Москва, 24 июля — Наша Держава (Михаил Назаров). Благоверная Княгиня Ольга, во Святом Крещении Елена (†969) – первая общерусская христианская правительница.
Родина ее – весь Выбутская (ныне с. Лабутино под Псковом вверх по р.
Великой). По преданию, происходила из рода Гостомысла, по совету
которого был призван Рюрик. Она стала женой киевского князя Игоря
Рюриковича, коварно убитого древлянами в 945 г. Язычница Ольга долго
мстила убийцам мужа, пока не истребила почти все древлянское племя. Но
грозная для врагов Княгиня в отношении народа отличалась мудростью,
сочетание в ней твердости и справедливости укрепило ее авторитет
правительницы в малолетство сына Святослава.
Родина ее – весь Выбутская (ныне с. Лабутино под Псковом вверх по р.
Великой). По преданию, происходила из рода Гостомысла, по совету
которого был призван Рюрик. Она стала женой киевского князя Игоря
Рюриковича, коварно убитого древлянами в 945 г. Язычница Ольга долго
мстила убийцам мужа, пока не истребила почти все древлянское племя. Но
грозная для врагов Княгиня в отношении народа отличалась мудростью,
сочетание в ней твердости и справедливости укрепило ее авторитет
правительницы в малолетство сына Святослава.
Так называемое «первое Крещение Киева»
тогдашними киевскими правителями Аскольдом и Диром в 860–882 гг.
охватило лишь небольшую часть их приближенных и не было продолжительным.
Язычество было еще очень сильным и в опоре на него пришедший с севера
князь Олег, сын Рюрика, взял власть в свои руки (правил с 879 по 912
гг.), расправился в 882 г. с Аскольдом и Диром и пресек начатую было
христианизацию сверху. Но она продолжалась стихийно снизу и усилилась
при Олеговом сыне князе Игоре (правил с 912 по 945 гг.). Из договора
Руси с Византией, заключенного в 944 г., известно, что часть
древнерусских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве
имелась «сборная церкы» св. прор. Илии, «мнози бо беша варязи хрестеяни»
(«Повесть временных лет»).
тогдашними киевскими правителями Аскольдом и Диром в 860–882 гг.
охватило лишь небольшую часть их приближенных и не было продолжительным.
Язычество было еще очень сильным и в опоре на него пришедший с севера
князь Олег, сын Рюрика, взял власть в свои руки (правил с 879 по 912
гг.), расправился в 882 г. с Аскольдом и Диром и пресек начатую было
христианизацию сверху. Но она продолжалась стихийно снизу и усилилась
при Олеговом сыне князе Игоре (правил с 912 по 945 гг.). Из договора
Руси с Византией, заключенного в 944 г., известно, что часть
древнерусских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве
имелась «сборная церкы» св. прор. Илии, «мнози бо беша варязи хрестеяни»
(«Повесть временных лет»).
Речь идет о варягах – воинах, побывавших
наемниками на византийской службе (что предусматривалось уже
русско-византийским договором от 911 г. при князе Олеге) и там принявших
крещение, вроде той «крещеной руси», которая несла охрану во дворце
Императора Константина VII, или первого русского мученика варяга (св.
Феодора), о кончине которого вместе с сыном (св. Иоанном) «Повесть
временных лет» сообщает под 983 г. (память 12/25 июля): «Бе же варяг той
пришел из грек и держаше веру хрестеяньску».
наемниками на византийской службе (что предусматривалось уже
русско-византийским договором от 911 г. при князе Олеге) и там принявших
крещение, вроде той «крещеной руси», которая несла охрану во дворце
Императора Константина VII, или первого русского мученика варяга (св.
Феодора), о кончине которого вместе с сыном (св. Иоанном) «Повесть
временных лет» сообщает под 983 г. (память 12/25 июля): «Бе же варяг той
пришел из грек и держаше веру хрестеяньску».
Уже в середине X века на Руси как в
быту, так и в государственно-административной практике достаточно широко
использовалась кириллическая письменность (надписи на цилиндрических
пломбах княжеских мечников из Новгорода 970-х гг., княжеские грамоты,
которые, согласно русско-византийскому договору 944 г., обязаны были
привозить с собою в Царьград русские купцы, и др.), что также
способствовало проникновению христианской культуры на Русь.
быту, так и в государственно-административной практике достаточно широко
использовалась кириллическая письменность (надписи на цилиндрических
пломбах княжеских мечников из Новгорода 970-х гг., княжеские грамоты,
которые, согласно русско-византийскому договору 944 г., обязаны были
привозить с собою в Царьград русские купцы, и др.), что также
способствовало проникновению христианской культуры на Русь.
Второй этап в христианизации Руси сверху
начинается в правление св. равноапостольной княгини Ольги. Одаренная
светлым, проницательным умом, Ольга, видя непорочную жизнь христиан,
пленилась евангельской истиной и, по преданию, сама с огромною свитою
(более ста человек) и дружиною отправилась в Царьград для принятия
Крещения от Патриарха Полиевкта, причем сам Император Константин
Багрянородный был восприемником Княгини. (Вскоре византийская и русская
правящие династии свяжут себя и узами династических браков.)
О точной
дате путешествия княгини Ольги на берега Босфора ученые немало спорили.
«Повесть временных лет» приурочивает это к 954–955 гг., но не
исключено, что поездок Ольги в Константинополь было на самом деле две.
Как наиболее вероятная дата ее крещения в «Истории Русской Церкви»
митрополита Макария принят 957 г.
