Москва, 12 августа — Наша Держава. Одним из доводов против восстановления монархии является старательно
распространяемое оппонентами Монархии ошибочное мнение о том, что ее
содержание Монархического института обойдется государственному бюджету
дороже, чем содержание президента и его аппарата. Анализ этого вопроса
показывает, что в действительности расходы не вырастут.
распространяемое оппонентами Монархии ошибочное мнение о том, что ее
содержание Монархического института обойдется государственному бюджету
дороже, чем содержание президента и его аппарата. Анализ этого вопроса
показывает, что в действительности расходы не вырастут.
В зависимости от
модели монархии, которую выберет Россия, расходы не изменятся, либо
сократятся. Сначала мы сделаем обзор расходов на монархию в современных
странах. Затем сопоставим данные с расходами на главу государства в
республиканской России. В итоге мы сможем оценить расходы на монархию в
будущей имперской России.
модели монархии, которую выберет Россия, расходы не изменятся, либо
сократятся. Сначала мы сделаем обзор расходов на монархию в современных
странах. Затем сопоставим данные с расходами на главу государства в
республиканской России. В итоге мы сможем оценить расходы на монархию в
будущей имперской России.
Часть 1. Расходы на монархию в европейских странах
«Мы не семья – мы фирма».
Британский король Георг VI
Источники содержания монархий
Содержание монархического института происходит из двух источников:
государственного бюджета и управления королевской собственностью.
государственного бюджета и управления королевской собственностью.
Часть государственного бюджета, которая предоставляется в личное
распоряжение монарха для нужд его самого и его дома, именуется цивильным
листом или королевской субсидией (souverein grant в Великобритании с
2012 г.). В состав цивильного листа входят личные расходы монарха,
расходы на содержание двора, на поощрение наук и искусств, на
благотворительность. Другие расходы могут быть, в зависимости от
традиций страны, включены в цивильный лист либо производиться из особых
ассигнований: расходы на августейших лиц (содержание двора супруги
монарха, наследника, отрекшегося монарха, вдовствующей монархини),
расходы на охрану и экстраординарные расходы (государственные визиты,
путешествия, помощь от имени монарха при стихийных бедствиях и
катастрофах).
распоряжение монарха для нужд его самого и его дома, именуется цивильным
листом или королевской субсидией (souverein grant в Великобритании с
2012 г.). В состав цивильного листа входят личные расходы монарха,
расходы на содержание двора, на поощрение наук и искусств, на
благотворительность. Другие расходы могут быть, в зависимости от
традиций страны, включены в цивильный лист либо производиться из особых
ассигнований: расходы на августейших лиц (содержание двора супруги
монарха, наследника, отрекшегося монарха, вдовствующей монархини),
расходы на охрану и экстраординарные расходы (государственные визиты,
путешествия, помощь от имени монарха при стихийных бедствиях и
катастрофах).
Доходы от управления королевской собственностью (crown estate)
изменчивы по размеру и разнообразны по содержанию: доходы от управления
недвижимостью (жилье, земли), продажа сельскохозяйственной и
промышленной, в т.ч. сувенирной продукции. Данные доходы могут быть
сопоставимыми с цивильным листом либо значительно его превышать.
изменчивы по размеру и разнообразны по содержанию: доходы от управления
недвижимостью (жилье, земли), продажа сельскохозяйственной и
промышленной, в т.ч. сувенирной продукции. Данные доходы могут быть
сопоставимыми с цивильным листом либо значительно его превышать.
Расходы на европейские монархии в настоящее время
Среди европейских монархий Британская является самой финансово
обеспеченной. В Великобритании суверенный грант составлял в 2015 г 42,8
млн., а доход от собственности короны 285,1 млн. фунтов. Дополнительные
доходы: принца Уэльского Чарльза – 21,5 млн., ассигнования на содержание
герцога Эдинбургского Филиппа 359 тыс. фунтов. Всего, по данным
медиагруппы Republic, с учетом различных скрытых трат получается 334
млн. фунтов (возьмем для расчетов эти неофициальные данные). Иное
соотношение в Швеции, где размер цивильного листа составляет 65 млн.,
тогда как на содержание дворцов ассигнуется около 60 млн. крон. Плюс
доход от посещения публикой дворцов.
