Москва, 30 августа — Наша Держава. О русской национальной идее говорят многие и говорят по-разному. Так,
академик Д.С.Лихачев в 1996 г. в интервью газете «Наш век» сказал:
«Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед — это не просто
глупость, это крайне опасная глупость». Весьма странное высказывание для
весьма просвещенного человека, вряд ли не знакомого с мнением на этот
счет Федора Достоевского, который говорил что «без высшей идеи не может
существовать ни человек, ни нация», пишет Игорь Евсин на портале ruskmir.ru
академик Д.С.Лихачев в 1996 г. в интервью газете «Наш век» сказал:
«Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед — это не просто
глупость, это крайне опасная глупость». Весьма странное высказывание для
весьма просвещенного человека, вряд ли не знакомого с мнением на этот
счет Федора Достоевского, который говорил что «без высшей идеи не может
существовать ни человек, ни нация», пишет Игорь Евсин на портале ruskmir.ru
О крайней необходимости для русского
народа национальной идеи высказывались и другие выдающиеся писатели и
мыслители. И во всех их взглядах на русскую идею главным было то, что в
ее основе должна быть вера. «Идея нации есть не то, что она сама думает о
себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», — так
определил сущность национальной идеи философ Владимир Соловьёв.
народа национальной идеи высказывались и другие выдающиеся писатели и
мыслители. И во всех их взглядах на русскую идею главным было то, что в
ее основе должна быть вера. «Идея нации есть не то, что она сама думает о
себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», — так
определил сущность национальной идеи философ Владимир Соловьёв.
Нисколько не претендуя на высказывания нечто нового по этой теме,
все-таки рискну кратко сформулировать конкретное выражение русской
национальной идеи на примере Уваровской триады.
все-таки рискну кратко сформулировать конкретное выражение русской
национальной идеи на примере Уваровской триады.
19 ноября 1833 года граф Сергей Семёнович Уваров, при вступлении в
должность Министра народного просвещения подал Государю Императору
Николаю I Всеподданнейший доклад «О некоторых общих началах, могущих
служить руководством при управлении Министерством Народного
Просвещения». В нем он утверждал, что «собственными началами России
являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может
благоденствовать, усиливаться и жить».
должность Министра народного просвещения подал Государю Императору
Николаю I Всеподданнейший доклад «О некоторых общих началах, могущих
служить руководством при управлении Министерством Народного
Просвещения». В нем он утверждал, что «собственными началами России
являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может
благоденствовать, усиливаться и жить».
Благодаря выведенной в докладе триаде, имя графа Уварова прочно вошло
в историю государственного самосознания русского народа. За
сформулированный закон существования Российской Империи и его
обоснование Сергея Семеновича можно поставить в один ряд со старцем
Филофеем из Спасо-Елеазаровского монастыря, который сформулировал идею
Московской Руси в словосочетании «Москва — третий Рим». По сути граф
Уваров продолжил дело старца Филофея в новых исторических условиях.
в историю государственного самосознания русского народа. За
сформулированный закон существования Российской Империи и его
обоснование Сергея Семеновича можно поставить в один ряд со старцем
Филофеем из Спасо-Елеазаровского монастыря, который сформулировал идею
Московской Руси в словосочетании «Москва — третий Рим». По сути граф
Уваров продолжил дело старца Филофея в новых исторических условиях.
Конечно же, триада Сергея Семеновича возникла не на пустом месте. Вот
что говорил Патриарх Гермоген, в своем послании к русскому народу во
время Великой Смуты, когда поляки захватили Кремль: «Благословляю верных
русских людей, подымающихся на защиту Веры, Царя и Отечества. И
проклинаю вас изменники!» «За Веру Царя и Отечество» шли освобождать
Москву Козьма Минин и Димитрий Пожарский. Также и Император Петр I, в
приказе, отданном накануне Полтавской битвы, призывал русских солдат
воевать за Веру, Царя и Отечество.
что говорил Патриарх Гермоген, в своем послании к русскому народу во
время Великой Смуты, когда поляки захватили Кремль: «Благословляю верных
русских людей, подымающихся на защиту Веры, Царя и Отечества. И
проклинаю вас изменники!» «За Веру Царя и Отечество» шли освобождать
Москву Козьма Минин и Димитрий Пожарский. Также и Император Петр I, в
приказе, отданном накануне Полтавской битвы, призывал русских солдат
воевать за Веру, Царя и Отечество.
Но в триаде «Православие, Самодержавие и Народность» содержится не
только девиз: «За Веру, Царя и Отечество», но и его конкретное выражение
— «за русского Бога, русского Царя и русский Народ». И в отличие от
этого девиза в триаде сформулирован закон национального русского бытия.
