Москва, 17 марта — Наша Держава. В чем может проявляться мудрость правителя России? В его природной
одаренности, в его следовании закону или же всевластии? Об этом
интересно рассказал на портале «Православие.ру» кандидат исторических
наук, сотрудник Российского института стратегических исследований Петр
Мультатули. По его мнению, величие государственного деятеля – не реформы, не военные
победы, а умение понять Божию волю и следовать ей. Такими являлись
русские князья и цари. Божественную природу власти, вывел первый русский
царь Иоанн Грозный: «Аз есмь Царь милостью Божией, а не многомятежным
человеческим хотением».
Это значило, что природа русской монархии не подвластна многомятежной
толпе. Самодержец подвластен только Господу, и за свои деяния только
перед Ним держит ответ. Но именно это и было лучшей гарантией, что
русский монарх-самодержец не станет тираном, потому что каждый русский
царь понимал, что над ним будет Божий суд и ему придется отвечать за
свои дела перед Господом.
Понимание своего правления, как исполнение Божией воли более всего было
выражено у святого Царя-мученика Николая Второго. Его верноподданный
генерал Сергей Дмитриевич Позднышев говорил об этом так: «Судьба
поставила Государя во главе огромной империи. На свое служение он
смотрел, прежде всего, с религиозной точки зрения, как истинный сын
Православной Церкви. До высоты и глубины этой мистики нам не подняться и
не понять ее величайшего значения. Не по внешней только форме, но по
духу – он был Помазанник Божий».
Однако тогдашнее российское общество не смогло понять это. Указывая на
это, Петр Мультатули отметил, что так называемые «поражения»
царя-мученика Николая Второго на самом деле есть «поражения» тогдашнего
общества, которое совсем не понимало важность и величие царского
служения Господу и России. Поэтому как сказал митрополит Тихон
(Шевкунов), Государь Николай Второй, был обречен на непонимание и даже
на вражду. Многие люди не понимали высший смысл подвига царского
служения и уровень самоотвержения Царя.
Это непонимание привело Россию к катастрофе. Многомятежная толпа
захотела жить не Божией воле, а по законам, созданными лукавыми
политиками. Как сказал владыка Тихон, Царь Николай Второй лишился «всех
венцов». Венца победителя в Первой Мировой войне, венца устроителя
Русской Земли, и, в конце концов, царского венца. Но зато ему от Господа
был дарован венец мученика. Именно это и стало главным итогом жизни
русского Государя, который следовал Божией воле.