Москва, 6 января — Наша Держава (Кирилл Игнатьев). Часто говорят, что для западных христиан главный праздник Рождество, а
для православных – Пасха. Внешне это так и выглядит, особенно если
учесть бурную встречу нового года, у нас Рождеству предшествующую, –
мрачное похмелье и опустошенность, – вот с чем встречают ныне русские
люди свой великий праздник. Но дело не только в этом.
для православных – Пасха. Внешне это так и выглядит, особенно если
учесть бурную встречу нового года, у нас Рождеству предшествующую, –
мрачное похмелье и опустошенность, – вот с чем встречают ныне русские
люди свой великий праздник. Но дело не только в этом.
Подлинный смысл Рождества познается лишь через Крест и Воскресение.
Иначе выходит подмена – Бог воплотился, родился и как бы остался на
грешной земле, освятив Собою падший мiр и благословив наше в нем
пребывание и деятельность. Отсюда вытекает протестантское мерило
успешности в земных делах как богоугодности человека, его
предопределения ко спасению. Отсюда и массовое празднование «счастливого
Рождества» не сильно отличающееся от нашего языческого «нового года».
Иначе выходит подмена – Бог воплотился, родился и как бы остался на
грешной земле, освятив Собою падший мiр и благословив наше в нем
пребывание и деятельность. Отсюда вытекает протестантское мерило
успешности в земных делах как богоугодности человека, его
предопределения ко спасению. Отсюда и массовое празднование «счастливого
Рождества» не сильно отличающееся от нашего языческого «нового года».
Мы не так ощущаем Рождество. Богомладенец , впервые спеленутый
Пречистой Девой, уже полностью осознает Свое предназначение, ведь в Боге
нет какого-либо недостатка и потребности в развитии. Он тот же и во
яслях, и на Кресте, Он – всеведущий и всемогущий – добровольно пришел
принести Себя в жертву за мiр, за людей, за нас. И потому Он,
«младенствующий плотию», уже терпит насмешки и издевательства, уже
страждет на Кресте.
Пречистой Девой, уже полностью осознает Свое предназначение, ведь в Боге
нет какого-либо недостатка и потребности в развитии. Он тот же и во
яслях, и на Кресте, Он – всеведущий и всемогущий – добровольно пришел
принести Себя в жертву за мiр, за людей, за нас. И потому Он,
«младенствующий плотию», уже терпит насмешки и издевательства, уже
страждет на Кресте.
И мы, сознавая все это, не можем просто радоваться. Наша радость
объемна, она проходит через скорбь. Мы понимаем, что нет большего
искушения, чем благополучие, изобилие и довольство, – все это приметы
духовной смерти. «Присно закалаемый» Агнец Божий помогает нам смириться
даже перед очевидной несправедливостью по отношению к нам и нашим
«заслугам», учит терпению в лишениях и болезнях. Все наши «жертвы» и
страдания неизмеримо ничтожны перед Его Жертвой.
объемна, она проходит через скорбь. Мы понимаем, что нет большего
искушения, чем благополучие, изобилие и довольство, – все это приметы
духовной смерти. «Присно закалаемый» Агнец Божий помогает нам смириться
даже перед очевидной несправедливостью по отношению к нам и нашим
«заслугам», учит терпению в лишениях и болезнях. Все наши «жертвы» и
страдания неизмеримо ничтожны перед Его Жертвой.
Господь мог бы родиться в царских чертогах и, выйдя оттуда на
проповедь в блеске и величии, увлечь за собой миллионы. Но Он искал не
таких учеников, а тех, кто добровольно разделили бы с Ним нищету,
гонения и скорбь. Из таких последователей Христос созидает Свою Церковь.
В ее истории были моменты внешнего благополучия, даже могущества, но
никогда Церковь не включала в себя тех, кто стремился именно к этому,
духовно такие деятели всегда оставались за оградой церковной, какое бы
высокое место не занимали они в иерархии.
проповедь в блеске и величии, увлечь за собой миллионы. Но Он искал не
таких учеников, а тех, кто добровольно разделили бы с Ним нищету,
гонения и скорбь. Из таких последователей Христос созидает Свою Церковь.
В ее истории были моменты внешнего благополучия, даже могущества, но
никогда Церковь не включала в себя тех, кто стремился именно к этому,
духовно такие деятели всегда оставались за оградой церковной, какое бы
высокое место не занимали они в иерархии.
С максимальной ясностью видно это сегодня. Храмы восстановлены и
отстроены с невиданным доселе блеском, но мы вынуждены из них уходить,
не найдя Христа среди всего этого фальшивого великолепия. Мы идем вслед
за Ним в пустынные места, мы страшимся окончательно потерять Его, нашу
безценную жемчужину, в ряду искусных подделок. Он, не имевший в земной
жизни места для ночлега, не в рукотворенных храмах живет, а там, где
готовы Его принять. Как тогда, в момент пришествия в мiр, так и теперь.
отстроены с невиданным доселе блеском, но мы вынуждены из них уходить,
не найдя Христа среди всего этого фальшивого великолепия. Мы идем вслед
за Ним в пустынные места, мы страшимся окончательно потерять Его, нашу
безценную жемчужину, в ряду искусных подделок. Он, не имевший в земной
жизни места для ночлега, не в рукотворенных храмах живет, а там, где
готовы Его принять. Как тогда, в момент пришествия в мiр, так и теперь.
Меняются время и обстановка, но неизменным остается таинство
Боговоплощения. Пришедшим поклониться Богомладенцу не тесно в малой
пещере, стены ее могут раздвинуться до безконечности , вместив всех, кто
готов последовать за Ним вплоть до Креста и пещеры Гроба Господня. А
потом, за отваленным камнем, нас ждет Воскресение и жизнь вечная.
Боговоплощения. Пришедшим поклониться Богомладенцу не тесно в малой
пещере, стены ее могут раздвинуться до безконечности , вместив всех, кто
готов последовать за Ним вплоть до Креста и пещеры Гроба Господня. А
потом, за отваленным камнем, нас ждет Воскресение и жизнь вечная.
Недостойный иерей Кирилл