Она выражает как политическую форму русской государственности —
Самодержавие, так и ее духовное содержание — Православие. А Народность
является той основой, без которой ни первое, ни второе существовать не
может. Так же, как и русская народность не может существовать без
Православия и Самодержавия.
только девиз: «За Веру, Царя и Отечество», но и его конкретное выражение
— «за русского Бога, русского Царя и русский Народ». И в отличие от
этого девиза в триаде сформулирован закон национального русского бытия.
Она выражает как политическую форму русской государственности —
Самодержавие, так и ее духовное содержание — Православие. А Народность
является той основой, без которой ни первое, ни второе существовать не
может. Так же, как и русская народность не может существовать без
Православия и Самодержавия.
Итак, суть триады заключается в следующем:
Православие. Без любви к православию, к вере предков считал Сергей
Семенович Уваров, «народ, как и частный человек, должны погибнуть;
ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце.
Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом
предназначении. Это было бы измена в пространном смысле».
Семенович Уваров, «народ, как и частный человек, должны погибнуть;
ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце.
Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом
предназначении. Это было бы измена в пространном смысле».
Самодержавие. По утверждению Уварова, самодержавие — это главное
условие политического существования России, ее государственности. Россия
живёт и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного,
человеколюбивого, просвещённого.
условие политического существования России, ее государственности. Россия
живёт и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного,
человеколюбивого, просвещённого.
Народность. По Уварову, «дабы Трон и Церковь оставались в их
могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее».
могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее».
Здесь все настолько гениально взаимосвязано, что более четкого, более
ясного выражения русской идеи никто до сих пор не придумал и уже не
придумает. Хотя мы и живем в совершенно других исторических условиях,
уваровская триада, так же, как и филофеевская идеологема «Москва —
Третий Рим» настолько прочно живет в самосознании православного
русского, что при благоприятных условиях обязательно начнет претворяться
в жизнь.
ясного выражения русской идеи никто до сих пор не придумал и уже не
придумает. Хотя мы и живем в совершенно других исторических условиях,
уваровская триада, так же, как и филофеевская идеологема «Москва —
Третий Рим» настолько прочно живет в самосознании православного
русского, что при благоприятных условиях обязательно начнет претворяться
в жизнь.
Проявление идеи «Православие, Самодержавие, Народность» может быть во
всех формах нашего бытия. В политической, как «Церковь, Православная
власть, народ». В социальной, как «Архиереи, элита, народ» (или
«Священник, начальник, крестьянин»), и философской, как «Вера и верность
русским идеалам». Но ее главное наполнение — это естественно «Церковь,
Монарх, Народ». В виде «За веру, Царя и Отечество» она есть боевой девиз
русских монархистов. И, в конечном счете, уваровская триада — это
историческая основа нашего национального бытия. Это именно то, что
должен возрождать русский человек. Именно то, за что он должен бороться.
всех формах нашего бытия. В политической, как «Церковь, Православная
власть, народ». В социальной, как «Архиереи, элита, народ» (или
«Священник, начальник, крестьянин»), и философской, как «Вера и верность
русским идеалам». Но ее главное наполнение — это естественно «Церковь,
Монарх, Народ». В виде «За веру, Царя и Отечество» она есть боевой девиз
русских монархистов. И, в конечном счете, уваровская триада — это
историческая основа нашего национального бытия. Это именно то, что
должен возрождать русский человек. Именно то, за что он должен бороться.
«Православие, Самодержавие и Народность… суть такая же жизненная
истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит»,
— проникновенно взывал поэт и пламенный монархист конца XIX — начала XX
в. В.Л.Величко. А святитель Феофан, Затворник Вышенский писал: «Издавна
охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и
полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и
Народность, вот что надобно сохранять! Когда ослабеют или изменятся сии
начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое
священное трехцветное знамя».
истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит»,
— проникновенно взывал поэт и пламенный монархист конца XIX — начала XX
в. В.Л.Величко. А святитель Феофан, Затворник Вышенский писал: «Издавна
охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и
полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и
Народность, вот что надобно сохранять! Когда ослабеют или изменятся сии
начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое
священное трехцветное знамя».
Уваровская триада «Православие, самодержавие, народность» содержит в
себе все составляющие русской идеи. И православный патриотизм, и
имперскую идеологию, и русский национализм. В совокупности это есть
идеология русского народа, его национального государственного и
общественного устройства, практическим воплощением которой является
русский миропорядок – Православная Русская Монархия.
себе все составляющие русской идеи. И православный патриотизм, и
имперскую идеологию, и русский национализм. В совокупности это есть
идеология русского народа, его национального государственного и
общественного устройства, практическим воплощением которой является
русский миропорядок – Православная Русская Монархия.