Москва, 26 августа — Наша Держава. На днях произошла долгожданная для многих отставка министра образования Дмитрия
Ливанова. На смену ему пришла Ольга Васильева —
первая в России женщина на этом посту, историк и религиовед, сфера научных
интересов которой затрагивает историю Русской Православной Церкви в ХХ
веке и государственно-церковные отношения в советский период.
Последние четыре года Васильева занимала пост замначальника Управления по
общественным проектам администрации президента России, пишет публицист Казимирко-Кириллова
Ливанова. На смену ему пришла Ольга Васильева —
первая в России женщина на этом посту, историк и религиовед, сфера научных
интересов которой затрагивает историю Русской Православной Церкви в ХХ
веке и государственно-церковные отношения в советский период.
Последние четыре года Васильева занимала пост замначальника Управления по
общественным проектам администрации президента России, пишет публицист Казимирко-Кириллова
Неожиданно с критикой Васильевой выступили западные СМИ. Например, один из
наиболее авторитетных научных журналов в мире, выпускаемый Американской
ассоциацией содействия развитию науки, журнал Science осуждает
нового российского министра за то, что она признает роль государства в
объединении нации накануне Великой Отечественной войны, «восхищается
Сталиным» и отдает приоритет государственным интересам перед личными.
Также издание цитирует представителя одного из институтов Российской академии
наук: «Ливанов — человек науки, разумная и прогрессивная личность.
Сейчас его место занял убежденный консерватор. Лучше иметь такого противника
как Ливанов, чем такого союзника как Васильева». Напомним, что именно
Ливанов стал инициатором реформы РАН, которую многие называли
убийством фундаментальной науки в нашей стране. Также спикер добавляет, что «Ливанова
будет не хватать». Такое чудовищно искаженное представление о новом
российском министре образования донесено до миллионной аудитории Science по
всему миру.
наиболее авторитетных научных журналов в мире, выпускаемый Американской
ассоциацией содействия развитию науки, журнал Science осуждает
нового российского министра за то, что она признает роль государства в
объединении нации накануне Великой Отечественной войны, «восхищается
Сталиным» и отдает приоритет государственным интересам перед личными.
Также издание цитирует представителя одного из институтов Российской академии
наук: «Ливанов — человек науки, разумная и прогрессивная личность.
Сейчас его место занял убежденный консерватор. Лучше иметь такого противника
как Ливанов, чем такого союзника как Васильева». Напомним, что именно
Ливанов стал инициатором реформы РАН, которую многие называли
убийством фундаментальной науки в нашей стране. Также спикер добавляет, что «Ливанова
будет не хватать». Такое чудовищно искаженное представление о новом
российском министре образования донесено до миллионной аудитории Science по
всему миру.
Британская газета International Business Times также
пытается показать Васильеву как поклонницу сталинской эпохи, а также заявляет,
что «будучи религиозным консерватором, она хочет сделать православие
ключевым фокусом системы образования».
пытается показать Васильеву как поклонницу сталинской эпохи, а также заявляет,
что «будучи религиозным консерватором, она хочет сделать православие
ключевым фокусом системы образования».
20 августа 2016 года. Министр образования и науки РФ
Ольга Васильева (слева) и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на пленарном
заседании Всероссийского августовского совещания педагогических работников.
Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Ольга Васильева (слева) и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на пленарном
заседании Всероссийского августовского совещания педагогических работников.
Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Тем не менее Ольга Васильева, которую в образовательных кругах называют
блестящим историком, одним из лучших специалистов в своей сфере, не давала
никаких оснований для подобных выводов. Выступая в Общественной палате, она
подчеркнула: «Внеурочное время, которое мы должны проводить с детьми,
которое должно быть направлено на их воспитание и на формирование их как
человека, должно идти именно на это, а не на «натаскивание» на
ЕГЭ. И вот этим я действительно буду заниматься». По мнению
Васильевой, задачей учителей является в том числе формирование гражданского
общества: «Человек — это наша главная задача», — подчеркнула
она. Что касается реформы ЕГЭ, министр пообещала разобраться в том,
что происходит с нынешней системой аттестации школьников, «взять
лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед».
блестящим историком, одним из лучших специалистов в своей сфере, не давала
никаких оснований для подобных выводов. Выступая в Общественной палате, она
подчеркнула: «Внеурочное время, которое мы должны проводить с детьми,
которое должно быть направлено на их воспитание и на формирование их как
человека, должно идти именно на это, а не на «натаскивание» на
ЕГЭ. И вот этим я действительно буду заниматься». По мнению
Васильевой, задачей учителей является в том числе формирование гражданского
общества: «Человек — это наша главная задача», — подчеркнула
она. Что касается реформы ЕГЭ, министр пообещала разобраться в том,
что происходит с нынешней системой аттестации школьников, «взять
лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед».
