Москва, 17 сентября — Наша Держава. Сам Господь установил священный обряд миропомазания царей на Царство.
Через Него дается им дар особой мудрости и силы Божией по слову
Священного Писания: Вознес избранного из народа Моего… святым елеем Моим
помазал его… и истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88: 20, 21, 25).
Священное помазание делало царей могущественным оплотом для борьбы со
злом…, пишет автор с портала ruskmir.ru
Через Него дается им дар особой мудрости и силы Божией по слову
Священного Писания: Вознес избранного из народа Моего… святым елеем Моим
помазал его… и истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88: 20, 21, 25).
Священное помазание делало царей могущественным оплотом для борьбы со
злом…, пишет автор с портала ruskmir.ru
О свободе
«Истинная свобода есть деятельная способность человека, не
порабощенного грехом, избирать лучшее при свете истины Божией и
приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией», –
определяет святитель Филарет Московский.
порабощенного грехом, избирать лучшее при свете истины Божией и
приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией», –
определяет святитель Филарет Московский.
«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и
невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта, и мечта не просто
несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная… Они не умеют создавать
ничего твердого. Внезапно по их чертежам строятся новые правительства и
так же внезапно рушатся, – пишет святитель Филарет. – Они вводят слепую
и жестокую власть народной толпы и безконечные распри искателей власти;
они прельщают людей, уверяя, что ведут их к свободе, а на самом деле
ведут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом низвергнуть их в
угнетение…
невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта, и мечта не просто
несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная… Они не умеют создавать
ничего твердого. Внезапно по их чертежам строятся новые правительства и
так же внезапно рушатся, – пишет святитель Филарет. – Они вводят слепую
и жестокую власть народной толпы и безконечные распри искателей власти;
они прельщают людей, уверяя, что ведут их к свободе, а на самом деле
ведут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом низвергнуть их в
угнетение…
Поймите, мечтатели безграничной свободы, гибельное безумие ваших
мечтаний, поймите, наконец, хотя после жестоких опытов, когда
сокрушавшая свои пределы свобода, не раз обагряла лицо земли невинной
кровью и, проливая потоки крови человеческой, утепляла в них и сама
себя».
мечтаний, поймите, наконец, хотя после жестоких опытов, когда
сокрушавшая свои пределы свобода, не раз обагряла лицо земли невинной
кровью и, проливая потоки крови человеческой, утепляла в них и сама
себя».
«Что сказать о свободе людей, которые хотя не в рабстве ни у кого,
но, обладаемы страстью, покорены чувственностью, одержимы злой
привычкой… Люди, более попустившие себя в это внутреннее рабство – в
рабство грехам, страстями, порокам, – чаще других являются ревнителями
внешней свободы…»
«Но расширение внешней свободы, – продолжает святитель Филарет, – не
удержит их от прежнего; они предадутся удовлетворению страстей и внешней
свободой воспользуются только для того, чтобы глубже погрузиться во
внутреннее рабство…
но, обладаемы страстью, покорены чувственностью, одержимы злой
привычкой… Люди, более попустившие себя в это внутреннее рабство – в
рабство грехам, страстями, порокам, – чаще других являются ревнителями
внешней свободы…»
«Но расширение внешней свободы, – продолжает святитель Филарет, – не
удержит их от прежнего; они предадутся удовлетворению страстей и внешней
свободой воспользуются только для того, чтобы глубже погрузиться во
внутреннее рабство…
Возлюби свободу христианскую – свободу от греха, от страсти, от
порока, свободу охотно повиноваться закону и делать добро Господа ради,
по вере и любви к Нему».
порока, свободу охотно повиноваться закону и делать добро Господа ради,
по вере и любви к Нему».
О мире
Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся, – говорит Священное Писание.
«Мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, – говорит
святой Тихон, патриарх Московский, – такой мир не даст народу желанного
отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и
горе, а Отечеству – неисчислимые потери… Этот мир не приведет к
братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и
примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем
зародыши новых войн и зол для всего человечества».
святой Тихон, патриарх Московский, – такой мир не даст народу желанного
отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и
горе, а Отечеству – неисчислимые потери… Этот мир не приведет к
братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и
примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем
зародыши новых войн и зол для всего человечества».
«Все народы стоят в страшном вооружении друг против друга и при
первом поводе к войне готовы броситься в битву; оружия совершенствуются и
делаются страшно истребительными, народы и племена враждуют друг против
друга из-за преобладания, из-за несогласий в вере, из-за различных
страстей. Где же мир? – спрашивает святой Иоанн Кронштадтский. –
Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. И если могущественные
царства, готовые к войне, не объявляют брани и не вступают в
кровопролитную битву, то поступают так благодаря Христу Богу, Царю
царствующих, держащему их в узде, благодаря Святой Церкви Его,
непрестанно молящейся о мире всего мира, ибо Ее ходатайство всесильно».
