Москва, 3 апреля – Наша Держава. В эти слякотно-промозглые весенние дни мы вспоминаем упокоение первого Русского Царя Иоанна Васильевича IV. Он правил нашей Державой больше пятидесяти лет. Его венчание на Царство в 1547 году было возрождением власти Помазанника Божия для всего Православного мира. Восточные патриархи именно так восприняли венчание на царство Иоанна Грозного. Далее, историк Михаил Смолин пишет:
Его новый титул позволил ему возродить на Востоке власть равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации.
Хорошо известен гордый ответ Царя Иоанна польскому королю Стефану Баторию, сказанный для него в сложной обстановке: «Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».
Надо сказать, что власть большинства своих европейских соседей Иоанн Грозный считал руководимой не божественными повелениями, а теми человеческими соображениями, которые побуждают крестьян выбирать старосту в волости.
Окончательные победы над многовековыми русскими врагами Казанским ханством и Ливонским орденом сохраняют за ним неувядающую славу в русской истории.
Историк С.М. Соловьев разумно замечает по поводу Грозного: «Иоанн IV был первым Царем не потому только, что первый принял царский титул, но потому что первый сознал вполне все значение царской власти, первый составил сам… ее теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически».
Как формулирует Иоанн IV идею царской власти?
Здесь особое значение имеет переписка Царя с идеологом русской аристократии князем Андреем Курбским. Князь Курбский напирает на личные доблести как на главнейшее о чём должно заботиться государство.
Царь Иоанн относится к этому как к проявлению политической незрелости князя. Он объясняет ему, что Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в надлежащем правильном порядке. Тогда по Иоанну и доблести военные будут проявляться на войне как следует.
В понятиях Ивана Грозного: если Царь поступает жестоко или несправедливо — это его личных грех. Но это не даёт оправдания тем людям, которые отказывают ему в повиновении. Неповиновение Царю в глазах Ивана Грозного, это неповиновение Божественному закону.
Противоположные интересы отдельных социальных групп, разных национальностей уничтожили бы всякий общий интерес России, если в русском обществе не было бы особого института царской власти. Власть царская как палладиум России хранил «душу нации» и был объединяющим нацию знаменем.
Вся суть царской власти по Ивану Грозному в том, что она не является избранной народом, а является по отношению к самому народу высшим, находящимся над народом, институтом. Где Богом Цари царствуют, а не стремятся угождать народным слабостям, заигрывая с общественным мнением.
Мы живем в странное время, когда люди стали жить политическими абсурдами, вроде сравнения Сталина и Иоанна Грозного. Появилась даже такая абсолютно вывихнутая идея — православного Сталина.
Грешный христианин и изощренный бес — не одно и тоже.
Как можно сравнить пусть и далеко не идеального христианина Царя Иоанна и духовного урода Сталина?
Будем молиться за душу грешного Иоанна и помнить об анафеме Поместного собора 1918 года, распространяющуюся на всех лиц православного вероисповедания (а Сталин был крещеным в Православии), участвовавших в гонениях на Православие и убийствах невинных людей.
Другие материалы о деяниях Грозного Царя можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ и на ВИДИОТЕКЕ