Москва, 21 ноября — Наша Держава. Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных –
праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного
впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни:
Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной
(противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами,
св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно
воскликнул:
праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного
впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни:
Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной
(противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами,
св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно
воскликнул:
«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что
противно Богу!
противно Богу!
Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с
нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света!
Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты
низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра
Денница и сокрушилась на земле» (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).
нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света!
Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты
низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра
Денница и сокрушилась на земле» (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).
В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу,
сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и
был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным
военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и
воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог».
И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он
обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни
диавольские.
сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и
был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным
военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и
воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог».
И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он
обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни
диавольские.
По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие
ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил
посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти
все важнейшие события библейской истории происходят при участии
Архангела Михаила.
ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил
посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти
все важнейшие события библейской истории происходят при участии
Архангела Михаила.
Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом,
поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24),
он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх.
14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он
встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя
Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила
читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один
день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я
остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И
восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа
твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова:
«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона,
и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий
дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю
вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).
поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24),
он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх.
14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он
встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя
Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила
читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один
день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я
остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И
восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа
твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова:
«И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона,
и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий
дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю
вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).
Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил
считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала
древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось
воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому
«отцу» – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем
Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее
христианского народа.
считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала
древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось
воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому
«отцу» – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем
Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее
христианского народа.
«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси.
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда
осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством
Архистратига» («Минея»). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239
г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил
входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей
образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей
возбранил мне идти на Великий Новгород».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда
осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством
Архистратига» («Минея»). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239
г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил
входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей
образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей
возбранил мне идти на Великий Новгород».
Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в
молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом
решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество
храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был
создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья
испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство,
при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св.
Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях,
гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу
Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (см. ниже), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом
решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество
храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был
создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья
испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство,
при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св.
Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях,
гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу
Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (см. ниже), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник,
либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии
первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил
оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим.
Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за
правое дело. Удерживающая православная Империя Третьего Рима
более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства
Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.
либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии
первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил
оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим.
Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за
правое дело. Удерживающая православная Империя Третьего Рима
более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства
Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.
Своим покровителем избрали св. Архистратига Михаила и русские
черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния
революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки
предводителя ангельского воинства. В этот день был создан Союз Русского Народа в 1905 г. (и воссоздан в 2005-м). В 1921 г. этот день открылся I Всезарубежный Собор, на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.
черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния
революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки
предводителя ангельского воинства. В этот день был создан Союз Русского Народа в 1905 г. (и воссоздан в 2005-м). В 1921 г. этот день открылся I Всезарубежный Собор, на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.
Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является
символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір
во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это
наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло
будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в
преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения –
сопротивление злу.
символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір
во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это
наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло
будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в
преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения –
сопротивление злу.
Поэтому и наш сайт издательства «Русская Идея» – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:
Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему,
венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси
противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.
венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси
противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.
М.Н.
О НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ
Апостол Павел
был восхищен до третьего неба и там видел различие чинов святых
Ангелов. Он объяснил это своему ученику – св. Дионисию Ареопагиту («Знаю
человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли –
не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает – восхищен был до третьего
неба». – 2 Кор. 12:2), который написал работу «О небесной иерархии».
был восхищен до третьего неба и там видел различие чинов святых
Ангелов. Он объяснил это своему ученику – св. Дионисию Ареопагиту («Знаю
человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли –
не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает – восхищен был до третьего
неба». – 2 Кор. 12:2), который написал работу «О небесной иерархии».
Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, — в каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую.
Первую — высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоять боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: «Вокруг
Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал
каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: «Видел
я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями;
одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая
волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9); «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий»
(Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой
же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского
языка значить: пламенеющий.
Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал
каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: «Видел
я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями;
одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая
волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9); «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий»
(Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой
же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского
языка значить: пламенеющий.
