Москва, 22 ноября — Наша Держава. За 2019 год население России, по разным оценкам, сократится на 250–400 тысяч человек. Как сказал
член рабочей группы по демографической и семейной политике экспертного
совета при правительстве Алексей Ульянов, «в нашем демографическом
корабле есть три огромные пробоины, через которые утекают миллионы
человеческих жизней. Это аборты, алкоголь и табак».
член рабочей группы по демографической и семейной политике экспертного
совета при правительстве Алексей Ульянов, «в нашем демографическом
корабле есть три огромные пробоины, через которые утекают миллионы
человеческих жизней. Это аборты, алкоголь и табак».
Надо сказать, что число абортов – и масштабы потребления алкоголя – в
последние годы снижаются, но остаются высокими. У этих бед, конечно,
целый ряд причин, но в значительной мере они носят культурный,
психологический и духовный характер. Поведение людей, их готовность
убивать себя никотином и алкоголем, а своих отпрысков – абортами,
зависит от их отношения к жизни, от того, во что они верят.
последние годы снижаются, но остаются высокими. У этих бед, конечно,
целый ряд причин, но в значительной мере они носят культурный,
психологический и духовный характер. Поведение людей, их готовность
убивать себя никотином и алкоголем, а своих отпрысков – абортами,
зависит от их отношения к жизни, от того, во что они верят.
Есть верования, которые человек не формулирует вслух – даже,
возможно, не осознает, – но которые глубоко влияют на его поведение.
Человек, который разрушает свое здоровье, выдает глубоко укорененное
представление о том, что его жизнь не стоит того, чтобы ее беречь.
возможно, не осознает, – но которые глубоко влияют на его поведение.
Человек, который разрушает свое здоровье, выдает глубоко укорененное
представление о том, что его жизнь не стоит того, чтобы ее беречь.
Он не считает себя достаточно ценным представителем человеческого
рода, чтобы заботиться о себе. В одном научно-популярном фильме про
здоровый образ жизни врач упрекает пациента: «Вы и с собакой не стали бы
так обращаться, как обращаетесь с собой». Люди поступают со своей
жизнью так, как они ни в коем случае не стали бы поступать с жизнью тех,
кого ценят. Они не воспринимают свою жизнь как стоящую того, чтобы быть
прожитой, принести плоды, изменить мир, оставить наследие.
рода, чтобы заботиться о себе. В одном научно-популярном фильме про
здоровый образ жизни врач упрекает пациента: «Вы и с собакой не стали бы
так обращаться, как обращаетесь с собой». Люди поступают со своей
жизнью так, как они ни в коем случае не стали бы поступать с жизнью тех,
кого ценят. Они не воспринимают свою жизнь как стоящую того, чтобы быть
прожитой, принести плоды, изменить мир, оставить наследие.
Мы живем в мире, где о любви к себе говорится очень много. Беда в
том, что, как правило, эта любовь является поддельной и разрушительной.
Эгоистическая обращенность на себя неизбежно делает человека несчастным –
потому что для того, чтобы прожить полноценную жизнь, мы должны
посвятить ее чему-то более важному, чем мы сами. Космонавт, готовящийся к
полету, атлет, напряженно тренирующийся в ожидании соревнований, мать,
вынашивающая ребенка, ученый, напряженно трудящийся над великим
открытием – все они имеют причину бережно относиться к своему здоровью. В
их жизни есть цель и смысл, более важный, чем они сами. Они для чего-то
нужны в этом мире, у них есть предназначение, которое они должны
исполнить. В христианской картине мира человек понимает, что он
принадлежит не самому себе, а Богу, и должен заботиться о себе как о
Божьем творении и Божьем инструменте в мире.
том, что, как правило, эта любовь является поддельной и разрушительной.
Эгоистическая обращенность на себя неизбежно делает человека несчастным –
потому что для того, чтобы прожить полноценную жизнь, мы должны
посвятить ее чему-то более важному, чем мы сами. Космонавт, готовящийся к
полету, атлет, напряженно тренирующийся в ожидании соревнований, мать,
вынашивающая ребенка, ученый, напряженно трудящийся над великим
открытием – все они имеют причину бережно относиться к своему здоровью. В
их жизни есть цель и смысл, более важный, чем они сами. Они для чего-то
нужны в этом мире, у них есть предназначение, которое они должны
исполнить. В христианской картине мира человек понимает, что он
принадлежит не самому себе, а Богу, и должен заботиться о себе как о
Божьем творении и Божьем инструменте в мире.
