Москва, 15 февраля — Наша Держава. Современный 25-летний россиянин может обидеться, если назвать его
мужиком, а не парнем. Сейчас это слово считается грубоватым и обычно
соотносится с человеком, перешагнувшим 40-летний рубеж. А в старину так
традиционно называли женатых мужчин крестьянского сословия, и никто при
этом не чувствовал себя оскорбленным. Даже совсем молодые люди,
соответствующие определенным социально-правовым характеристикам, могли
именоваться мужиками.
Взросление человека
Кандидат
исторических наук Владимир Бузин в своей книге «Этнография русских»
(Санкт-Петербург, 2009 г.) отметил, что с самых древних времен люди
воспринимали жизненный цикл в виде некого символического круга, в
котором рождение и смерть человека сходятся в одной точке. А для
перехода из одной возрастной категории в другую человек должен был
успешно пройти обряд инициации – свой в каждом конкретном обществе.
Но
с развитием цивилизации эта традиция постепенно ушла в прошлое, хотя
некоторые ее элементы сохранились. Например, любой современный подросток
с нетерпением ждет своего совершеннолетия. Это неудивительно, ведь для
каждого индивида имеет большое значение обретение статуса взрослого
человека. А для крестьянина на Руси это означало: стать мужиком.
«В
традиционной русской культуре отсутствовала инициационная обрядность,
за исключением отдельных ее пережитков, но возрастная терминология,
естественно, существовала, хотя несколько отличалась от современной», –
написал В. С. Бузин.
Так,
младенца могли называть кувяткой, подсоском или слюдяником. Затем
мальчика и девочку именовали недорослем и ярицей. При достижении
подросткового возраста детям поручались уже важные дела. Способный
самостоятельно взборонить поле сын – борнаволок, а присматривающая за
младшими детьми дочь – пестунья. Когда же отец с матерью начинали
подыскивать своим детям женихов и невест, то они становились парнями и
девушками.
Через год после свадьбы
Роль
важнейшего из обрядов инициации для каждого человека играет вступление в
брак. Многие исследователи отмечают сходство русской свадебной
обрядности с похоронной: молодожены как бы умирают в прежнем, холостом
статусе и возрождаются к новой, совместной жизни. И хотя формально
мужиками или бабами представители крестьянского сословия становились на
следующий день после венчания, поначалу их так не называли. К ним
применялся совсем другой термин – «молодые».
Как отметил В. С.
Бузин, так вчерашних жениха и невесту называли «в течение примерно года
после начала брачной жизни». И лишь затем молодой супруг реально
приобретал статус мужика, а его жена становилась бабой в глазах
общества.
Это неудивительно, ведь переход из-под родительского
крыла к самостоятельной жизни не случается за один день. Поначалу
молодые могли еще посещать деревенские вечерки, гулять на праздниках
вместе с холостыми друзьями. Затем у супругов рождались дети, появлялись
новые хозяйственно-бытовые обязанности. Молодая мать полностью
посвящала себя заботе о малыше и домашним делам, а новоиспеченный отец
должен был обеспечивать семью. Тут уж начиналась совсем другая жизнь. И
происходило это примерно через год после свадьбы.
С
новыми обязанностями менялся и социальный статус человека. При этом
возраст не играл определяющей роли. Например, 22-летний неженатый
крестьянин оставался парнем, тогда как 17-летний супруг и отец считался
мужиком.
Вообще, в традиционной русской культуре не было четких
ограничений, отделяющих одну возрастную категорию от другой. Так, мужик
превращался в старика, а баба – в старуху не в одночасье, а постепенно.
Отдельное хозяйство
Другим
не менее важным моментом, отличающим парня от мужика, являлась его
материальная независимость от родительской семьи. То есть, статус
взрослого человека крестьянин обычно приобретал не только вместе со
званием супруга и отца, но и с положением хозяина, поскольку он начинал
жить отдельно, за счет собственного земельного надела. Об этом доктор
экономических наук Олег Платонов написал в своей книге «История русского
народа в XX веке» (Москва, 2009 г.).