обеспеченной. В Великобритании суверенный грант составлял в 2015 г 42,8
млн., а доход от собственности короны 285,1 млн. фунтов. Дополнительные
доходы: принца Уэльского Чарльза – 21,5 млн., ассигнования на содержание
герцога Эдинбургского Филиппа 359 тыс. фунтов. Всего, по данным
медиагруппы Republic, с учетом различных скрытых трат получается 334
млн. фунтов (возьмем для расчетов эти неофициальные данные). Иное
соотношение в Швеции, где размер цивильного листа составляет 65 млн.,
тогда как на содержание дворцов ассигнуется около 60 млн. крон. Плюс
доход от посещения публикой дворцов.
Теперь сравним затраты по нескольким странам в абсолютных цифрах и в отношении к размеру государственного бюджета.
Таблица 1. Расходы на содержание европейских монархий в середине 2010-х гг.
Королевство | В национальной валюте, млн. | В рублях, млрд. | В отношении к доходам бюджета, % |
Великобритания | 337 (фунтов стерлингов) | 26,837 | 0,043 |
Норвегия | 460 (норвежских крон) | 3,344 | 0,025 |
Швеция | 125 (шведских крон) | 0,846 | 0,005 |
Дания | 74,9 (датских крон) | 0,717 | 0,007 |
Нидерланды | 41,2 (евро) | 2,940 | 0,014 |
Бельгия | 36,2 (евро) | 2,584 | 0,017 |
Испания | 7,8 (евро) | 0,557 | 0,002 |
Люксембург | 8,7 (евро) | 0,621 | 0,034 |
Как видно, из таблицы 1, расходы на Британскую монархию выше на 1-2
порядка по сравнению с остальными. Однако расчет расходов в отношении к
бюджету резко уменьшает эту разницу: превышение становится только двух-
или трехкратным. Если бюджет страны невелик, то расходы на монархию
становятся более заметными (Нидерланды, Бельгия, Люксембург). При этом в
наименьший объем полномочий монарха выражается и в наименьших затратах
(Испания). Характерно, что дворцы, резиденции, основанные испанской
короной, являются собственностью государства. Они используются для
проживания членов королевской семьи, но в остальное время открыты для
посещения публикой.
порядка по сравнению с остальными. Однако расчет расходов в отношении к
бюджету резко уменьшает эту разницу: превышение становится только двух-
или трехкратным. Если бюджет страны невелик, то расходы на монархию
становятся более заметными (Нидерланды, Бельгия, Люксембург). При этом в
наименьший объем полномочий монарха выражается и в наименьших затратах
(Испания). Характерно, что дворцы, резиденции, основанные испанской
короной, являются собственностью государства. Они используются для
проживания членов королевской семьи, но в остальное время открыты для
посещения публикой.
Любопытные ограничения существуют в Нидерландах в связи, очевидно, со
сравнительно небольшим размером государственного бюджета. Содержание от
государства получают правящие король Виллем-Александр (5,5 млн. евро в
год) с королевой Максимой (1,1 млн.), а также отрекшаяся от престола
королева Беатрикс (1,5 млн.). Остальным членам династии выплаты от
государства не полагаются.
сравнительно небольшим размером государственного бюджета. Содержание от
государства получают правящие король Виллем-Александр (5,5 млн. евро в
год) с королевой Максимой (1,1 млн.), а также отрекшаяся от престола
королева Беатрикс (1,5 млн.). Остальным членам династии выплаты от
государства не полагаются.
Высокие затраты на монархию в Великобритании связаны, на наш взгляд, с
необходимостью поддержки Британского содружества. Члены Виндзорского
дома много путешествуют, поддерживая связи в своей пока дремлющей
квазиимперии. Также интересен факт более высоких относительных затрат на
люксембургскую монархию, великий герцог которой сохраняет наиболее
широкие полномочия по сравнению с другими государями Европы. Это редкая в
современной Европе дуалистическая монархия.
необходимостью поддержки Британского содружества. Члены Виндзорского
дома много путешествуют, поддерживая связи в своей пока дремлющей
квазиимперии. Также интересен факт более высоких относительных затрат на
люксембургскую монархию, великий герцог которой сохраняет наиболее
широкие полномочия по сравнению с другими государями Европы. Это редкая в
современной Европе дуалистическая монархия.
Разумеется, существование монархии приносит государству и доход,
который включает в себя экономический подъем туризма, удорожание брендов
компаний-поставщиков монаршего двора, а также выручку от меморабилий
(памятной, сувенирной продукции). Например, по оценкам экспертов
Консалтинговая компания Brand Finance, в 2016 г. общий вклад британской
монархии в экономику страны составил 1,14 млрд. фунтов (около 90 млрд.
