Москва, 9 декабря — Наша Держава (Николай фон Тизенгаузен). 26 ноября по юлианскому календарю (9 декабря по новому стилю) 1769 года Императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской Империи — орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость» (в 2000 г. орден восстановлен как высшая военная награда России). Награду получали воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.
В этот же день в России широко отмечался Праздник Георгиевских кавалеров, когда чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий — от таких прославленных людей, как Александр Суворов, Григорий Потемкин, Михаил Кутузов, до простых солдат, матросов и казаков, награжденных Георгиевскими крестами и медалями. Эта традиция сохранялась до Октябрьской революции. В последний раз праздник Георгиевских кавалеров торжественно отмечался 26 ноября 1916 года.
Культ святого Великомученика и Победоносца Георгия возник в V – VI веках. Именно тогда в Константинополе и Риме – столицах обеих частей распавшейся римской империи – в честь его были воздвигнуты первые храмы. Впоследствии византийский агиограф Симеон Метафраст составил мартирологию этого христианского мученика. Согласно ей, Георгий происходил из знатного рода, осевшего в Каппадокии (Ближний Восток). Благодаря выдающимся способностям он уже в 20 лет стал крупным военачальником. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане сложил с себя высокий сан и стал горячим проповедником христианства. Брошенный в темницу, он претерпел жесточайшие пытки и 23 апреля 303 года был обезглавлен в Никомедии (ныне город Измит в Турции). Церковь причислила его к лику святых. Среди подвигов св. Георгия числится избавление жителей города Силены от кровожадного чудовища – дракона, за что он поименован Победоносцем.
На Руси культ св. Георгия утвердился вместе с принятием христианства. “В древней России велось, -повествует историк, – что князья имели двойные имена: мирское, которое давалось при рождении, и христианское – при крещении. В 988-м году Ярослав(сын св. равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый) при крещении получил имя Георгия, которое долго сохраняли его потомки… Ярослав приписывал свои победы помощи святого Георгия и старался увековечить его имя. Так после победы над эстами, в 1030-м году он заложил город Юрьев (ныне город Тарту в Эстонии). После же победы над печенегами в 1036 году великий князь основал в Киеве монастырь св. Георгия. При освещении его он заповедовал “творити праздник св. Георгия месяца ноября в 2б-й день”.
Изображение св. Георгия появилось на великокняжеской печати и первых русских монетах (кстати, одна из них имеет ушко, что позволяет предположить, что она предназначалась для ношения).
В иконописном изображении св. Георгий представлен в образе прекрасного юноши в княжеском облачении и полном вооружении, на белом коне, в символической битве со змеем. Именно таким его создал великий Рафаэль, так писали его в России художники и суздальские иконописцы. Конный воин с копьем прочно утвердился в русской официальной символике, стал гербом Москвы и в этом качестве при царе Иване 3 вошел в государственный герб России. В иностранной трактовке изображенный на нем “русский всадник”, топчущий конем и поражающий копьем дракона, олицетворял освобождение русской земли от татарского ига. В 1730 году и русское правительство официально закрепило такое объяснение центрального изображения на государственной печати и гербе России.
http://www.rusimperia.info/news
На Руси культ св. Георгия утвердился вместе с принятием христианства. “В древней России велось, -повествует историк, – что князья имели двойные имена: мирское, которое давалось при рождении, и христианское – при крещении. В 988-м году Ярослав(сын св. равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый) при крещении получил имя Георгия, которое долго сохраняли его потомки… Ярослав приписывал свои победы помощи святого Георгия и старался увековечить его имя. Так после победы над эстами, в 1030-м году он заложил город Юрьев (ныне город Тарту в Эстонии). После же победы над печенегами в 1036 году великий князь основал в Киеве монастырь св. Георгия. При освещении его он заповедовал “творити праздник св. Георгия месяца ноября в 2б-й день”.
Изображение св. Георгия появилось на великокняжеской печати и первых русских монетах (кстати, одна из них имеет ушко, что позволяет предположить, что она предназначалась для ношения).
В иконописном изображении св. Георгий представлен в образе прекрасного юноши в княжеском облачении и полном вооружении, на белом коне, в символической битве со змеем. Именно таким его создал великий Рафаэль, так писали его в России художники и суздальские иконописцы. Конный воин с копьем прочно утвердился в русской официальной символике, стал гербом Москвы и в этом качестве при царе Иване 3 вошел в государственный герб России. В иностранной трактовке изображенный на нем “русский всадник”, топчущий конем и поражающий копьем дракона, олицетворял освобождение русской земли от татарского ига. В 1730 году и русское правительство официально закрепило такое объяснение центрального изображения на государственной печати и гербе России.
http://www.rusimperia.info/news