Правда, чтобы обзавестись отдельным хозяйством, нужно было сначала вступить в брак.
«Неженатые
не воспринимались в обществе всерьез. Они не имели голоса ни в семье,
ни на крестьянском сходе (если дело было в деревне). Неженатый
крестьянин и тем более незамужняя крестьянка не могли получить земельный
надел – главный источник существования. Без этого крестьянин не имел
возможности сесть на тягло, т.е. платить налоги, нести повинности. А без
этого он не получал никаких прав», – отметил О.А. Платонов.
Итак,
после свадьбы молодой человек должен был сменить свой
экономико-правовой статус, что также делало его мужиком в глазах
общества. Иначе он рисковал так и остаться детиной. То есть, живущим в
доме отца великовозрастным сынком, который не начал еще самостоятельно
хозяйствовать, зарабатывать и платить подати.
Со временем – все позже
Возраст,
в котором русские крестьяне вступали в брак, менялся с течением
времени. В XI-XIII веках люди обзаводились семьей раньше, чем это
принято сейчас. Данной теме кандидат педагогических наук Светлана Ганина
посвятила статью «Феномен детства в древней и средневековой Руси:
социально-философский анализ», которая опубликована в журнале «Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского» (№ 3 за 2011 г.).
Исследовательница
отметила, что социальным рубежом взросления на Руси считалось
заключение брака и обзаведение отдельным хозяйством. Причем,
экономико-правовой критерий С. А. Ганина считает определяющим, ведь
молодые люди не могли стать самостоятельными, живя в родительском доме.
Если
говорить о возрасте женихов и невест, то киевский митрополит Фотий,
возглавивший Русскую православную церковь в начале XV века, в своем
послании к новгородцам запретил выдавать замуж девочек моложе 12 лет. А
это значит, случались и более ранние браки. Если учесть, что женихи на
Руси обычно были на 1-3 года старше своих невест, то получается, что к
15-16 годам многие парни уже являлись женатыми людьми. И могли
называться мужиками.
Со временем возраст новобрачных изменился. В
XIX веке, например, девушек обычно выдавали замуж в 16-17 лет, а парней
женили после 18-летия, хотя это правило не всегда соблюдалось. Так что
20-летняя невеста считалась засидевшейся в девках, а 25-летний жених –
закоренелым холостяком.
Получается, в XIX веке статус мужика молодой человек мог приобрести к 19 годам, примерно через год после свадьбы.
А как это было в сказке
Хотя
в русской народной культуре нет явно выраженных обрядов инициации, их
древние отголоски сохранились в волшебных сказках. Такое мнение
высказали доктор филологических наук Кутас Паранук и магистрант
Адыгейского государственного университета Денис Петришин в совместной
статье «Инициация как сакральный элемент художественной структуры
русских волшебных сказок», которая вышла в журнале «Вестник АГУ» (выпуск
2 за 2018 г.).
Слушая
истории об Иванушке или Василисе, дети на подсознательном уровне
усваивали этапы взросления: отлучение от родительского очага, испытание
на самостоятельность, поиски личного призвания и спутника жизни,
обретение счастья. Ведь именно об этом повествуют почти все сказки.
«Инициация,
завершающаяся посвящением героя, манифестирует не только радикальное
изменение его социального и религиозного статуса, степень его
подготовленности для вступления в семейную и общественную жизнь, но и
достижение самоидентификации, самосознания, постижение сакральных основ
жизни, граней истины», – считают Д. В. Петришин и К. Н. Паранук.
То
есть, мужиком Иванушка становился, лишь пройдя через определенные
испытания и обретя бесценный жизненный опыт, который в сказке
символизировали молодильные яблоки, Жар-птица, живая вода, золоторогий
олень и т.п.