начинается в правление св. равноапостольной княгини Ольги. Одаренная
светлым, проницательным умом, Ольга, видя непорочную жизнь христиан,
пленилась евангельской истиной и, по преданию, сама с огромною свитою
(более ста человек) и дружиною отправилась в Царьград для принятия
Крещения от Патриарха Полиевкта, причем сам Император Константин
Багрянородный был восприемником Княгини. (Вскоре византийская и русская
правящие династии свяжут себя и узами династических браков.)
О точной
дате путешествия княгини Ольги на берега Босфора ученые немало спорили.
«Повесть временных лет» приурочивает это к 954–955 гг., но не
исключено, что поездок Ольги в Константинополь было на самом деле две.
Как наиболее вероятная дата ее крещения в «Истории Русской Церкви»
митрополита Макария принят 957 г.
После крещения русской правительницы для
нее было естественным озаботиться и о становлении на Руси церковной
епархии. Свидетельства западных современников указывают, что в 959 г.
Ольга прислала к германскому королю Оттону I посольство, и, возможно,
поэтому в 961 г. немецкий епископ Адальберт отправился в Киев, но уже в
следующем году был вынужден вернуться, «не сумев преуспеть ни в чем из
того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий».
Причины неудачи Адальберта, возможно, объяснялись большей склонностью
Руси к Константинополю, а не к Риму, между которыми развивалось
соперничество. (Заметим, что в то время Церковь еще была едина, и Русь
находилась в сфере моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, а те
действовали в области римской, а не константинопольской юрисдикции и
именно немецкие архиереи с санкции Рима обладали правом самостоятельной
организации.
нее было естественным озаботиться и о становлении на Руси церковной
епархии. Свидетельства западных современников указывают, что в 959 г.
Ольга прислала к германскому королю Оттону I посольство, и, возможно,
поэтому в 961 г. немецкий епископ Адальберт отправился в Киев, но уже в
следующем году был вынужден вернуться, «не сумев преуспеть ни в чем из
того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий».
Причины неудачи Адальберта, возможно, объяснялись большей склонностью
Руси к Константинополю, а не к Риму, между которыми развивалось
соперничество. (Заметим, что в то время Церковь еще была едина, и Русь
находилась в сфере моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, а те
действовали в области римской, а не константинопольской юрисдикции и
именно немецкие архиереи с санкции Рима обладали правом самостоятельной
организации.
Став православной уже в преклонном
возрасте (более 60 лет), княгиня Ольга предалась подвигам благочестия:
распространяла веру, строила церкви. В Киеве Ольга построила деревянный
Софийский храм, который был освящен 11 мая 960 г. Главной его святыней
стал крест, вырезанный из куска Животворящего древа Господня. На кресте
была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла
Ольга, благоверная княгиня». Этим святым крестом княгиню Ольгу
благословил и напутствовал Константинопольский патриарх. Этот храм,
построенный Ольгой, сгорел в 1017 г., а святыни Софийского Ольгина храма
возрасте (более 60 лет), княгиня Ольга предалась подвигам благочестия:
распространяла веру, строила церкви. В Киеве Ольга построила деревянный
Софийский храм, который был освящен 11 мая 960 г. Главной его святыней
стал крест, вырезанный из куска Животворящего древа Господня. На кресте
была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла
Ольга, благоверная княгиня». Этим святым крестом княгиню Ольгу
благословил и напутствовал Константинопольский патриарх. Этот храм,
построенный Ольгой, сгорел в 1017 г., а святыни Софийского Ольгина храма
Ярослав Мудрый перенес в доныне стоящий
каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 г. и освященный
около 1030 г. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен
из Софийского собора, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Княгиней
Ольгой были построены также храм Благовещения в Витебске, собор Святой
Троицы в Пскове над рекой Великой, на месте, указанном ей, по
свидетельству летописца, свыше «лучом Трисиятельного Божества».
Занималась
правительница и личной проповедью, многие русские, «дивясь о глаголах
ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово
Божие и крестились», – свидетельствует Степенная книга. Этим Княгиня
Ольга в огромной степени подготовила дело Крещения Руси своим внуком,
св. Князем Владиміром, почему и названа вместе с ним равноапостольной.
каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 г. и освященный
около 1030 г. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен
из Софийского собора, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Княгиней
Ольгой были построены также храм Благовещения в Витебске, собор Святой
Троицы в Пскове над рекой Великой, на месте, указанном ей, по
свидетельству летописца, свыше «лучом Трисиятельного Божества».
Занималась
правительница и личной проповедью, многие русские, «дивясь о глаголах
ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово
Божие и крестились», – свидетельствует Степенная книга. Этим Княгиня
Ольга в огромной степени подготовила дело Крещения Руси своим внуком,
св. Князем Владиміром, почему и названа вместе с ним равноапостольной.
Однако утверждение христианства св.
Ольгой при княжеском дворе не было уверенным и продолжительным. Ее сын,
воинственный Святослав Игоревич (годы правления: ок. 957–972), судя по
летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству, боясь, что
над ним дружина «будет смеяться». Да и в Киеве у матери Святослав
появлялся редко: главным его занятием были походы и войны (в том числе
промыслительная победа над Хазарским каганатом христоненавистников).
Лишь внуку св. княгини Ольги св. князю Владиміру было суждено стать
равноапостольным Крестителем Руси.
Ольгой при княжеском дворе не было уверенным и продолжительным. Ее сын,
воинственный Святослав Игоревич (годы правления: ок. 957–972), судя по
летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству, боясь, что
над ним дружина «будет смеяться». Да и в Киеве у матери Святослав
появлялся редко: главным его занятием были походы и войны (в том числе
промыслительная победа над Хазарским каганатом христоненавистников).
Лишь внуку св. княгини Ольги св. князю Владиміру было суждено стать
равноапостольным Крестителем Руси.