Москва, 20 октября – Наша Держава.В наступающем 2018 году исполняется столетие зверского убийства русского царя Николая Второго и всей его семьи. Этим убийством неслыханной жестокости и злобы была насильно оборвана тысячелетняя история Русской монархии
В наши дни определенные силы вновь посягают на светлый образ Государя, его супруги и всей Царской семьи. Одним из примеров подобного является выход скандального художественного фильма «Матильда». Несмотря на то, что он «искажает исторические факты». Значит, он является клеветническим, а не художественным. Уже Платон указал, что подлинная красота по своей сути неразрывно связана с истиной. Эта клевета является органической частью мировоззренческого конфликта с Православием авторов этой клеветы.
С клеветой необходимо бороться. Бороться знаниями о судьбе Русской монархии и ее роли в истории Отечества, знаниями о современной русофобии, которая проникла и в определенные круги российского и зарубежного общества.
Русская монархия была учреждена на вечевой площади Великого Новгорода в 862 году, тысячу пятьдесят шесть лет до этого. За этот более чем тысячелетний срок русская монархия создала самое большое государство в мире, по своей территории занимавшее тогда пятую часть всей суши земного шара, с населением в приблизительно одну двенадцатую часть всего человечества.
Учреждение руcской монархии совпало с учреждением русского государства, и отличалось от большинства других исторически хорошо известных монархий. Например, римская монархия была учреждена Ромулом, которого также называли Квиринусом, то есть Собирателем (от «ко-вири» «со мужами»). Он вместе со своим братом Ремом созвал юношей с близлежащих территорий, и заложил новый город – Рим. Тит Ливий в своей «Истории от основания Рима» пишет, что Ромул и Рем, «разделяли труды и потехи с пастухами, с которыми они создали отряд юношей».Затем «от соседних народов сбежались все жаждущие перемен – свободные и рабы без разбора – и тем была заложена первая основа великой мощи».
В Древней Греции племенными монархами часто становились объединители нескольких племен и родов в одно государство. Многие современные монархии в Западной Европе исторически происходят от вождей завоевателей их территории как в случае покорения Англии норманнами в 1066 году, или были назначены как, например, в случае Швеции (первый монарх их современной династии был маршалом Наполеона).
Русская монархия была учреждена как верховная власть над уже существующими славянскими племенными системами самоуправления и правосудия при славянском обыденном праве. Княжеской власти было поручено возглавлять государство, а также и быть верховным гарантом правосудия. Она возглавляла все территории и племена всех восточных славян. Кроме того, княжеская власть должна была охранять их общие границы и великие водные пути, проходившие через их территорию. Отдельные возглавители отдельных племен никак не могли исполнять эти функции. В этом была коренная суть Русской монархии, начиная с Рюрика.
Несомненно, что такая монархия была наилучшим видом политического строя, в том числе и для Руси. Уже Платон это хорошо подметил, а за ним и его ученик Аристотель. Однако Платон также подметил, что такой наилучший политический режим труднее всего достигнуть и сохранить. Платон всю свою жизнь посвятил поискам методов для преодоления этих затруднений и в конечном итоге пришел к заключению, что только лишь путем воспитания будущих правителей этого можно достичь.
В то время как лучшие умы Древней Греции возводили свои теории (умозрения действительности), лучшие мужи Древнего Рима предпочитали заниматься практическим созданием этой действительности. Уже после смерти Ромула возникла проблема: как найти и назначить ему заместителя. Сперва был определен тройственный процесс такого призвания: народ предложил, старейшины (сенат) согласились, религиозная власть (авгуры) одобрили. Тогда же были установлены и необходимые качества для носителя верховной власти. Тит Ливий пишет, что после смерти учредителя римского государства Ромула вторым римским царем стал сосед-чужеземец, сабинянин Нума Помпилий, «славный справедливостью и благочестием и своими знаниями божественного и человеческого права». Тит Ливий при этом уточняет, что «Нума, не знакомый с городом, не стремившийся к власти, самими римлянами был призван на царство…»
На Руси к этому было с самого начала добавлено, что такие качества лучше всего достигаются и сохраняются с помощью династичности верховной власти, следуя в этом ветхозаветной и византийской традициям. После Крещения Руси при Святом Владимире, правнуке Рюрика, такой принцип совпадал и с православной доктриной, ибо именно семья является своего рода начальной Церковью и школой, воспитывающей своих членов с детства.
Действительно, при династической монархии будущие правители не только генетически отбираются, но также и получают с раннего детства соответствующее их призванию и служению воспитание. Платон считает, что воспитывать будущих правителей надо с семи лет, но русских монархов готовили к их служению с еще более раннего детства. Наследник первого русского монарха, князь Игорь, перенесший столицу Руси из Новгорода в Киев, уже чуть ли не трехлетним ребёнком был посажен на коня во время одной битвы, и должен был первым бросить копье в сторону врагов, как повествует наша Летопись. Уже затем он осадил сотнями ладей Константинополь, и в результате добился договора с Византией, в котором впервые в международных документах наша страна именуется Россией. Его вдова, великая княгиня киевская Ольга, крестилась в Константинополе и стала первой русской святой.
Главной целью такого воспитания с детства, в рамках династической монархии, было подготовить будущих верховных правителей России к тщательному служению. На могиле святого благоверного великого князя Александра Невского так и перечисляются его заслуги перед Русской Землёй: Тщательно проходил свое служение.
