, что отразилось и в русском языке: «поднять елку» означало
напиться, «идти под елку» – идти в кабак.
Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно,
рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века.
По желанию супруги Императора Николая I
Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года
после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю
поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало
этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при
дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее
конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в
домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун
Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы,
рестораны, городские площади.
Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и
европейский «Санта Клаус». Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским,
праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII
века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы
стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских
подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее
почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье.
Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в
сказочном виде как «Дед Мороз» – в связи с такими персонажами старинных
русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в
России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св.
Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на
святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.
Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать
Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с
рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили
дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах
праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом
без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по
церковному календарю годичного цикла богослужений.
После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в
советской России были запрещены как «религиозный пережиток». Их
передвинули на Новый год – таковы были уже первые домашние советские
детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь,
приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно
предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того:
1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как «религиозный пережиток» даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.
Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к
Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в
1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых
требовалась особая «сознательность».
В середине 1930-х гг., когда Сталин
в соперничестве с интернациональной «ленинской гвардией» в борьбе за
власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский
народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый
год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник –
некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным
постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с
установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях.
Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой,
а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1
января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского
«Деда Мороза» (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка
«Снегурочка». С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к
новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в
ельцинско-путинской РФ.
Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья –
это всё та же, переработанная большевиками западная с
псевдо-«рождественскими» русскими отголосками: с неизменной пятиконечной
звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо,
обещаниями «светлого будущего» в телеобращениях партруководства и
развлекательными «голубыми огоньками», превращенными ныне в пошлейшую
вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими
поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных
животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над
христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе
вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на
«новогодних елках» в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник,
противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни
Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном
значении Рождественской елки.
Символическое значение Рождественской елки
История
говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года ведет
свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников,
украшенное плодами и светильниками дерево в это время года,
соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на
лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что
под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после
мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды,
питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна
приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.
Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство
елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год
принято желать «нового счастья», «исполнения всех желаний», «успехов в
работе», материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое
дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение
для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и
проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее
и разгульнее.
Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само
мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный
привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого
солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: «Тебе кланятися
Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!».
Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося
Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и
венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у
нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.
Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и
безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие
от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником
устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в
надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на
Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия,
Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем
возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии
Небесном.
Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа.
За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где
находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и
смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая
прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным
мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так
продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.
Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском
песнопении: «Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе
[возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая
преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл,
удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи
причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради» (Стихира на
«Господи воззвах»). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая
елка.
А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды.
Подарки же, раздаваемые у елки, напоминают, с одной стороны, о дарах
волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, – «обилия
благодати и дара праведности», которых нас удостаивает Спаситель, чтобы
мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).