руб.). Другими словами, доходы от монархии превысили неофициальные
расходы на нее почти в 3,5 раз (официальные – в 26 раз!).
который включает в себя экономический подъем туризма, удорожание брендов
компаний-поставщиков монаршего двора, а также выручку от меморабилий
(памятной, сувенирной продукции). Например, по оценкам экспертов
Консалтинговая компания Brand Finance, в 2016 г. общий вклад британской
монархии в экономику страны составил 1,14 млрд. фунтов (около 90 млрд.
руб.). Другими словами, доходы от монархии превысили неофициальные
расходы на нее почти в 3,5 раз (официальные – в 26 раз!).
Таким образом, расходы на современные европейские монархии составляют
незначительную часть государственного бюджета, при этом само их
существование положительно сказывается на экономике стран.
незначительную часть государственного бюджета, при этом само их
существование положительно сказывается на экономике стран.
Расходы на европейские монархии в ретроспективе
В настоящее время на фоне глобального экономического кризиса монархии
сокращают свои расходы. Это характерно и для богатой британской и для
стесненной в средствах испанской монархий. Если же мы посмотрим на
статистику прошлого, то, например, во второй половине XIX века размеры
цивильного листа, как правило, увеличивались, особенно значительно в
Великобритании и Пруссии (таблица 2). Исключение составили Бавария и
Саксония, в которых расходы на королевские семейства сокращались после
вхождения в состав единого немецкого государства. При этом мы видим, что
в условных денежных единицах на душу населения в этих двух королевствах
расходы на монархию были в разы выше, чем в других европейских
государствах.
сокращают свои расходы. Это характерно и для богатой британской и для
стесненной в средствах испанской монархий. Если же мы посмотрим на
статистику прошлого, то, например, во второй половине XIX века размеры
цивильного листа, как правило, увеличивались, особенно значительно в
Великобритании и Пруссии (таблица 2). Исключение составили Бавария и
Саксония, в которых расходы на королевские семейства сокращались после
вхождения в состав единого немецкого государства. При этом мы видим, что
в условных денежных единицах на душу населения в этих двух королевствах
расходы на монархию были в разы выше, чем в других европейских
государствах.
Таблица 2. Изменение величины цивильного листа во второй половине XIX века и финансовая нагрузка на душу населения
(на основе данных Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1903)
Страны | Кратность изменения размера цивильного листа с 1852 по 1901 гг., раз | Количество условных денежных единиц на душу населения на начало ХХ в. |
Великобритания | +29,93 | 1 |
Австро-Венгрия | +2,34 | 1,21 |
Пруссия | +6,10 | 1,69 |
Бавария | –2,81 | 3,21 |
Италия | +4,10 | 1,34 |
Саксония | –4,09 | 3,31 |
Однако вторая половина девятнадцатого столетия была временем бурного
промышленного развития и экономического развития. Бюджеты стран росли
быстрее, чем размеры цивильного листа, поэтому затраты на монархию в
отношении к текущему бюджету снижались (таблица 3).
промышленного развития и экономического развития. Бюджеты стран росли
быстрее, чем размеры цивильного листа, поэтому затраты на монархию в
отношении к текущему бюджету снижались (таблица 3).
Таблица 3. Размеры цивильного листа в конце и в середине XIX века в отношении к текущему бюджету европейских монархий
Страны | Отношение к бюджету, % | Кратность уменьшения, раз | |
1852-59 гг. | 1898—1901 гг. | ||
Великобритания | 0,5 | 0,3 | 1,67 |
Австро-Венгрия | 2 | 0,6 | 3,33 |
Пруссия | 2 | 0,6 | 3,33 |
Бавария | 7 | 1,2 | 5,83 |
Италия | 8 | 0,6 | 13,33 |
Саксония | 10 | 2,5 | 4,0 |
В настоящее время тенденция снижения расходов на монархии
продолжается. Подобные идеи, как показывают социологические опросы,
находят поддержку у граждан. Например, в Бельгии обсуждается идея
лишения денежного содержания сестры и брата правящего короля, в Дании –
идея лишения государственного финансирования внуков монарха. При
отречении от престола короля Бельгии Альберта II ежегодные выплаты ему
были снижены с 1,4 до 0, 923 млн. евро. Финансовое самоограничение
монарших семейств – актуальный тренд в условиях экономического кризиса.