Сейчас все научное сообщество ожидает от нового министра каких-то радикальных
изменений. Либеральную модель образования, которая существовала последние 25
лет и воспитывает «образованных потребителей», не приемлет
подавляющая часть российского общества. Эксперты признают: вузам приходится
наверстывать программу средней школы, поскольку абитуриенты после 11 лет
обучения приходят на первый курс без малейшего представления и базовых знаний
по своей специальности.
изменений. Либеральную модель образования, которая существовала последние 25
лет и воспитывает «образованных потребителей», не приемлет
подавляющая часть российского общества. Эксперты признают: вузам приходится
наверстывать программу средней школы, поскольку абитуриенты после 11 лет
обучения приходят на первый курс без малейшего представления и базовых знаний
по своей специальности.
Москва. 19 августа 2016 года. Ректор Московского
государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) Вагиф Байрамов
и Ольга Васильева, назначенная министром образования и науки РФ. Фото из
архива/пресс-служба МГГЭУ/ТАСС
государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) Вагиф Байрамов
и Ольга Васильева, назначенная министром образования и науки РФ. Фото из
архива/пресс-служба МГГЭУ/ТАСС
Возращение к советской системе, которым грезят в народе, — далеко не столь
очевидный выход, каким может казаться. Говоря о ней, не следует забывать, что
целые поколения наиболее циничных и разрушительных для государства либеральных
деятелей, нуворишей и чиновников-коррупционеров, а также вся бандитская среда
1990-х выросла и воспитана именно в СССР. Кроме того, изоляция в образовании и
привязка его к социальной идеологии — нелучший способ вырастить действительно
высококвалифицированных специалистов. Воспоминания о классиках
марксизма-ленинизма, к творчеству которых необходимо было привязывать любую
работу и труды которых приходилось заучивать, ученики советской эпохи до сих
пор вспоминают с содроганием.
очевидный выход, каким может казаться. Говоря о ней, не следует забывать, что
целые поколения наиболее циничных и разрушительных для государства либеральных
деятелей, нуворишей и чиновников-коррупционеров, а также вся бандитская среда
1990-х выросла и воспитана именно в СССР. Кроме того, изоляция в образовании и
привязка его к социальной идеологии — нелучший способ вырастить действительно
высококвалифицированных специалистов. Воспоминания о классиках
марксизма-ленинизма, к творчеству которых необходимо было привязывать любую
работу и труды которых приходилось заучивать, ученики советской эпохи до сих
пор вспоминают с содроганием.
Слом всей системы образования и науки после революции 1917 года имел
масштаб, который сегодня даже трудно представить. В 1923 году Максим
Горький писал Владиславу Ходаcевичу: «Из
новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что в России Надеждою Крупской и
каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл.
Соловьев, Тэн, Рескин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, Ясинский (!) и еще многие
подобные еретики. И сказано: «Отдел религии должен содержать только
антирелигиозные книги». Все сие отнюдь не анекдот, а напечатано в книге,
именуемой «Указатель об изъятии антихудожественной и контрреволюционной
литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя». Под
раздачу попали и другие признанные классики — например, Федор Достоевский.
масштаб, который сегодня даже трудно представить. В 1923 году Максим
Горький писал Владиславу Ходаcевичу: «Из
новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что в России Надеждою Крупской и
каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл.
Соловьев, Тэн, Рескин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, Ясинский (!) и еще многие
подобные еретики. И сказано: «Отдел религии должен содержать только
антирелигиозные книги». Все сие отнюдь не анекдот, а напечатано в книге,
именуемой «Указатель об изъятии антихудожественной и контрреволюционной
литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя». Под
раздачу попали и другие признанные классики — например, Федор Достоевский.
Но, отвергнув в 1918 году многие принципы классического дореволюционного
образования и составив «черные списки» неугодных диалектическому
материализму авторов, СССР возвратился к ним всего спустя пару десятилетий.
Более того, в 1930-1940-е годы вернулись не только привычные нам домашние
задания и школьная форма, но и такие типичные для гимназий (а ныне присущие
лишь вузам) предметы, как латынь, психология, логика. «ЦК ВКП(б)
признал совершенно ненормальным, что в школах не преподаются логика и
психология», — пишет «Учительская газета»
в 1946 году, сообщая о планах государства ввести эти предметы сперва в 200
школах крупнейших городов, а затем и в «средних школах всех городов,
где имеются подготовленные преподаватели». Подготовка учителей и
составление учебных пособий осуществлялись ускоренными темпами. Увы, после
прихода Никиты Хрущева логику и психологию вновь исключили из образовательных
программ, едва не прикрепив к ним ярлык буржуазных лженаук.
образования и составив «черные списки» неугодных диалектическому
материализму авторов, СССР возвратился к ним всего спустя пару десятилетий.
Более того, в 1930-1940-е годы вернулись не только привычные нам домашние
задания и школьная форма, но и такие типичные для гимназий (а ныне присущие
лишь вузам) предметы, как латынь, психология, логика. «ЦК ВКП(б)
признал совершенно ненормальным, что в школах не преподаются логика и
психология», — пишет «Учительская газета»
в 1946 году, сообщая о планах государства ввести эти предметы сперва в 200
школах крупнейших городов, а затем и в «средних школах всех городов,
где имеются подготовленные преподаватели». Подготовка учителей и
составление учебных пособий осуществлялись ускоренными темпами. Увы, после
прихода Никиты Хрущева логику и психологию вновь исключили из образовательных
программ, едва не прикрепив к ним ярлык буржуазных лженаук.
