Москва, 19 августа -НАША ДЕРЖАВА (Михаил Назаров). Спаситель в Своих проповедях много говорил о Царствии Небесном как
конечной цели и о задании человеческой жизни, что его надо искать, к
нему надо стремиться прежде всего и что оно приблизилось. Он рассказывал
притчи, чтобы через земные подобия дать какое-то понятие о Царствии
Небесном.
конечной цели и о задании человеческой жизни, что его надо искать, к
нему надо стремиться прежде всего и что оно приблизилось. Он рассказывал
притчи, чтобы через земные подобия дать какое-то понятие о Царствии
Небесном.
Но вот пришло время, и Христос сказал ученикам:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят
смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1) — так
начинается евангельское повествование о Преображении Господнем. И «по
прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними,
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как
свет. И вот, явились им Моисей, и Илия,
с Ним беседующие». Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь,
говорят с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме» (Лк. 9:31).
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят
смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1) — так
начинается евангельское повествование о Преображении Господнем. И «по
прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна,
брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними,
и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как
свет. И вот, явились им Моисей, и Илия,
с Ним беседующие». Их уже давно нет на земле, но – вот они здесь,
говорят с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме» (Лк. 9:31).
И трое учеников Христовых от радости
только и могут выговорить: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не
могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят,
чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной
горы, Петр предложил: «если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и
Моисею одну, и одну Илии». Поистине «не зная, что говорил», – добавляет
Евангелист.
только и могут выговорить: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не
могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят,
чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной
горы, Петр предложил: «если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и
Моисею одну, и одну Илии». Поистине «не зная, что говорил», – добавляет
Евангелист.
И вдруг среди этого блаженства «облако светлое осенило их; и се, глас Бога Отца, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Ученики
при этом пали на лица свои, и очень испугались. Они еще не прошли до
конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти. Поэтому они
еще только зрители. Им еще не открылся «свободный вход в вечное Царство
Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Но свет Царства показан
воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа
распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих испытаниях.
при этом пали на лица свои, и очень испугались. Они еще не прошли до
конца пути верности Отцу и послушания Сыну даже до смерти. Поэтому они
еще только зрители. Им еще не открылся «свободный вход в вечное Царство
Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Но свет Царства показан
воочию, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа
распинаемым. Так Господь укреплял их веру в предстоящих испытаниях.
Апостолу Петру память об этом свете и не дала прийти в совершенное
отчаяние после его трехкратного отречения. Он как никто понимал,
насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и
этот фаворский свет, и он писал христианам: «Я никогда не перестану
напоминать вам о сем». И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал
«не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия».
Так
в этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как
на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под
угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных
ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при Преображении Христа на
горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный
Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики
вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца
Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о
Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его слушайте».
Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого и начало
Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед
Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики Христовы передали
всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в Евангелии все,
необходимое для спасения.
в этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как
на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под
угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных
ученики Христовы. Поэтому присутствие Моисея при Преображении Христа на
горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный
Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики
вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца
Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о
Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его слушайте».
Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого и начало
Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед
Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики Христовы передали
всем повеление слушать Сына Божия, сказавшего в Евангелии все,
необходимое для спасения.
Встречается также иконографическое толкование, что пророки Моисей и
Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа,
означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю
сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в
конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком
последнего времени. Христос находится на иконе между пророками,
символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега
этого мiра, начало и конец его.
Илия, изображенные на иконе Преображения слева и справа от Христа,
означают начало и конец мiра. Моисей ведь написал книгу Бытия – историю
сотворения мiра. А Илия был живым восхищен на небо, чтобы явиться в
конце времен и обличать антихриста, Илия должен стать пророком
последнего времени. Христос находится на иконе между пророками,
символизирующими начало и конец мiра. Он Сам по Писанию – альфа и омега
этого мiра, начало и конец его.
В праздник Преображения в Церкви установилась традиция освящать
фрукты и другие дары земли. В принципе христиане всегда молятся о
благословении пищи перед каждым ее вкушением, чтобы она пошла нам во
благо, а не во вред, и благодарят Бога за пропитание. Со времен
апостольских Церковью установлено в праздник Преображения особое
освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу – это освящение
связано со святостью Царствия Небесного, воочию явленного людям в этот
день на Фаворе. Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь
для благословения яблоки, то отсюда и сам праздник Преображения в
народе называется яблочным Спасом. До революции в этот день было принято
также наделять собранным с огородов и садов урожаем бедняков, и эта
традиция возрождается ныне.
фрукты и другие дары земли. В принципе христиане всегда молятся о
благословении пищи перед каждым ее вкушением, чтобы она пошла нам во
благо, а не во вред, и благодарят Бога за пропитание. Со времен
апостольских Церковью установлено в праздник Преображения особое
освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу – это освящение
связано со святостью Царствия Небесного, воочию явленного людям в этот
день на Фаворе. Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь
для благословения яблоки, то отсюда и сам праздник Преображения в
народе называется яблочным Спасом. До революции в этот день было принято
также наделять собранным с огородов и садов урожаем бедняков, и эта
традиция возрождается ныне.
Фаворское чудо
Всем православным известно чудо схождения Благодатного огня на Гробе Господнем на Православную Пасху.
Однако есть еще одно чудо, которое ежегодно происходит на горе Фавор – в
ночь под православный праздник Преображения Господня на небе появляются
облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид
сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все
время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно. Иногда эти
облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако
останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет
сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом
на Гробе Господнем в Великую Субботу. По свидетельству очевидицы Л.
Миллер, начало этого чудесного явления в 1998 г. «совпало со временем
начала Причащения Тела и Крови Христовой в греческом храме».
Однако есть еще одно чудо, которое ежегодно происходит на горе Фавор – в
ночь под православный праздник Преображения Господня на небе появляются
облака, которые испускают таинственный свет. Облака имеют вид
сгущенного тумана, они очень быстро несутся со стороны Назарета, все
время вспыхивая, наподобие молнии, но совершенно безшумно. Иногда эти
облака движутся над горой Фавор, а иногда только одно большое облако
останавливается над греческим храмом и дает благодатный свет. Этот свет
сравнивают с тем благодатным огнем, который появляется чудесным образом
на Гробе Господнем в Великую Субботу. По свидетельству очевидицы Л.
Миллер, начало этого чудесного явления в 1998 г. «совпало со временем
начала Причащения Тела и Крови Христовой в греческом храме».
Чудо
облаков, появляющихся в ночь под Преображение Господне, укрепляет
верующих в наше безбожное, страшное время и дает неверующим и инославным
еще одно доказательство истинности Православия.
облаков, появляющихся в ночь под Преображение Господне, укрепляет
верующих в наше безбожное, страшное время и дает неверующим и инославным
еще одно доказательство истинности Православия.