Это похоже на поведение эффективных и социально ответственных
менеджеров, сокращающих издержки фирмы и экономящих, в первую очередь,
на себе.
продолжается. Подобные идеи, как показывают социологические опросы,
находят поддержку у граждан. Например, в Бельгии обсуждается идея
лишения денежного содержания сестры и брата правящего короля, в Дании –
идея лишения государственного финансирования внуков монарха. При
отречении от престола короля Бельгии Альберта II ежегодные выплаты ему
были снижены с 1,4 до 0, 923 млн. евро. Финансовое самоограничение
монарших семейств – актуальный тренд в условиях экономического кризиса.
Это похоже на поведение эффективных и социально ответственных
менеджеров, сокращающих издержки фирмы и экономящих, в первую очередь,
на себе.
Во второй части статьи мы сравним расходы на европейские монархии с расходами на президентскую власть в России.
Продолжение следует…
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Сколько может стоить содержание монархии России?
Автор: Александр Семиреченский
Продолжение. Часть 2. Расходы на президентскую власть в России
«Республика в России будет вконец разорительна»
Императрица Всероссийская Екатерина II
В первой части статьи мы выяснили, что затраты на содержание
европейских монархий составляют незначительную часть бюджетов. Последние
два столетия эти расходы снижаются, а в условиях экономического кризиса
королевские семейства идут на добровольные финансовые ограничения.
европейских монархий составляют незначительную часть бюджетов. Последние
два столетия эти расходы снижаются, а в условиях экономического кризиса
королевские семейства идут на добровольные финансовые ограничения.
Сопоставим теперь расходы на европейские монархии с расходами на
президентскую власть в России. В нашей стране эти расходы складываются
из трех частей: средств употребляемых на действующего Президента, затрат
на президентские выборы, а также на обеспечение бывшего Президента и
членов его семьи.
президентскую власть в России. В нашей стране эти расходы складываются
из трех частей: средств употребляемых на действующего Президента, затрат
на президентские выборы, а также на обеспечение бывшего Президента и
членов его семьи.
Расходы на действующего Президента
Расходы на действующего Президента в 2019 г. выразятся в следующих суммах:
- Функционирование Президента РФ 15,969 млрд. руб.
- Администрация Президента РФ 9,649 млрд. руб.
- Управление делами главы государства 5,003 млрд. руб.
Общая сумма составляет 30,621 млрд. руб. При запланированной доходной
части бюджета в 2019 г. в размере 16,969 трлн. руб. затраты на
действующего Президента составляют 0,18%. Казалось бы немного, но если
сравнить эту цифру с данными в табл. 1, то получается, что затраты на
действующего Президента выше или гораздо выше, чем затраты на все
европейские монархии. В абсолютных цифрах мы тратим в 1,14 раз больше
британцев, в 49,30 раз больше люксембуржцев и почти в 55 раз больше
испанцев. В процентах к бюджету – в 4,19 раз больше британцев, в 5,29
раз больше люксембуржцев и в 90 раз больше испанцев. Таким образом,
сильная президентская власть в России обходится в относительных цифрах в
пять раз дороже сильной королевской власти в дуалистической монархии и
до полусотни раз дороже власти монарха в собственно парламентских
государствах. Очевидно, это связано с гораздо большим объемом полномочий
Президента России, который на практике превышает таковой у Государя
Российской империи в период дуалистической монархии 1906—1917 гг.
части бюджета в 2019 г. в размере 16,969 трлн. руб. затраты на
действующего Президента составляют 0,18%. Казалось бы немного, но если
сравнить эту цифру с данными в табл. 1, то получается, что затраты на
действующего Президента выше или гораздо выше, чем затраты на все
европейские монархии. В абсолютных цифрах мы тратим в 1,14 раз больше
британцев, в 49,30 раз больше люксембуржцев и почти в 55 раз больше
испанцев. В процентах к бюджету – в 4,19 раз больше британцев, в 5,29
раз больше люксембуржцев и в 90 раз больше испанцев. Таким образом,
сильная президентская власть в России обходится в относительных цифрах в
пять раз дороже сильной королевской власти в дуалистической монархии и
до полусотни раз дороже власти монарха в собственно парламентских
государствах. Очевидно, это связано с гораздо большим объемом полномочий
Президента России, который на практике превышает таковой у Государя
Российской империи в период дуалистической монархии 1906—1917 гг.