Сегодня, полагают многие представители научного сообщества, мы имеем шанс
«восстановить справедливость», соединив глубину и фундаментальность
классического дореволюционного образования, близкого к европейской традиции, с
универсальностью и доступностью советской школы.
«восстановить справедливость», соединив глубину и фундаментальность
классического дореволюционного образования, близкого к европейской традиции, с
универсальностью и доступностью советской школы.
«Идея о синтезе всего хорошего (дореволюционного, советского,
мирового) опыта — замечательная», — считает доктор
исторических наук, профессор Александр Репников. — Но идея должна
быть положена на бумагу — в текстах концепций, программ и так далее. При этом
надо соотнести все это с реальной ситуацией; не быть «Маниловыми».
Для воплощения всех этих программ в жизнь нужна система, профессиональная,
работающая «в поте лица» команда, нужны средства. Нужно четко
представлять себе цель. Иначе сегодня — копаем яму, завтра — закапываем,
послезавтра — опять копаем».
мирового) опыта — замечательная», — считает доктор
исторических наук, профессор Александр Репников. — Но идея должна
быть положена на бумагу — в текстах концепций, программ и так далее. При этом
надо соотнести все это с реальной ситуацией; не быть «Маниловыми».
Для воплощения всех этих программ в жизнь нужна система, профессиональная,
работающая «в поте лица» команда, нужны средства. Нужно четко
представлять себе цель. Иначе сегодня — копаем яму, завтра — закапываем,
послезавтра — опять копаем».
«Мы все уповаем, что постепенно дойдет до общественного сознания,
что система образования в России неполна, если в ней нет центрального звена, а
именно — классической гимназии, — сказал в интервью Царьграду
заведующий кафедрой древних языков Православного Свято-Тихоновского
университета, доктор философских наук, профессор Юрий Шичалин.
— Если это произойдет, то можно будет решить все вопросы, которые стоят
сейчас абстрактно, — например, поднять фундаментальную науку. Ну как ее можно
поднять, если всегда существовала вертикаль «классическая гимназия —
университет — Академия наук»? Если выпадает первое звено, то нам
приходится давать среднее образование в университете, и о какой тогда
фундаментальной науке может идти речь?»
что система образования в России неполна, если в ней нет центрального звена, а
именно — классической гимназии, — сказал в интервью Царьграду
заведующий кафедрой древних языков Православного Свято-Тихоновского
университета, доктор философских наук, профессор Юрий Шичалин.
— Если это произойдет, то можно будет решить все вопросы, которые стоят
сейчас абстрактно, — например, поднять фундаментальную науку. Ну как ее можно
поднять, если всегда существовала вертикаль «классическая гимназия —
университет — Академия наук»? Если выпадает первое звено, то нам
приходится давать среднее образование в университете, и о какой тогда
фундаментальной науке может идти речь?»
Увы, помимо чисто организационных препятствий, главной проблемой для
введения подобного синтеза пока остается неготовность общественного сознания,
предвзятое отношение к образованию времен Российской империи, а то и вовсе
противопоставление его советскому. «Все это очень постепенно входит в
сознание, потому что люди, не получившие классического образования и не имеющие
даже представления об этом уровне, с большим трудом обращаются к этой идее и
откликаются на соответствующие инициативы. Там, где остаются идеалы советской
школы, к сожалению, замыкаются, не пытаются подняться на ступень выше, не
задаются вопросом, что она взяла из предшествующей традиции», —
сожалеет Юрий Шичалин.
введения подобного синтеза пока остается неготовность общественного сознания,
предвзятое отношение к образованию времен Российской империи, а то и вовсе
противопоставление его советскому. «Все это очень постепенно входит в
сознание, потому что люди, не получившие классического образования и не имеющие
даже представления об этом уровне, с большим трудом обращаются к этой идее и
откликаются на соответствующие инициативы. Там, где остаются идеалы советской
школы, к сожалению, замыкаются, не пытаются подняться на ступень выше, не
задаются вопросом, что она взяла из предшествующей традиции», —
сожалеет Юрий Шичалин.
«Но я уповаю на то, что есть общая установка не изолироваться, а
наоборот, быть более открытыми. А значит, есть и перспектива», —
добавил профессор.
наоборот, быть более открытыми. А значит, есть и перспектива», —
добавил профессор.
Все еще остается надежда, что новый министр образования приложит
все усилия к тому, что в России вновь будет средняя школа, где просвещают, а не
оказывают образовательные (они же — «медвежьи»- Прим. ред. НД) услуги!
все усилия к тому, что в России вновь будет средняя школа, где просвещают, а не
оказывают образовательные (они же — «медвежьи»- Прим. ред. НД) услуги!