Правнук Святого Владимира Владимир Мономах подтвердил своим Поучением его наследникам содержание такого воспитания. Это Поучение является величайшим памятником не только нашей русской литературы, но и государственности. В самом начале Поучения Владимир Мономах, перефразируя Псалмы, указывает: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю». А дальше, уже выходя за рамки права и нравственности, Владимир Мономах переходит к «социальной программе»: «Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека».
Владимир Мономах касается в своем Поучении и «гуманности», и «человеческих прав» в подлинном, христианском смысле: «Ни невинного, ни преступного не убивайте, ни велите убивать; хотя и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души».
«Милостив же бяше паче меры, поминая слово Господне», – говорит про Мономаха летописец. Вот где корень непонятного нам иногда милосердия русской легитимной исторической власти по отношению даже к своим врагам! Много веков спустя царь Александр II юридически отчеканит эту мысль, указывая каким должен быть русский суд: «Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех». Именно для этого он и возродил на Руси суд присяжных, впервые учрежденный царём Иваном Грозным триста лет до него.
Таким образом, институция русской монархии сохраняла в течение тысячелетия свои традиционные нормы и характеристики. И в семье убиенного царя Николая эти отличительные нормы соблюдались строго. Больше того, как это явствует со всей очевидностью из многочисленной переписки царской семьи, сегодня являющейся доступной для всех, в этой семье царили не только дружеское взаимопонимание, но также и всеобщая любовь между всеми её членами. Она распространялась также и на всех близко к ней стоявших сотрудников и слуг. В «Кадетской перекличке» №№ 74 и 75, от 2003 и 2004 годов, был опубликованы письма новомученика лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина своим детям, в которых он в течение многих лет описывает эту добрую атмосферу в Царской Семье.
Конечно, клевета мировоззренчески враждебных русофобских элементов полностью игнорирует эту действительность, следуя в этом давно установленному принципу клеветы. Такой вид мировоззренческой агрессии был хорошо изложен основателем итальянской коммунистической партии Антонио Грамши. Грамши учит, что сперва необходимо разрушить в обществе предыдущее мировоззрение, а затем внедрять новое сознание. Для этого идеологизированные интеллигенты, действующие молекулярно, должны подтачивать и разрушать предыдущее народное мировоззрение, и бороться за устранение основных принципов, составляющих мыслительную структуру общества. Проникая ко всем рычагам культуры и общественного мнения, они должны добиваться слома и сноса этих принципов и устранения всех тех, кто их будет защищать. Для этого, учит Грамши, «необходимо лишить этих защитников всякого духовного престижа… путем постоянной разъедающей критики. Эта критика должна сеять сомнения, скептицизм, лишать их морального престижа… она должна уничтожить их верования и их учреждения…». Между прочим, министр пропаганды немецкого национал-социализма Геббельс требовал аналогичных методов борьбы: «Клевещите, клевещите, что-нибудь прилипнет».
Однако конечная победа будет всегда за истиной и Правдой, а не за клеветой, ибо, как указал святой благоверный великий князь Александр Невский, не в силе Бог, а в Правде. Но и мы тоже не должны плошать и обязаны разоблачать любую русофобию, ибо она подтачивает исторические фундаменты Государства Российского.
Игорь Андрушкевич*. Буэнос-Айрес, октябрь 2017 года.
—————————————————
*Игорь Николаевич Андрушкевич родился 31 июля 1927 года в Белграде в семье русских белоэмигрантов. Крещение принял в Русской Зарубежной Церкви. Обучался в начальной школе в сербском городе Чачке, в 1938 году поступил в 1-й русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус в Белой Церкви.
С 1948 года живет в Буэнос-Айресе. Получил журналистское и философское образование. В 1962–1987 годах работал на частных металлургических заводах в аргентинской столице в должности финансового и административного директора.
Более 30 лет преподавал историю России и государствоведение в русской субботней гимназии Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) Буэнос-Айреса. Регулярно выступает с публичными докладами и лекциями, посвященными различным вопросам мировой и российской истории, философии, политики и экономики.
С 1991 года Андрушкевич – председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов в Аргентине.
В 1960–1970-е годы был членом епархиального совета Аргентино-Парагвайской епархии Русской Зарубежной Церкви, членом правления Русской православной конгрегации в Аргентине и личным секретарем архиепископа Буэнос-Айресского, Аргентинского и Парагвайского Леонтия (Филипповича; 1904–1971).
В январе 2009 года принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви как делегат от мирян Южно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви.
В 1970–1995 годах сотрудничал в русской еженедельной газете монархического толка «Наша страна». В 1982 году вошел в редакционную коллегию газеты.
В 1995 году возобновил издание в Буэнос-Айресе ежеквартального вестника «Кадетское письмо», основанного в 1955 году и закрытого в 1962 году. С 1998 года выпускает «Русские тетради. Независимый журнал русской политической мысли». В 2002 году вместе со своей женой начал издавать историософский журнал на испанском языке «Перспективы». В том же 2002 году был назначен ответственным редактором ежегодного журнала «Кадетская перекличка».
Игорь Николаевич Андрушкевич – автор сборника исторических и историософских статей «Макроистория» (Новосибирск, 1992), сборника из 16 статей на политические и экономические темы «Великая смута» (Буэнос-Айрес, 1995), брошюр «Симфония» (Буэнос-Айрес, 1995), в которой рассматривается доктрина византийского императора Юстиниана Великого о «доброй симфонии» между священством и государством, и «Воспитание русской военной молодежи» (Буэнос-Айрес, 1999).