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоять в несказанной светлости многоочитые херувимы,
более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением
таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других
просвещающие. Имя их — «херувим» — в переводе с еврейского языка значит:
многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов
другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для
боговидения и богопознания.
более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением
таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других
просвещающие. Имя их — «херувим» — в переводе с еврейского языка значит:
многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов
другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для
боговидения и богопознания.
Затем пред Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы,
ибо на них, как на разумных престолах (как пишет св. Максим исповедник)
разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но
по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как
пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как
она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются
богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, –
как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них
непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному
Давидом: «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный»
(Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие
Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу
правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам
производить праведный суд.
ибо на них, как на разумных престолах (как пишет св. Максим исповедник)
разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но
по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как
пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как
она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются
богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, –
как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них
непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному
Давидом: «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный»
(Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие
Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу
правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам
производить праведный суд.
В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.
Господства – называются так потому, что они господствуют над
прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными.
Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они
добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они
силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога
на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями.
Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и
страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть
выше всякого искушения.
прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными.
Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они
добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они
силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога
на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями.
Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и
страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть
выше всякого искушения.
Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно
волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они
творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение
угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить
чудеса – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы
помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на
них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя – «силы» – и носят
немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы
он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все
напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе
нашей.
волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они
творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение
угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить
чудеса – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы
помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на
них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя – «силы» – и носят
немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы
он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все
напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе
нашей.
Власти называются так потому, что имеют власть над диаволом,
чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей
искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени,
в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных
подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного
царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые
помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей
искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени,
в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных
подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного
царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые
помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Начала называются так потому, что имеют начальствование над
низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им
поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств,
земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и
народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя
хранителя и управителя всей своей страны. (Учение о том, что каждый
народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах
пророка Даниила (10:13), где говорится об Ангелах царства Персидского и
Иудейского.) Затем служение этого ангельского чина (по объяснению
святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей
воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец,
Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные
должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего
прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести
Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы
ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.
низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им
поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств,
земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и
народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя
хранителя и управителя всей своей страны. (Учение о том, что каждый
народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах
пророка Даниила (10:13), где говорится об Ангелах царства Персидского и
Иудейского.) Затем служение этого ангельского чина (по объяснению
святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей
воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец,
Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные
должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего
прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести
Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы
ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о
великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий
Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и
разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают
низшим чинам – Ангелам, – а чрез них – людям. Святой же Григорий
Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая
ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства
благочестивой веры.
великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий
Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и
разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают
низшим чинам – Ангелам, – а чрез них – людям. Святой же Григорий
Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая
ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства
благочестивой веры.
Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к
людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей
добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения
каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения,
падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили,
ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.
людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей
добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения
каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения,
падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили,
ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.
Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы.
Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют
разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако
все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не
существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи,
посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
(Евр. 1:14).
Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют
разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако
все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не
существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи,
посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
(Евр. 1:14).
Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное
свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере
открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших
просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как
это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один
Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему
опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот
Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и
сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: [т.е. пророку Захарии] Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И
Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и
прославлюсь посреди него» (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, св. Григорий говорит: «Когда
один Ангел говорит другому: «иди, скажи», – нет сомнения, что одни
Ангелы посылают других, низшие посылаются, высшие посылают».
свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере
открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших
просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как
это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один
Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему
опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот
Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и
сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: [т.е. пророку Захарии] Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И
Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и
прославлюсь посреди него» (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, св. Григорий говорит: «Когда
один Ангел говорит другому: «иди, скажи», – нет сомнения, что одни
Ангелы посылают других, низшие посылаются, высшие посылают».
Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел
повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8:16).
Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и
намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к
людям.
повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8:16).
Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и
намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к
людям.
Мы ежедневно молимся своему ангелу об укреплении наших сил, о защите и
помощи. 8/21 ноября Церковь установила праздновать Собор всех
ангельских чинов.
помощи. 8/21 ноября Церковь установила праздновать Собор всех
ангельских чинов.
Михаил Назаров https://rusidea.org/25112101