Москва, 6 марта — Наша Держава. Вниманию читателей НД предлагает злободневное интервью настоятеля Храма Святого Николая на Берсеневке игумена Кирилла Сахарова о последних событиях в церковной жизни.
Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит
массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично
выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со
встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас
заботит?
массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично
выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со
встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас
заботит?
Иг. Кирилл: Проблемы глубинки – пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.
Корр.: А вот если произойдёт непоправимое – деформация веры. Какой тогда
смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто
стремится к сближению с католиками?
Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея
захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня,
например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а
кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками – это
триумф христианства.
Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?
Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через
отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на
существенные отступления, которые теперь называют «богословскими
тонкостями»?
Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?
Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит,
что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются
еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.
Корр.:Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?
Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово
«Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в
древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.
Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?
Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а
получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада,
блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц
Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена
субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат
христианства – догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны
ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые
телеугомены, а на известный принцип – «согласие отцов». Неприемлемо,
когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго
Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в
приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына»
(преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.
Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?
Иг. Кирилл: Не надо упрощать – вызывает смущение не сам
факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного
соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым
является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения,
сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и
просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не
поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он:
«Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку:
«Крестить не получится, так как жена не согласна».
Корр.:А чем объяснить такие действия Патриарха – «только пять человек знало о встрече» и т.п.?
Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя
митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что
нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.
Корр.: А вы с католиками соприкасались?
смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто
стремится к сближению с католиками?
Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея
захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня,
например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а
кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками – это
триумф христианства.
Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?
Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через
отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на
существенные отступления, которые теперь называют «богословскими
тонкостями»?
Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?
Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит,
что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются
еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.
Корр.:Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?
Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово
«Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в
древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.
Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?
Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а
получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада,
блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц
Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена
субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат
христианства – догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны
ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые
телеугомены, а на известный принцип – «согласие отцов». Неприемлемо,
когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго
Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в
приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына»
(преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.
Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?
Иг. Кирилл: Не надо упрощать – вызывает смущение не сам
факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного
соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым
является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения,
сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и
просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не
поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он:
«Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку:
«Крестить не получится, так как жена не согласна».
Корр.:А чем объяснить такие действия Патриарха – «только пять человек знало о встрече» и т.п.?
Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя
митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что
нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.
Корр.: А вы с католиками соприкасались?
Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время
во время посещения Львова и Прибалтики – бывал здесь в католических
семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно –
сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного
Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с
католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о
Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у
архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том,
что во время выступления папы некоторые епископы дремали.
во время посещения Львова и Прибалтики – бывал здесь в католических
семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно –
сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного
Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с
католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о
Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у
архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том,
что во время выступления папы некоторые епископы дремали.
Корр.: Вы находитесь в жестких рамках как клирик РПЦ?
Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее – не
раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём
житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой
«крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось
достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со
свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на
ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства,
например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет – вежливо
попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне
спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов,
особенно на комуналку.
раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём
житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой
«крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось
достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со
свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на
ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства,
например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет – вежливо
попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне
спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов,
особенно на комуналку.
(«Берсеневские страницы», № 139 за 2016 г., с. 3-4)