Москва, 26 марта — Наша Держава. Святитель Игнатий Брянчанинов составил список из восьми главных
страстей, то есть, зависимостей, приводящих человека к греху. В этом
списке, наряду с чревоугодием, прелюбодеянием, гневом, печалью, унынием,
тщеславием и гордостью есть и сребролюбие. Эта греховная страсть идет в
списке третьим номером. Узнав об этом, а также познакомившись с
поучениями других известных учителей христианства, неофит, делающий
первые шаги в церкви, может подумать, что бедность – это идеал
православной жизни. Так ли это?
Что такое сребролюбие?
Согласно
учению Игнатия Брянчанинова, сребролюбие – это любовь к материальным
благам, к деньгам. Выражается она и в непрестанных размышлениях о том,
как бы обогатиться, и в равнодушии к просьбам нищих, в воровстве, в
разбое, в суетном пристрастии к красивым вещам, подаркам, к накоплению
денег. А еще – в том, что христиане называют «неупованием на промысел
Божий», то есть, в страхе бедности, в страхе оказаться на старости лет с
пустым кошельком, и в проистекающем из-за этого стремлении «копить на
черный день». То есть, сребролюбие имеет много ликов. Это и бандит с
обрезом, и папаша, из-за жадности отказывающий детям в мелочи на
мороженое, и пушкинский Скупой рыцарь, и гоголевский Плюшкин.
В
Евангелии есть место когда Христос говорит ученикам, что надо брать
пример с птиц небесных и с лилий полевых. Одни не жнут, не сеют, но
питаются каждый день, другие не ткут и не прядут, но одеты прекраснее,
чем дочери царя Соломона. Иными словами, Христос предлагает, оставив
попечение о земных благах, думать о спасении души, и тогда Бог подаст
все необходимое для жизни.
Как православный человек должен относиться к деньгам?
Получается,
деньги – абсолютное зло, которого христианин должен избегать? Это не
так. Христианин, живущий в миру, должен содержать себя, свою семью,
заботиться об образовании детей, и многом другом. Поэтому в стремлении
зарабатывать на жизнь нет ничего греховного. Деньги – не зло и не добро,
это инструмент, который можно применить и тем, и другим способом. Ножом
можно сделать хирургическую операцию и спасти человеку жизнь, но можно и
лишить жизни. Не в ноже дело, а в том, с какой целью его берут в руки.
Так же точно следует относиться и к деньгам – как к средству, а не как к
цели своей жизни.
Сребролюбцу деньги, богатство нужны сами по
себе, а не ради чего-то иного, более высокого. Внешне такой человек
может выглядеть даже бедным, смиренным, но при этом испытывать страсть к
накопительству. В житии юродивого Андрея Цареградского есть такой
эпизод: Андрей обличил некоего монаха, который славился своим
подвижничеством. К этому монаху все шли за поучением, поскольку он жил,
как великий аскет, во всем себе отказывая. Но нищета этого человека
объяснялась его алчностью. Он с радостью принимал богатые приношения от
людей, приходивших к нему, и таил все в своей келье. И только юродивый
Андрей смог увидеть истинную сущность этого сребролюбца.
Грешно ли быть богатым?
В
трудах современных православных публицистов, таких, как иеромонах
Макарий Маркиш или протоиерей Сергий Ксенофонтов и другие, можно
встретить мысль, впервые прозвучавшую еще во времена раннего
христианства: греховно не само по себе материальное богатство, а
зависимость от него.
История знает немало богатых людей, живших
самой благочестивой жизнью, употреблявших свое богатство на добрые дела,
жертвовавших на церковь, строивших храмы и лечебницы, помогавших людям.
Многие святые были людьми, жившими в богатстве. Среди них Петр Мытарь,
Филарет Милостивый, преподобный Серафим Вырицкий, и другие. Даже самый
известный христианский святой – Николай Чудотворец (или Угодник) тоже
был состоятельным человеком. Таких примеров не счесть. Этих людей,
живших в разные времена и в разных странах, объединяет непривязанность к
богатству, способность отказаться от материальных благ ради благ
духовных.
В то же время, сребролюбцев можно встретить и среди бедняков.
Так
что, само по себе владение богатством церковь греховным не считает.
Честно зарабатывать деньги – это не грех. Стремиться стать успешным,
состоятельным человеком – тоже не грех. Грех — впасть в зависимость от
денег и стремиться заполучить их любыми способами – обманом, хищением,
мошенничеством и так далее.
Апостол Павел писал об этом в первом послании коринфянам: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».