Мы обретаем сознание своей ценности, когда соотносим себя с чем-то
более важным и ценным, чем мы сами. В этом отношении любовь к жизни
прочно связана с сознанием долга – на нынешнем фоне это может показаться
странным, но это так. Я нужен людям, которые зависят от моей заботы,
делу, которое я исполняю, городу, стране, с которыми я связан узами
солидарности и долга. Оборотная сторона фразы «я никому ничего не
должен» – «я никому не нужен, и себе тоже». Сознание ценности своей
жизни невозможно обрести в себе – но только за пределами себя.
более важным и ценным, чем мы сами. В этом отношении любовь к жизни
прочно связана с сознанием долга – на нынешнем фоне это может показаться
странным, но это так. Я нужен людям, которые зависят от моей заботы,
делу, которое я исполняю, городу, стране, с которыми я связан узами
солидарности и долга. Оборотная сторона фразы «я никому ничего не
должен» – «я никому не нужен, и себе тоже». Сознание ценности своей
жизни невозможно обрести в себе – но только за пределами себя.
Парадокс современной культуры в том, что, провозглашая право человека
на счастье, она сильно содействует той обращенности на себя, которая
неизбежно ведет человека к глубокому несчастью. Коммерческая реклама
предлагает человеку побаловать себя всеми способами, имеющимися на рынке
– «ведь вы этого достойны», и тот образ мироздания, который она
создает, помещает потребителя товаров и услуг в центр вселенной. Другие
люди воспринимаются как призванные удовлетворить его потребности.
на счастье, она сильно содействует той обращенности на себя, которая
неизбежно ведет человека к глубокому несчастью. Коммерческая реклама
предлагает человеку побаловать себя всеми способами, имеющимися на рынке
– «ведь вы этого достойны», и тот образ мироздания, который она
создает, помещает потребителя товаров и услуг в центр вселенной. Другие
люди воспринимаются как призванные удовлетворить его потребности.
Но дело не только в этом. Мы имеем дело с мощными политическими и
культурными движениями, которые работают на разрушение всякого
представления о солидарности, долге и обязательствах. В этих движениях
присутствует то, что называется «герменевтикой подозрительности» – слова
и поступки других людей следует интерпретировать исходя из того, что
они стремятся поработить, унизить и эксплуатировать вас.
культурными движениями, которые работают на разрушение всякого
представления о солидарности, долге и обязательствах. В этих движениях
присутствует то, что называется «герменевтикой подозрительности» – слова
и поступки других людей следует интерпретировать исходя из того, что
они стремятся поработить, унизить и эксплуатировать вас.
С такой точки зрения любые разговоры о долге, солидарности и
обязательствах ведутся с тем, чтобы, грубо говоря, денег не платить. Все
это придумали те или иные эксплуататоры – помещики и капиталисты, белые
гетеросексуальные мужчины, церковники, силовики, кто-то еще – чтобы
третировать и подчинять угнетенные слои общества. Даже сами понятия
верности и предательства, как, например, говорит
политолог Екатерина Шульман, есть понятия насильственные, придуманные
для того, чтобы навязать более слабым обязательства, на которые они не
подписывались, и защитить право сильных на принуждение.
обязательствах ведутся с тем, чтобы, грубо говоря, денег не платить. Все
это придумали те или иные эксплуататоры – помещики и капиталисты, белые
гетеросексуальные мужчины, церковники, силовики, кто-то еще – чтобы
третировать и подчинять угнетенные слои общества. Даже сами понятия
верности и предательства, как, например, говорит
политолог Екатерина Шульман, есть понятия насильственные, придуманные
для того, чтобы навязать более слабым обязательства, на которые они не
подписывались, и защитить право сильных на принуждение.
Бывают ли злоупотребления понятием долга? Конечно, это много раз
происходило в истории, с особенным размахом – в истории тоталитарных
режимов ХХ века, и происходит сейчас. Но люди, которые отвергали
притязания тиранов, отвергали их не потому, что разговоры о долге – это
вообще насилие, а потому, что у них были другие, более высокие
обязательства. Александр Шморель,
немецкий антифашист и православный святой, отверг притязания
национал-социалистов потому, что полагал свои обязательства перед Богом
более важными.
