особая форма аскетизма, которая помогает тренировать дух, душу и тело на пути к
спасению. Пост объединяет в себе воздержание и духовное, и телесное (в
частности, в пище). Духовный пост предполагает ограничение внешних впечатлений
и удовольствий, больше времени наедине с собой.
Иоанн Златоуст писал, что истинный пост — «это удаление от зла, обуздание
языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и
клятвопреступления». Служители церкви подчеркивают, что для верующих пост
— не цель, а средство отвлечься от удовлетворения телесных потребностей ради
духовного. Без этого, считают они, любой пост становится просто диетой.
Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве
их число незначительно.
Традиция поста восходит к ранним христианам. Основным правилом поста у них было
не есть более одного раза в день, воздерживаться от вина, сладкого и
питательного, проводить день в уединении и молитве.
В католицизме есть два вида поста — воздержание от употребления мясных
продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение
приемов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две
более легких (собственно «пост»). Первый вид предписывается церковью
в пятницы всего года. Другой — соблюдается в Пепельную среду и в Страстную
пятницу.
Великий пост в христианстве имеет символический характер: именно 40 дней, как
значится в Библии, постился в пустыне Иисус Христос.
В V-VI веке священнослужители были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой
был апостольским установлением. Однако современные историки придерживаются
иного мнения, ссылаясь многочисленные свидетельства о существовании различных
практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития.
Ученые отмечают, что в трудах отцов церкви начала нашей эры не встречается
упоминаний о постах, как установке апостолов, однако самих фактов о различных
видах воздержания в пище и мирском общении приводится множество.
Первое упоминание слова τεσσαρακοστή (гр. — сороковой) встречается в начале IV
века в пятом каноне Первого Никейского собора в связи с обсуждением подобающего
времени для созыва синода.
Историки отмечают, что в установлении числа 40 дней решающую роль должны были
сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа. Впрочем, не исключено, что при этом
имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробу.
В православии изначально преобладала практика, в которой пять недель Великого
поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.
Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать
именно с ним.
Подготовка к Великому посту начинается за три недели до его начала, что должно
духовно подготовить человека к главному смыслу поста — покаянию. А собственно
Великий пост длится шесть недель, за которыми следует Страстная неделя перед
Пасхой.
Во время Страстной недели вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд,
страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Традиционно в эту неделю идет
подготовка к главному празднику — Пасхе.
В первую и последнюю (Страстную) недели предписан особо строгий пост, во время
которого не разрешается потреблять «скоромные» продукты. Кроме того,
в понедельники, среды и пятницы предписана холодная пища без масла один раз в
день. Во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день. По
субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное
вино (кроме субботы Страстной недели) два раза в день.