Затраты на президентские выборы
Помимо этого каждые шесть лет в России проходят президентские выборы.
Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных
фондов: а) бюджетные средства; б) собственные средства кандидата; в)
средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением (блоком); г) добровольные пожертвования физических и
юридических лиц. На практике первый и последний источники являются
наиболее значительными. В 2018 г. на финансирование президентских
выборов, согласно постановления ЦИК, было запланировано 17,69 млрд. руб.
Восемь кандидатов собрали пожертвований 1,61 млрд. руб. Приблизительные
траты составили 19,3 млрд. руб. При шестилетнем сроке президентства это
составляет около 0,536 млрд. руб. в год. Практически такая же сумма
тратится на ежегодное содержание испанской монархии!
Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных
фондов: а) бюджетные средства; б) собственные средства кандидата; в)
средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением (блоком); г) добровольные пожертвования физических и
юридических лиц. На практике первый и последний источники являются
наиболее значительными. В 2018 г. на финансирование президентских
выборов, согласно постановления ЦИК, было запланировано 17,69 млрд. руб.
Восемь кандидатов собрали пожертвований 1,61 млрд. руб. Приблизительные
траты составили 19,3 млрд. руб. При шестилетнем сроке президентства это
составляет около 0,536 млрд. руб. в год. Практически такая же сумма
тратится на ежегодное содержание испанской монархии!
Затраты на бывших Президентов
Кроме того, согласно Федерального закона от 12 февраля 2001
г. № 12-ФЗ Президенту России, прекратившему свои полномочия и членам его
семьи гарантируется поддержка за счет средств федерального бюджета.
Сюда входит оплата за содержание резиденции, расходы на помощников,
охрану, медицинское обслуживание, поездки, пользование залами для
официальных делегаций аэропортов, правительственную связь и пр. Помимо
этого бывшим президентам выплачивается пенсия, которая, к примеру
сказать, у Б.Н. Ельцина составляла 33,6 млн. руб. в год. Точный размер
всех затрат на бывших президентов сложно установить, но он может
достигать 200 млн. руб. в год, что составляет 40% расходов на испанскую
монархию. Если в России президенты станут меняться чаще, то данные
затраты могут достигнуть 600-800 млн. руб., (учитывая, что, например, во
Франции живут трое бывших президентов, а в США четверо).
г. № 12-ФЗ Президенту России, прекратившему свои полномочия и членам его
семьи гарантируется поддержка за счет средств федерального бюджета.
Сюда входит оплата за содержание резиденции, расходы на помощников,
охрану, медицинское обслуживание, поездки, пользование залами для
официальных делегаций аэропортов, правительственную связь и пр. Помимо
этого бывшим президентам выплачивается пенсия, которая, к примеру
сказать, у Б.Н. Ельцина составляла 33,6 млн. руб. в год. Точный размер
всех затрат на бывших президентов сложно установить, но он может
достигать 200 млн. руб. в год, что составляет 40% расходов на испанскую
монархию. Если в России президенты станут меняться чаще, то данные
затраты могут достигнуть 600-800 млн. руб., (учитывая, что, например, во
Франции живут трое бывших президентов, а в США четверо).
Итого на поддержание института президентства в России
тратится не менее 31 млрд. руб. в год. Эта сумма ежегодно индексируется в
соответствии с инфляцией, т.е. имеет тенденцию к росту. Президентская
власть в России обходится государству дороже любой европейской монархии,
и, по-видимому затраты на нее выше, чем на все эти монархии вместе
взятые. Несомненно, это обусловлено той важной ролью, которую Президент
играет в системе управления России, его фактически особым статусом с
широкими имплицитными и скрытыми полномочиями.
тратится не менее 31 млрд. руб. в год. Эта сумма ежегодно индексируется в
соответствии с инфляцией, т.е. имеет тенденцию к росту. Президентская
власть в России обходится государству дороже любой европейской монархии,
и, по-видимому затраты на нее выше, чем на все эти монархии вместе
взятые. Несомненно, это обусловлено той важной ролью, которую Президент
играет в системе управления России, его фактически особым статусом с
широкими имплицитными и скрытыми полномочиями.
В третьей части статьи мы выясним, каковы могут быть расходы на содержание монархии в России.
Продолжениее следует…
Александр Семиреченский https://rusorel.info/skolko-mozhet-stoit-soderzhanie-monarxii-rossii/