первом поводе к войне готовы броситься в битву; оружия совершенствуются и
делаются страшно истребительными, народы и племена враждуют друг против
друга из-за преобладания, из-за несогласий в вере, из-за различных
страстей. Где же мир? – спрашивает святой Иоанн Кронштадтский. –
Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. И если могущественные
царства, готовые к войне, не объявляют брани и не вступают в
кровопролитную битву, то поступают так благодаря Христу Богу, Царю
царствующих, держащему их в узде, благодаря Святой Церкви Его,
непрестанно молящейся о мире всего мира, ибо Ее ходатайство всесильно».
«Потрудимся преимущественно приобрести и сохранить стяжания духовные –
они созиждут и утвердят наш мир внутренний, внешний возвысят и
упрочат», – пишет святитель Филарет Московский.
они созиждут и утвердят наш мир внутренний, внешний возвысят и
упрочат», – пишет святитель Филарет Московский.
О самодержавии
«Необходима сильная власть монарха, Самим Богом поставленного,
могущего сдерживать и укрощать порывы страстей человеческих и водворять в
государстве повиновение, согласие, мир и порядок. Такова власть есть
именно власть Царская, установленная Самим Богом, – утверждает святой
Иоанн Кронштадтский. – Это не сила толпы, не богатство и влияние
«лучших» людей – это власть, указанная свыше».
могущего сдерживать и укрощать порывы страстей человеческих и водворять в
государстве повиновение, согласие, мир и порядок. Такова власть есть
именно власть Царская, установленная Самим Богом, – утверждает святой
Иоанн Кронштадтский. – Это не сила толпы, не богатство и влияние
«лучших» людей – это власть, указанная свыше».
Сам Господь установил священный обряд миропомазания царей на Царство.
Через Него дается им дар особой мудрости и силы Божией по слову
Священного Писания: Вознес избранного из народа Моего… святым елеем Моим
помазал его… и истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88: 20, 21, 25).
Священное помазание делало царей могущественным оплотом для борьбы со
злом. Вот почему святой Иоанн Златоуст учит, что Царская власть
самодержавная и христианская есть именно то начало, которое удерживает
пришествие в мир антихриста.
Через Него дается им дар особой мудрости и силы Божией по слову
Священного Писания: Вознес избранного из народа Моего… святым елеем Моим
помазал его… и истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88: 20, 21, 25).
Священное помазание делало царей могущественным оплотом для борьбы со
злом. Вот почему святой Иоанн Златоуст учит, что Царская власть
самодержавная и христианская есть именно то начало, которое удерживает
пришествие в мир антихриста.
«Святая Церковь молит, чтобы Господь просветил и умудрил разум и
сердце государя и даровал ему проницательность ума для точного познания
своих высоких обязанностей к Богу и к людям, – для уразумения людей, для
выбора и приближения к себе мудрых и верных советников и правителей, –
так как управлять величайшим государством в мире можно только с помощью
многих мудрых, верных, проницательных и ревностных к общему благу
советников по слову Писания: Град населится премудростию сильных, –
пишет святой Иоанн Кронштадтский. – От Господа подается власть, сила и
мужество царю управлять своими подданными… Да приближатся к престолу
достойные помощники, имеющие правую совесть и страх Божий, и да бежат от
престола все, в коих совесть сожжена, в коих нет совета правого,
мудрого и благонамеренного».
сердце государя и даровал ему проницательность ума для точного познания
своих высоких обязанностей к Богу и к людям, – для уразумения людей, для
выбора и приближения к себе мудрых и верных советников и правителей, –
так как управлять величайшим государством в мире можно только с помощью
многих мудрых, верных, проницательных и ревностных к общему благу
советников по слову Писания: Град населится премудростию сильных, –
пишет святой Иоанн Кронштадтский. – От Господа подается власть, сила и
мужество царю управлять своими подданными… Да приближатся к престолу
достойные помощники, имеющие правую совесть и страх Божий, и да бежат от
престола все, в коих совесть сожжена, в коих нет совета правого,
мудрого и благонамеренного».
«Они хотят царей, неосвещенных Царем царствующих, правителей,
порабощенных своими подданными; напротив того, приписывают Царскую
самодержавную власть народу; народ у них царствует мятежами, крамолами,
разбоями, грабежами. Но за то и Господь уже метет их яростью своею…
порабощенных своими подданными; напротив того, приписывают Царскую
самодержавную власть народу; народ у них царствует мятежами, крамолами,
разбоями, грабежами. Но за то и Господь уже метет их яростью своею…
Бога бойтесь и царя чтите.
Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом царя.
Народ, чтущий царя, – благоугождает чрез сие Богу: потому что царь есть устроение Божие», – пишет святитель Филарет Московский.