происходило в истории, с особенным размахом – в истории тоталитарных
режимов ХХ века, и происходит сейчас. Но люди, которые отвергали
притязания тиранов, отвергали их не потому, что разговоры о долге – это
вообще насилие, а потому, что у них были другие, более высокие
обязательства. Александр Шморель,
немецкий антифашист и православный святой, отверг притязания
национал-социалистов потому, что полагал свои обязательства перед Богом
более важными.
То, с чем мы сталкиваемся сейчас, – это не утверждение одних
обязательств ради других, а отрицание самого понятия долга. К чему это
приводит?
обязательств ради других, а отрицание самого понятия долга. К чему это
приводит?
Например, к тому, что самодостаточная, сексуально раскрепощенная и не
позволяющая собой помыкать феминистка встречает столь же
эмансипированного мужчину – и с негодованием пишет у себя в «Фейсбуке»,
какая же он эгоистичная, распущенная и безответственная свинья. Ситуация
ироническая, но назвать ее забавной трудно – они оба будут несчастны, и
у них не получится создать семью, требующую взаимной жертвенности и
заботы, а если биология возьмет свое и они окажутся в одной постели,
плод этого союза будет убит – потому что они не способны позаботиться ни
о нем, ни друг о друге.
позволяющая собой помыкать феминистка встречает столь же
эмансипированного мужчину – и с негодованием пишет у себя в «Фейсбуке»,
какая же он эгоистичная, распущенная и безответственная свинья. Ситуация
ироническая, но назвать ее забавной трудно – они оба будут несчастны, и
у них не получится создать семью, требующую взаимной жертвенности и
заботы, а если биология возьмет свое и они окажутся в одной постели,
плод этого союза будет убит – потому что они не способны позаботиться ни
о нем, ни друг о друге.
Конечно, герменевтика подозрительности может работать и в людях,
которые не слышали самого этого термина и просто уверены, что всякое
строительство предпринимается с целью воровства, любовь придумали, чтобы
денег не платить, а церковь – это контора по выкачиванию денег.
которые не слышали самого этого термина и просто уверены, что всякое
строительство предпринимается с целью воровства, любовь придумали, чтобы
денег не платить, а церковь – это контора по выкачиванию денег.
Что делать со всеми этими бедами? Конечно, некоторые
административные, запретительные меры необходимы – вопреки популярному
предрассудку, они работают. В результате принятых властями мер люди
действительно стали меньше
пить, а средняя продолжительность жизни возросла. Но нужно и просто
перестать финансировать некоторые вещи. Ситуация, когда государство,
которое не может изыскать средства на достойную оплату труда врачей, при
этом финансирует аборты, абсурдна – и ее нужно прекратить.
административные, запретительные меры необходимы – вопреки популярному
предрассудку, они работают. В результате принятых властями мер люди
действительно стали меньше
пить, а средняя продолжительность жизни возросла. Но нужно и просто
перестать финансировать некоторые вещи. Ситуация, когда государство,
которое не может изыскать средства на достойную оплату труда врачей, при
этом финансирует аборты, абсурдна – и ее нужно прекратить.
Дело не только в неправильном распределении средств – дело в
послании, которое при этом внушается людям: государство подает сигнал,
что считает более важным абортировать, чем лечить своих граждан.
послании, которое при этом внушается людям: государство подает сигнал,
что считает более важным абортировать, чем лечить своих граждан.
В области культуры и образования важно сформулировать внятную
политику – чего государство хочет добиться, выделяя деньги на те или
иные фильмы или спектакли. Пусть люди, желающие представлять на сцене
похабщину и непристойности, делают это за счет тех, кто готов покупать
билеты, а государственную поддержку получают те произведения, которые
служат общему благу и утверждают созидательные ценности.
политику – чего государство хочет добиться, выделяя деньги на те или
иные фильмы или спектакли. Пусть люди, желающие представлять на сцене
похабщину и непристойности, делают это за счет тех, кто готов покупать
билеты, а государственную поддержку получают те произведения, которые
служат общему благу и утверждают созидательные ценности.
Человеческая жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. У человека есть
обязательства по отношению к его ближним. Он призван любить семью,
исполнять свой долг и трудиться, созидая лучшее будущее для всех. Тогда
он будет жить полноценной, счастливой жизнью и не станет губить ни себя,
ни своих детей.
обязательства по отношению к его ближним. Он призван любить семью,
исполнять свой долг и трудиться, созидая лучшее будущее для всех. Тогда
он будет жить полноценной, счастливой жизнью и не станет губить ни себя,
ни своих детей.
Сергей Худиев https://vz.ru/opinions/2019/11/20/1008949.html